КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская философия в 20в
Революционизм Революционный демократ Чернышевский полагал, что политика главенствует над философией. Этическая цель – польза для всех. В России Мб достигнута только в результате революции. Анархист Бакунин превыше всего ставил ценность свободы. Во имя ее он готов был разрушить и государство, и религию, и политику, и науку. Лавров на первое место ставил идеал справедливости. Плеханов, Богданов, Ульянов (Ленин): все они делали акцент на производительных силах общества. Революция должна была открыть дорогу к их развитию, что привело бы к социальной справедливости (все рабочим).
Философия Соловьева (философия положительного всеединства). Всякое многообразие скреплено божественным единством. Материальное многообразие выступает как «София», как результат божественного мастерства и творчества. Философы под «Софией» понимают смысланаполненность вещей. Абсолютное осуществляет блага через истину к красоте. Три абсолютные ценности – блага, истина и красота, всегда образуют единства, смыслом которого является любовь. Любовь это та сила, которая подрывает корни любого эгоизма и всякой отдельности. Истинная любовь – это воссоединение в боге; По преимуществу это платоническая любовь, это истинная духовность, что обеспечивает спасение, воскресение человека и вместе с тем, приобщение его к вечности, то есть преодоление им смерти. Человек – вершина творения бога. Общество – это расширенная личность, а личность есть сосредоточенное общество.
Бердяев Н.А., Лосев А.Ф., Булгаков С.Н, Ильин Н.А. Бердяев: центральной темой философии считал человека свободного, творческого, а таковым он является лишь в свете божественного. Бог свободен в своих действия, свободен в своих действиях и человек, бог творит – творит и человек. В своей подлинной свободе человек божественен. Бог и человек – есть Дух. Бог вполне реально присутствует в жизни людей высокой духовной силы в добродетельной, творческой деятельности человека. Всеобщее воскресение достигается не в революциях, не в технике, а в божественной духовной жизни. Лосев А.Ф. соединил в своей системе три философские составляющие: феноменологию, диалектику и символизм. Самым благоприятным объектом философского анализа и конструирования является не понятие, а эйдос, в данном случае пронизанное смыслом живое бытие предмета. Характерные черты русской философии: 1) Принципы целостности – рассмотрение в единстве всех духовны сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных и религиозных. 2) Этический персонализм приводящий к принципу соборности 3) Соборность – единство людей, на основе их любви к богу и предпочтение нравственных ценностей. 4) Реальная интуиция – постижение внешнего, когда оно сливается с внутренним, психическим (не путать с интеллектуальной интуицией Декарта) 5) Истинность сближается с праведностью. 6) Космизм – идея всеединства распространения совершенства по вселенной.
Философия советского периода. 1 период (1917-30гг). подъем знамени ленинизма. Выступая от имени диалектического материализма В.И. Ленин настаивал на: 1. союз с естествоиспытателями. 2. развитие диалектики. 3. борьба против религии как формы идеализма с позиции воинствующего материализма. Полагая, что материя первична, а сознание – вторично, так же все существующее познаваемо благодаря практике, мир отображается теоретическим знаниям. Все философии кроме Маркса и Энгельса грубо заблуждались. (ошибки Ленина: о ряде великих философов знал только понаслышке, был не очень осведомлен о развитии наук, из общественных признавал только политическую экономику). Исходя из установок Ленина, советские философы стремились реализовать союз диалектики и частных наук. Яростные дискуссии между диалектиками и механистами: первые обвиняли вторых в незнании диалектики, а механисты ругали диалектиков за непонимание содержания наук. 2 период (30-56гг). Сталинизм философии. Сталин сделал ставку на молодых философов: Митин М.В. и Юдин П.Ф. Суть периода: к середине 50гг советская философии оказалась заключенной в полутюремные стены канонических положений сталинской философии. 3 период (57-75гг). рассвет марксистско-ленинской философии. Философская шестидесятничество(60-х годов) начиналось как возрождение марксизма. Зиновьев А.А. – формальный логик, диалектика ему была не нужна. Ильинков увлечен именно диалектикой. Щедровитский преобразует философии в методологию. Мамадашвили М.К. сдвигается в сторону трансцендентализма и метафизики. Партийные функционеры, выступая от имени ортодоксального ленинизма, резко критиковали всех выше перечисленных. 4 период (76-91гг). Застой в марксистско-ленинской философии, застой наблюдается не только в жизни, но и в области исторического материализма. Здесь стараются обосновать законы развитого социализма якобы вполне реального явления. 5 период (1991-…гг). увядание марксистско-ленинской философии. Крушение в 91 г. социалистической системы, привело к решающему надлому марксистско-ленинской философии и двух ее главных составляющих: диалектического и исторического материализма. В 2001 г. вышла новая философская энциклопедия в 4-х тт., которая разительно отличается от 5-тотомной марксистско-ленинской. Основные направления философии 20-го века. Особенности развития современной философии является плюрализм философских идей концепций школ и направлений. Наиболее известные и влиятельные: феноменология, философская антропология, экзистенциализм (философия существования), герменевтика, неопозитивизм, постпозитивизм, постмодернизм. 1. Феноменология (20-е годы 20века). Эдмунд Гуссель. Феноменология иногда характеризуют как разновидность интуитивизма. Поскольку предметом философского познания Гуссель считает чистые сущности, интуитивно усматриваемые в потоке сознания. Естественная установка – направленность сознания вовне должна быть изменена на феноменологическую, в результате которой сознание обратится к самому себе. Способом изменения естественной установки Гуссель считает особый метод – феноменологическую редукцию. В результате феноменологической редукции сознание освобождается от эмпирического, индивидуально содержания и обращается к собственным чистым структурам. Чистое сознание конституирует мир смыслов. Основным свойством чистого сознания Гуссель считает интенциональность (направленность на объект). Сознание никогда не является пустым, оно всегда есть сознание о чем-то. 2.философская антропология (20-30гг). Макс Шелер, Гельмунд Плеснер, Арнольд Геллер. Основная проблема: это построение целостной концепции человека. Шелер определяет философскую антропологию как науку о сущности человека, о его отношении к различным сферам природы, о его происхождении, силах, которые им движут и о возможностях его развития. Главной особенностью человека считается наличие у него духа, который позволяет подняться над биологической природой, преодолеть инстинктивную запрограммированность, а также биологическую ограниченность и адаптироваться к реальности лучше, чем животные.Основная мысль: человек может быть чем – то большим, или чем – то меньшим, но животным никогда. 3. Экзистенционализм (философия существования)первая половина20в. Сформировалось направление в Европе. Своеобразием направления можно считать то, что природа бытия вообще постигается через анализ бытия человека. Это понятие объединяет ряд философских учений, различаемых по национальному признаку.(Николай Бердяев, Лев Шестов)- русские, (Жан Поль Сартр, Альберт Камю) – французские, (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс) – немецкие, (Хоссе Артего - и – Гассет) – испанцы, (Кобо Абэ) – японские. Исходным в экзистенциализме признается индивидуальное бытие, которое выступает источником любых знаний и ценностей. Основной темой этого является тема человека, находящегося в кризисной, конфликтной ситуации. Эфемерность и иллюзорность индивидуального бытия, отсутствие гарантированности и обеспеченности жизни – таков основной мотив философии существования. Человек сначала рождается в определенном месте и времени, которых не выбирал, живет в мире, чьих законов не устанавливал и только в процессе существования обретает свою сущность, а точнее создает её. Важнейшими особенностями являются: 1.разработка нового понятийного аппарата, замена понятий традиционной философии, понятиями, связанными с переживаниями отдельной личности, отчужденной от общества в условиях кризисной ситуации. 2.Утверждение идеи уникальности, неповторимости человека и его судьбы. Поэтому главным понятием стало понятие человеческого существования, как выражение глубинной основы, сущности бытия человека, его самосознания. Только через осознание специфики собственного бытия, человек может правильно взаимодействовать с внешним миром и реализовать себя. 3. Утверждая уникальность человеческого бытия, экзистенциализм подчеркивает особую роль активности каждого человека в осознании самого себя, своей сущности. Человек в течение своей жизни сам творит, формирует себе, а поэтому человек и только он, несет ответственность за свою судьбу. Появление этого философского учения связано с кризисом европейского общества.
Герменевтика возникла в середине 20в. (методика истолкований текстов). Представители Ханс Гадамер и Поль Риккер. Основные понятия: текст, понимание и диалог. Любая культурная и человеческая реальность рассматривается как текст, который должен быть прочитан и понят. Понимание – это постижение смысла культурных явлений и событий. Для достижения понимания вводится ситуация диалога между автором текста – создателем той или иной знаковой системы и ее читателем – интерпретатором. Для того, чтобы понимание состоялось, оно должно опираться на дорефлексивные, дорациональные структуры, которые обозначаются терминами «предпонимание», «предзнание», «предрассудки», и т.п. герменевтика как список познания выделяет следующие этапы: 1. Выдвижение некоторой гипотезы, в которой содержится предчувствие смысла текста как целого. 2. Интерпретация. Исходя из этого смысла отдельных его фрагментов (движение от целого к частям). 3. Корректировка. Корректировка целостного смысла, исходя из анализа отдельных фрагментов текста (движение от частей к целому).
Позитивизм. Главная идея: отрицание традиционной философии, бесплодности ее основой проблематики, т.к. истинными являются лишь знания, которые опираются на опыт, обоснованы эмпирически и логически. Такое знание дают естественные науки (физика, химия). В то время как философские понятия (бытие, сознание, материя) лишены смысла. Это надуманные понятия, которые основываются на рассуждениях, а не на непосредственном опыте или эксперименте. Поэтому, на смену прежней философии, должна придти новая, позитивная философия, опирающаяся на данные науки, выводимые из опыты. Т.е. это направление отрицает познавательную ценность философского знания. В своем развитии позитивизм прошел три этапа: 1. Позитивизм Огюста Конта (середина 19в). Позитивизм поставил основные проблемы позитивной философии в виде ее задачи в обобщении и систематизации конктретно-научного знания. И при этом позитивизм оставался еще материалистическим учением, признавая существование объективной реальности. 2. Махизм. Э. Мах. возник на рубеже 19-20в. Который в отличие от 1 позитивизма сводил философию к анализу чувственной основы человеческого опыта, представляя мир в виде комплекса ощущений, тем самым полностью разрывая связь с материализмом. (эмпириокритицизм) 3. Неопозитивизм – возник в 20е годы 20в. Морис Шлик, Рудольф Карнаб, Людвик Витгенштейн. предложил рассматривать философию как лингвистический анализ языка. Все философские проблемы имеют языковой характер. Большинство вопросов возникает из-за неправильного употребления языка. Предполагается идея сознания универсального, философского и научного языка. Языка формальной логики. Неопозитивизм, иначе называемый, логическим позитивизмом, предлагает процедуру опытного подтверждения в качестве отграничения научного знания от ненаучного. В логическом позитивизме, философия превращается в узко-понимаемую методологию научного познания (очищаясь от любых мировоззренческих проблем). Неопозитивизм сформулировал принцип верификации (от лат. выявление истины) для проверки ценности современных научных знаний. Научные положения имеют смысл, если они подтверждаются фактами чувственного опыта. С этой точки зрения основные понятия традиционной философии, какие как субстанция, материя, бог и т.п. являются не рефицируемыми (ложными). Однако, как показывает история развития науки, в ней всегда находятся знания, которые невозможно проверить на современном этапе ее развития. Но не исключается их проверка в будущем. Так же возникают проблемы с установлением истинности исторического знания (знания о прошлом). Поэтому принцип верификации был преобразован принцип фальсификации, автором которого является английский философ и логик Карл Поппер. Суть этого принципа состоит в том, что критерием истинности теории является не подтверждением, а возможности ее опровержения. Если не удается опровергнуть выдвинутое положение, то оно является оправданным, когда же его удается опровергнуть, то оно отбрасывается. Принцип фальсификации противоречит развитию науки. Т.к. научное сообщество часто должно сохранять опровергнутые теории до тех пор, пока не будут сознаны новые. Кроме того, опровергнутые теории могут частично входить в новые, т.е. между ними существует преемственность.
Постпозитивизм возник в 60х годов 20в. Томас Кун. главная проблема: динамика научного знания, в центре внимания: социокультурная детерминация (причина – следственной связи, но не наоборот) научного знания. Их принятия сообществом ученых и критерии сравнения научных концепций. В качестве такого критерия американским философом Т. Куном выдвинут новый принцип: конвенции. По мнению Куна концепция фальсификации не объясняет стабильности многих теорий. Эта стабильность объясняется их поддержкой группами ученых, профессионалов, состоящих в конвенции: соглашение в понимании картины мира, методов исследования, стиля мышления…, т.е. приверженных одной научной парадигме.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |