Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Индии




Первые философские учения возникли около 2500 лет назад в Индии. Древними источниками индийской философии были Веды (знание, ведение). Известны четыре основные группы Вед:

1. Самхиты (самые древние), четыре сборника, в том числе знаменитый «Ригведа»;

2. Брахманы – книги, написанные брахманами и для брахманов (это комментарии к «Самхитам», имеющим ритуальное значение);

3. Аранъяки – («лесные тексты» – правила поведения для отшельников, «лесных людей»);

4. Упанишады – собственно философская часть Вед, представляющая сочинения неизвестных авторов, а поэтому имеющая зачастую противоречивое содержание (материалистическое – идеалистическое, рационалистическое – иррационалистическое, натуралистическое – антропологическое).

В ведах обнаруживает себя поиск древними философами причинно-следственных связей, основ и первоначал мира, построение мира, размышление о смерти и бессмертии, человеке и богах. В них даны основные понятия («брахман», «атман», «карма», «драхма»), которые затем могут использоваться и разрабатываться в следующих шести ведических школах: вайшешика, веданта, йога, миманса, ньяя и санкхья.

1. Вайшешика – философская школа, излагающая онтологические идеи: учение о семи реальностях (субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность, небытие), об атомах, а также о первоначалах мира; земле, воде, огне и воздухе.

2. Веданта – философская основа индуизма. Основное внимание направлено на познание мировой (Брахман) и индивидуальной (Атман) души.

3. Йога – философское учение о духовном (и соответственно физическом) состоянии человека, необходимом для достижения истины. Путь к истине – это выработка самим человеком целого комплекса приёмов для достижения одухотворённого состояния, благоразумия, спокойствия души, здоровья, внутренней сосредоточенности. Йога занимается теоретическими проблемами и практикой просветления ума: этической культурой, дисциплиной тела, регулируемостью дыхания, чувствительности, внимания, сосредоточенности и др. Главное среди них – поклонение Богу, некому Абсолютному духу.

4. Миманса – (в переводе с санскрита – «размышление», «исследование») – философская школа, изучающая процесс познания, утверждает вечность Вед и важность ритуалов.

5. Ньяя – преимущественно логическая школа, утверждающая важность логических обоснований, анализирующая аргументы достоверного и недостоверного познания.

6. Санкхья – философская школа, рассматривающая многообразие мира на основе двух причин: материальной и духовной.

Названные ведические (ортодоксальные) школы позволяют понять основные, исходные положения школ чарвака, буддизма, джайнизма, получивших название «неведических школ». Последнее название скорее говорит о философских школах как непосредственных теоретических источниках (обращение напрямую не к Ведам, а к философии йоги, миманса, вайшешики и др.). Это неортодоксальные школы.

Школа чарвака имеет сильно выраженную материалистическую ориентацию. Её представители считают субстанциональной основой мира воду, огонь, воздух и землю, которые независимы от существования человека. Мир не изменяется магией, молитвой или жертвоприношением: природа управляется сама собой. Мир и его явления познаются человеком. Однако человек в первую очередь должен познать себя, поскольку его совершенствование – это не только знание норм морали, добра и зла, но и умение их использовать для избавления от страданий, земных страстей, искушений. Поэтому аскетический образ жизни – важнейшее условие самосозерцания, самоуглубления, а значит такого самосовершенствования, которое позволяет, в конечном счете, ощутить свою близость к Абсолюту, единение с ним.

Философия буддизма (VI-V вв. до н.э.). Основателем считается индийский принц Сиддхартха Гаутама (Будда – просветлённый). Философия буддизма содержит этико-практическую направленность. Её центральная проблема – бытие личности.

В буддийской философии речь идёт о двух видах реальности, в которых существует человек: психологической и космической. Первая – это страдание как ожидание неудач, потерь, чувство беспокойства, имеющее в своей основе страх. Вторая реальность – это страдание в виде волнения, вспышек всякого рода жизненной энергии. Психическая реальность связана с «сансарой», или кругом бесконечных перерождений души человека (в Бога, человека, животного). Отсюда твёрдое правило: ненанесение вреда всему живому.

Космическая реальность представляет психофизические «драхмы», т.е. некоторые импульсы, предустановленные свыше и определяющие поведение человека.

Буддизм выдвигает принцип «среднего пути»: избежание крайностей, исходящей от психической и космической реальностей (как от влечения к чувственному удовольствию, так и подчинение своего образа жизни подавлению всех земных влечений). Отсюда нравственный идеал: общая мягкость, доброта, чувство совершенной удовлетворённости.

Основа познания, считают буддийские философы, – особое практическое устремление человека к Миру, Абсолюту, Тайне – медитация или созерцательное размышление как переживание целостности бытия, полная самоуглублённость, доведённая до соединения с трансцендентным.

В буддийской философии слиты материальное и духовное, божественное и человеческое, природное и человеческое, психическое и космическое. Творческая активность, как психическая активность человека, есть начало и конец бытия.

Философия джайнизма (VI-V вв. до н.э.). Основателем считают странствующего проповедника Вардхамана (Махавира – «Великий герой». Он же – Джина – «победитель»). В отличие от буддийской философии, джайнизм учит о двух вечных субстанциях или сущностях: душе (джива) и не-душе (аджива), или материи. Эти две субстанции взаимосвязаны и в зависимости от характера их связи возникают две формы сущего – совершенное и несовершенное. В несовершенной форме джива (душа) находится в состоянии блаженства – «нирваны». Решающую роль в переходе бытия из несовершенного в совершенное играет этическое воспитание человека. При этом философия джайнизма различает светскую и религиозную мораль, когда обращается к разработке правил и форм аскетического поведения людей, их обычного поведения, а также его идеалов и образов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.