Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнеяпонская философия




Философия Древнего Китая

В древнекитайской философии наиболее известными были учения Конфуция и конфуцианства, Лао-Цзы и даосов, а также заимствованная в Индии и творчески переработанная философия буддизма.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.), как и Сократ, философских работ не писал, а учил изустно. О его взглядах потомки знают из сочинений его учеников. В центре философии Конфуция стоит человек, его интеллектуальный и нравственный облик. Он первым разработал концепцию идеального человека, описав его качества: уважение и любовь к людям, справедливость, почтительность к старшему (по возрасту и по социальному положению), верность. Искренность и др. Им были предложены такие этические концепции, содержащие конкретные правила поведения (этикет), как «сяо» – сыновняя почтительность, «жень» – человеколюбие, «ли» – роль ритуалов в человеческой жизнедеятельности.

Лао-Цзы (конец VI-начало V вв. до н.э.), ученик Конфуция, считается основателем даосизма (Дао-цзы – школа Дао). «Дао» – путь жизни; этическая норма – Дао-дэ; аргумент – Дао-Ли.

Главное в философии даосизма – это обоснование на основе «принципа Дао», означающего роль гармонии в жизни человека, его поведении, даже в мире и во всей Вселенной.

Дао – это объективное свойство вещей, это их Закон, устанавливающий гармонию, спокойствие, красоту, добро. Дао творит «единое целое. Дело философа исследовать «Дао» как жизненный путь человека, так как религия обращается к «Дао» как к Божественному пути.

Китайский буддизм вобрал в себя идеи конфуцианства и даосизма, заострив внимание на путях и средствах нравственного совершенствования человека, установлении гармонии в отношении жизни и смерти, очищении души от заблуждений и обретении истины и счастья.

Буддийская философия так же, как конфуцианство и даосизм, перешла в религию. Религиозный культ, опирающийся на философию «единения человека с Богом», способствует тому, что в Китае возникают три религии – «Сань-дзяо». Эти религии оказывают влияние на умы китайцев (а сегодня и не только китайцев) до на стоящего времени.

 

Во многих отношениях древнеяпонская философия II-VII вв. н.э. уникальна манерой усвоения духовного опыта других народов: она вбирает в себя всё ценное, что её привлекает из «не своей» культуры.

Самая древняя философия – религиозная, или синтоизм («синто» – путь, учение богов). Её понятийный аппарат не столь богат («жизнь», «смерть», «мир», «другой мир», «путь», «благо», «зло», «душа» и т.д.) и имеет религиозное содержание.

Со II в. н.э. в Японии распространился буддизм в форме махаяны (южный буддизм. Северный буддизм – хинаяна). Махаяна проявляется в школе мадхьямиха первоначально в основной её доктрине «Сутры о высшей мудрости». Истина лежит посередине между внешним и внутренним миром человека; а поэтому надо знать и тот, и другой (хотя они зачастую и призрачны). Центральная идея махаяны – совершенное отрицание реальности проявленного бытия: не только «Я» и мира, но и элементов-дхарм, из которых они образуются. Существует Вселенная, понятая как целое, где ничего не возникает и не исчезает, а господствует одна шунья, универсальная пустота, выражающая состояние отсутствия постоянного независимого начала во всем, состояние страдания и неценности всего существующего. Этот абсолют отождествляется с религиозной реальностью махаяны – дхармакаей, тождественной с нирваной, утверждается эквивалентность эмпирического бытия и абсолюта, тождество непроявленного и проявленного бытия, нирваны и мира, нирваны и сансары, т.е. имманентность нирваны миру. Отсюда понятие шуньяты оказывается означающим состояние простоты, отсутствия различий, многообразия эмпирического бытия, а понятие шуньи предстает как намек на невыразимость этого состояния простоты.

В этическом отношении особенностью махаяны является подчеркивание активных моментов в буддийском нравственном идеале доброжелательности; общая доброжелательность превращается в сострадание (каруна), переходящее в идеале в деятельное служение; свидетельство этого – появление высшего идеала махаяниста – бодхисаттвы, отказывающегося от покоя нирваны во имя помощи в ее достижении другим. Этот нравственный идеал является практическим выражением идеи общей связанности всех в абсолюте.

Основой хинаяны является буддийская идея о двух состояниях бытия: проявленном и непроявленном и, в частности, отождествление проявленного с волнением дхарм. Особый акцент хинаяны заключается в том, что «Я»; и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями этих дхарм, подчеркивание нереальности «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальности самих дхарм. Характерной чертой хинаяны является отрицание души как самостоятельной духовной сущности.

Другая школа Йогачара (IV-VII вв. н.э.) соединила в себе индийскую философию йоги с учением о космическом Будде – Вайрочане и обыденные ритуальные представления японцев о красоте, гармонии, ритмах мира и Вселенной, постижимых тонкими эстетическими чувствами.

В Японию пришло и конфуцианство. Так, принц Сётоку (573-621 гг.) в эдикте о государственном управлении (Конституция Японии 604 г.) опирается на изречения Конфуция, прибавляя к ним буддийские положения.

Восточная медицина, религия, этика, эстетика до сих пор руководствуются синтезом идей и практических рекомендаций даосизма, конфуцианства, буддизма, философии йоги.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.