КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зарождение кооперативных идей и первые формы кооперации
План 1. Зарождение кооперативных идей и первые формы кооперации 2. Исторические этапы развития кооперации в России 3. Основы учения А. В. Чаянова о социально-экономическом назначении кооперации в сельском хозяйстве 4. Развитие интеграционных процессов в АПК
Родиной крестьянской кооперации является Западная Европа, откуда это явление распространилось на все континенты мира. Зарождение кооперативной теории связано с именами таких великих гуманистов и реформаторов общества, как Роберт Оуэн. (1771 — 1858), которым был предложен термин «кооперация», Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1835), Уильям Кинг (1776-1865), Франц Герман Шульце-Делич (1808—1883), Фридрих Райффайзен (1818-1888). Сен-Симон считал движущей силой прогресса научные знания и утверждал новую религию: «Все люди — братья». Роберт Оуэн в своей работе «О принципах гармонии» (1817) обосновал такие фундаментальные принципы современного кооперативного движения, как добровольность создания самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества», членства в кооперативе, равноправия, выборности руководящих структур, регулярной отчетности. Дальнейшее развитие идеи кооперации получили в работах Ш. Фурье. Он, наблюдая концентрацию производства в экономике современных ему капиталистических предприятий, пришел к выводу, что наемные работники этих предприятий лично не заинтересованы в интенсификации производства, «выполняют свое дело кое-как». Ш. Фурье считал, что избежать этого можно единственным путем — сделать наемных работников коллективными хозяевам и с этой целью предложил объединение многих семей для ведения общего промышленного и сельского хозяйства и назвал такое предприятие фалангой. Он впервые разработал также принципиальные положения теории коллективного земледелия, которые позднее оказали огромное влияние на развитие сельскохозяйственных обществ (кооперативов) для совместной организации производства. Идеи Р. Оуэна и Ш. Фурье быстро распространились на Западе, а позднее ими руководствовались и многие ученые-экономисты России. Именно учение Р. Оуэна привело к созданию в Англии и в других странах потребительских рабочих кооперативов вначале в виде простейшего объединения лавок, а затем первого в мире кооператива - «Рочдельского общества справедливых пионеров». Принципы, разработанные рочдельскими пионерами, являются классическими и по сей день. От этого кооператива, созданного в 1844 г., принято отсчитывать историю современной кооперации. Крестьянская кооперация ведет начало от райффайзеновских сельских кредитных товариществ. В 40-х годах прошлого столетия в Германии волостной старшина Ф. Райффайзен вначале в сугубо благотворительных целях развернул деятельность по созданию обществ для помощи сельским хозяевам. Позднее благотворительность была полностью вытеснена задачами по кредитованию крестьянских хозяйств: Ф. Райффайзен сформулировал главные экономические принципы, кредитного кооператива, такие, как создание неделимого фонда, производительный характер использования ссуд, отсутствие паевого капитала, безвозмездный труд выборных органов. Такая кредитная кооперация пользовалась огромной популярностью у крестьян и быстро распространялась по всей Германии. Вслед за райффайзеновскими кредитными обществами в Европе стали возникать сбытовые, снабженческие, перерабатывающие кооперативы. Таким образом, предпосылки для развития кооперации сложились в Европе в середине XIX в. потому, что развивающееся денежное хозяйство постепенно вытесняло натуральное. Создание сложных машин, вроде сепараторов, нередко делало ведение хозяйства в одиночку неэффективным. Распространение рыночных связей и появление большого числа «нецивилизованных» частных предпринимателей-монополистов заставляло простых людей объединяться для самозащиты, создавать собственные потребительские и производственные сообщества. Крестьяне на практике осознавали выгоды объединения своих сил. Формирование представлений российских кооператоров осуществлялось под определенным влиянием западноевропейских традиций. Интеллигенция выдвинула из своей среды подвижников нового дела - народников, которые намеревались со временем превратить артели в социалистические общины, коммуны с полным обобществлением средств производства. Однако попытки осуществления этих замыслов на практике успеха не принесли. В России первым ученым, кто научно исследовал крестьянскую кооперацию, был автор знаменитого романа «Что делать?» Н.Г.Чернышевский (1828—1899). Его экономическая теория о производственных ассоциациях явилась вершиной экономической науки домарксового периода. Им был рассмотрен широкий спектр проблем политической экономии феодального, капиталистического и социалистического обществ. Согласно этой теории производство наиболее эффективно тогда, когда сам работник становится хозяином дела и собственником произведенной продукции. Однако каждое производство для эффективной работы требует размеров, превосходящих силы одного крестьянского семейства. Капиталист создает крупное предприятие за счет наемных работников. У трудящихся для этого имеется только один путь - объединяться, создавать товарищества, ассоциации рабочих, крестьян. Основные принципы кооперации по Н. Г. Чернышевскому следующие: членство - добровольное; сфера деятельности - земледелие и промышленное производство; все средства производства покупает само товарищество; земля может покупаться или браться в аренду; товарищество на собрании своих членов выбирает общий совет и отраслевые советы (земледельческий, промышленный), которые контролируют деятельность назначаемого директора; оплата труда членов в товариществе - средняя для данной местности; полученная прибыль расходуется по трем направлениям: на создание запасного капитала, оплату труда членов ассоциации, содержание общественных учреждений (школ, больниц), остальная часть прибыли распределяется между работниками в соответствии с числом отработанных каждым из них дней. Такова программа переустройства общества Н. Г. Чернышевского на основе ассоциаций трудящихся. Как видно, его больше интересовала социальная, психологическая сторона вопроса, а проблему экономической эффективности он вообще не обсуждает, хотя и не обходит вопросы стимуляции труда в товариществах. Чернышевский был первым теоретиком кооперации в России и имел своих последователей, это русские экономисты В. Воронцов, А. Николаев и другие, которые развивали теорию земледельческих артелей. Значительное внимание кооперативному движению уделяли К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. В отличие от других экономистов, они придавали первостепенное значение политическим (идеологическим) целям кооперации. Основоположники научного коммунизма обратили внимание на значение кооперативных объединений, прежде всего для сплочения пролетариата и доказательства того, что рабочие сами, без капиталистов могут организовать крупное машинное производство. К. Маркс указывал, что кооперативные фабрики следует рассматривать как переходные формы капиталистического способа производства к ассоциированному. Его мысли развивал и углублял Ф. Энгельс: «При всем этом главная задача состоит в том, чтобы ясно показать крестьянину, что мы можем спасти, сохранить его усадьбу и земельное владение, только превратив их в кооперативное владение и кооперативное производство» Ф. Энгельс в статье «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894), являющейся основополагающей работой марксизма по аграрному вопросу, показал неизбежность разорения части собственнического крестьянского хозяйства. Он разъяснял важность привлечения на сторону социалистических партий трудового крестьянства, в первую очередь сельскохозяйственного пролетариата и бедняков — союзников рабочего класса в социалистической революции. Большая часть работ В. И. Ленина по теории и практике кооперативного движения относится к послеоктябрьскому периоду, когда вопросы кооперации надо было решать непосредственно в процессе социалистического строительства. В работах В. И. Ленина прослеживается линия на политизацию кооперативного движения, распространение идей классовой борьбы. Это особенно сильно проявилось в развитии сельскохозяйственной кооперации в послеоктябрьский период, когда советская власть руководствовалась принципом привлечения в кооперативы беднейших слоев крестьян, в первую очередь членов партии как проводников ее идей. Провозглашались приоритет развития потребительской кооперации, подчинение высших органов кооперативного движения государственным органам, т. е. огосударствление кооперации. Исторические корни кооперации прорастают из древности: от общин, коммун, артелей, а теоретические и научные положения - из идей демократизации общества. Практическое воплощение идей кооперации происходило в зависимости от питательной среды общества, зависящей от экономических и политических процессов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |