Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субсенсорная чувствительность




Лекция 4. Свойства ощущений.

Резюме: сенсорные пороги зависят не только от их биологической роли, но и от задач, выполняемых субъектом.

Основная литература к главе 3

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001, с. 206-211

Майерс Д. Психология. Минск: Попурри, 2001, с. 210-215

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996, с. 58-63

Хрестоматия по ощущению и восприятию // Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. М.: Изд. Мос. унив., 1975, с. 217-272

Шиффман Х.Р. Ощущения и восприятия. СПб.: Питер, 2003, с. 22-54

Дополнительная литература к главе 3

Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. М.: Прогресс, 1987

Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии. Измерения в психологии: 1. Общая психометрика. М., 1983

Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика // Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. М.: Изд-во Моск. университета, 1984


 

Будут рассмотрены следующие вопросы:

11. Субсенсорная чувствительность.

12. Сенсорная адаптация.

13. Систематика ощущений.

В прошлый раз мы пришли к заключению, что абсолютный сенсорный порог не является в прямом смысле абсолютным – при выполнении индивидом определенных задач происходит подстраивание уровня чувствительности к содержанию этих задач (это и постулируется в теории обнаружения сигнала).

Так за счет чего же оказывается возможным влиять на характеристики, относящиеся к столь базовым и, соответственно, филогенетически очень ранним механизмам, как сенсорная чувствительность? Для того, чтобы яснее это представить, обратимся к проблеме подпорогового восприятия, или субсенсорной чувствительности. На этом материале достаточно хорошо виден сам принцип соотношения сознания и бессознательного (по крайней мере, в той его части, которая касается процессов восприятия), что особенно важно для уяснения проблемы порогов чувствительности целостного организма, в сравнении с чувствительностью отдельно взятого нейрона.

Феномены подпорогового восприятия известны достаточно хорошо, хотя в общественном сознании они продолжают выступать в виде чуть ли не магических технологий. Чаще всего вспоминается реклама «Кака-колы» и «Поп-корна», которая, якобы, демонстрировалась с помощью 25-го кадра в кинотеатрах Нью-Джерси. Данная технология предполагает, что в обычную видеопоследовательность, которая построена на показе 24 кадров в секунду (ср. фи-феномен), встраиваются дополнительные кадры, на каждую секунду по одному дополнительному, т.е. 25-му, кадру. В действительности, встраивать 25-й кадр – это достаточно сложная техническая задача, тем более, если речь идет о телевещании или видео (т.к. для просмотра подобного видео нужны специальные телевизоры); правда, на компьютере такая задача решается сравнительно просто, но все равно в результате ролик становится мало привлекательным, приобретая прерывистый характер. Но самое важное – давать такое изображение, которое имело бы в себе побудительный, т.е. предметно направленный, мотивирующий характер, практически невозможно.

Правда, если речь идет о создании определенного эмоционального фона, то возможности воздействия на индивида через его подсознательное восприятие существенно большие. Так, в многочисленных экспериментах показано, что если давать при очень короткой экспозиции (которая ориентирована исключительно на подсознательное восприятие) либо приятное изображение (улыбающееся лицо, котята, влюбленные), либо неприятное (злое лицо, привидение), то оно, хотя и не воспринимается ясно как определенный образ, все же делает соответствующий эмоциональный вклад в последующее, уже осознанное восприятие. Например, после такой экспозиции эмоционально нейтральные изображения, как, например, китайские иероглифы, могут восприниматься либо привлекательными, либо непривлекательными, в зависимости от предваряющего контекста.

Также установлено, что при подпороговомом восприятии происходит активация тех же участков мозга, которые связаны с эмоциями при осознанном восприятии. В частности, при помощи метода однофотонной эмиссионной компьютерной томографии выявлено, что при сверхкороткой демонстрации фотографий счастливых людей происходит активизация миндалевидного тела, предназначенного для обработки информации об эмоциональных раздражителях.

Итак, можно констатировать, что подпороговое восприятие, как форма чувственного отражения, которое осуществляется без контроля сознания, все же существует.

Какое же объяснение следует дать подобному феномену? В принципе, здесь мы сталкиваемся с одной из ключевых проблем психологии, которая обозначается как «психофизиологическая проблема» (проблема соотношения сознания и мозга). Она, безусловно, является модификацией психофизической проблемы и напрямую зависит от ее решения. Но чтобы опять не углубляться в метафизику, попробуем – чисто гипотетически – сконструировать две базовые модели, которые объясняли бы суть психофизиологической проблемы, или психофизиологического взаимодействия.

Физиологическая модель. В рамках первой модели, которую условно можно обозначить «физиологической» (в таком контексте работают, прежде всего, физиологи), постулируется, что в физиологической организации индивида осуществляется несколько параллельных процессов, каждый из которых имеет определенный, в частности биологический, смысл. Все эти процессы приводят к своим собственным результатам, и именно эти результаты могут стать доступными сознанию, как инстанции наиболее высокого уровня иерархии.

В работах В.Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что на неосознаваемые раздражители возможна выработка условных рефлексов. Ими проводилось обследование больных, страдавших постконтузионной глухотой, и обнаружилось, что сразу после травмы, когда слуховые ощущения у них еще полностью отсутствовали или возникали только при очень сильных звуках, все же можно добиться возникновения ответных реакций организма на звуковые раздражители, например, в виде улитко-зрачкового рефлекса. Это объяснялось за счет того, что мозговые структуры, ответственные за проявление данного рефлекса, раньше выходят из тормозного состояния, чем отделы коры, связанные с возникновением ощущения. В дальнейшем было показано, что зона чувствительности, в которой существует возможность физиологического реагирования без осознавания (субсенсорная область), существует также и для нормы и что ее пределы зависят от функционального состояния индивида [Гершуни Г.В. Исследования нейрофизиологических механизмов процесса различения внешних сигналов. М., 1964; Гершуни Г.В., Соколов Е.Н. Объективное измерение чувствительности и ее субсенсорная область // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. Изд-во МГУ, 1975, с. 226-233; Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983].

Еще одно подтверждение данная модель находит при сравнении чувствительности целостного организма и чувствительности рецептора, взятого изолированно. Так, например, одиночный фоторецептор может возбуждаться лишь одним квантом света, слуховой рецептор – колебаниями с амплитудой, равной 0,1 диаметра атома водорода, а обонятельный рецептор – 1-4 молекулами пахучего вещества. Вместе с тем пороги самих анализаторов значительно выше. Таким образом, осуществляется очень существенная фильтрация входящих раздражителей: расчеты показывают, что из 109 бит информации в секунду, попадающей из окружающей среды в организм, только 107 бит достигает коры головного мозга.

Интроспективная модель. Вторая модель психофизиологического взаимодействия, которую условно можно обозначить «интроспективной», предполагает, что сознание изначально имеет доступ к тому содержанию, которое проявляет себя в феноменах подпорогового восприятия. Но для того, чтобы то или иное содержание сохранилось в сознании достаточно долгое время (а именно, достаточное для того, чтобы стать компонентом самосознания, т.е. стать определенным отрефлексированным содержанием), необходимо не только его обнаружить, но и поместить в определенную предметную категорию и за счет этого запомнить. Если же этого не происходит, то возможности работы с соответствующим содержанием существенно снижаются (остается только беспокойное чувство чего-то забытого). При таком подходе сознание трактуется как определенная, достаточно сложноорганизованная деятельность, основанная на процессах сканирования и фиксации в собственных категориях исходного, данного в рецепции содержания.

Вторая модель, при ее сравнении с первой, представляется несколько проще, тем более когда она используется для объяснения феноменов субсенсорного восприятия. Эти феномены объясняются здесь, во-первых, тем, что истинная (максимально возможная) чувствительность имеет более низкие значения, чем та, которая обнаруживается в психофизических экспериментах; во-вторых, что для более основательной «фиксации» того или иного ощущения требуется проявление определенной направленности сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.