Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рецепторные теории (или «теории отпечатка») античной философии




Вектор развития теорий психического отражения (восприятия).

Резюме: восприятие должно рассматриваться в единстве интроспективных и объективных данных.

Две стенографистки.

Предположим, для протоколирования дискуссии, которая предполагает быть особенно жаркой, мы приглашаем двух стенографисток. Причем, мы заранее знаем, что первая из них имеет большой опыт работы, протоколирует все точно, в основном пользуясь специальными стенографическими значками, при этом четко выделяет самое основное, не отвлекаясь на какие-либо эмоциональные моменты. Другая же еще не имеет достаточного профессионального опыта, при записи мало пользуется специальными стенографическими значками, но свои записи сопровождает экспрессивными рисунками и часто переключается на эмоциональный контекст происходящего, а после составления протокола долго не может расшифровать, что же она записала. При сравнении произведенных этими стенографистками записей может быть составлена более адекватная картина проходившей дискуссии, чем если брать только один ряд этих записей.

 

Если рассмотреть учения, рассматривающие восприятие, то к философской проблематике чувственного отражения закономерно добавляется еще один аспект – анализ механизмов взаимодействия субъекта и объекта. В этом случае мы переходим в область психологии (или психофизиологии).

Забегая несколько вперед, можно констатировать, что основные вехи в истории проблемы психологии восприятия определяются постепенным переходом от тезиса о пассивности (вызванности) восприятия к тезису об его активности. (Также, можно сказать, что соответствующий вектор предполагает переход от понятия рецепции к понятию перцепции.) Т.е. в самых первых психологических теориях восприятия оно понималось как задаваемое предметом, в современных теориях считается, что восприятие в одинаковой степени задается как предметом, так и субъектом. Рассмотрим сначала несколько примеров «рецепторного» подхода к восприятию, т.е. когда оно рассматривается как пассивный процесс.

Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.): все предметы при своем движении испускают «волны», которые проникают в «поры» других предметов, в том числе в органы чувств. При этом каждый орган чувств имеет такую величину своих «пор», чтобы они соответствовали характеру действующей «волны». Поэтому каждый орган чувств приспособлен только к определенному воздействию («подобное познается подобным»).

Демокрит (460-370 гг. до н.э.): от всех предметов происходит «истечение» (эйдос, идол), это «истечение» действует на воздух, лежащий между предметом и глазом, а через него на глаз. При этом указанные «истечения» выражают собой структурные особенности действующего на органы чувств предмета, например, если идет речь о живых существах, которые воспринимаются, то подобные «истечения» несут на себе отпечаток из душевных состояний.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.): к теории истечений прибавил объяснение ошибок восприятия. По его мнению, к чувственному восприятию самим субъектом, т.е. достаточно произвольно, прибавляется некая мысль, которая и вносит искажения.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.): применительно к восприятию предложил метафору воска, на котором делается отпечаток перстня, но частицы перстня (железо или золото) на воск не переходят.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.