КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генеральный план предприятия и основные принципы его разработки
С производственной структурой непосредственно связан вопрос о планировке предприятия, то есть о размещении на его территории производственных подразделений и их структурных подразделений. Планировка предприятия представляет собой пространственную форму, в которую облекается производственная структура. Она отражается в генеральном плане — графическом изображении территории предприятия с расположением всех сооружений – зданий, складов, железнодорожных путей, автодорог, коммуникаций, зеленых насаждений, ограждений и т.д. Генеральным планом предприятия называется проектируемое или фактическое размещение всех основных цехов и вспомогательных служб (включая рельсовые и безрельсовые дороги, надземные и подземные сети), соответствующее принципам рациональной организации производства, особенностям рельефа местности и требованиям благоустройства территории. При разработке генерального плана предприятия руководствуются принципами: 1. Для обеспечения прямоточности движения продукции здания основных цехов и общезаводских складов сырья, основных материалов и готовой продукции располагаются по ходу производственного процесса. 2. Склады сырья и основных материалов размещаются со стороны ввоза грузов (подъездных путей), вблизи заготовительных цехов, а склады готовой продукции — в непосредственной близости от выпускающих цехов у путей вывоза грузов с завода. С этой целью склады сырья и материалов размещаются на границе заводской территории со стороны подъездных путей. Рядом с ними располагаются заготовительные цехи, далее — обрабатывающие и сборочные, а за ними, близ путей вывоза — склады готовой продукции. 3. Вспомогательные цехи должны располагаться ближе к основным цехам, не усложняя основные грузопотоки. Инструментальные, ремонтно-механические и электроремонтные цехи должны находиться вблизи производственных цехов, имеющих наибольшее число оборудования. 4. При расположении цехов и хозяйств необходимо учитывать направление преобладающих ветров и наиболее благоприятные условия для естественного освещения и проветривания цехов. 5. Взаимное расположение зданий и разрывы между ними должны удовлетворять установленным санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам. Цехи, выделяющие в атмосферу вредные выбросы, размещают с подветренной стороны по отношению к другим зданиям. 6. Расстояние, на которое транспортируются предметы труда и готовые изделия, должно быть наименьшим в целях сокращения длительности производственного цикла и достижения наименьших расходов на внутрипроизводственный транспорт. Компактность застройки должна быть обеспечена за счет концентрации складов в одной зоне и минимальных разрывов между зданиями и сооружениями. 7. Отдельные небольшие производственные и вспомогательные цехи целесообразно объединять в виде блока цехов в одном здании (корпусе). Блокирование цехов · сокращает протяженность транспортных путей, · облегчает механизацию межцехового транспорта, · сокращает размеры территории завода, длину внутризаводских путей и коммуникационных линий, · уменьшает расходы на благоустройство и ограждение территории. Наиболее рационально блокировать в одном здании цехи, однородные по технологическому признаку и имеющие тесную производственную связь. При разработке генерального плана предприятия нередко устанавливают зоны горячих, обрабатывающих, деревообрабатывающих цехов, а также энергетических цехов (станций), общезаводских служб и учреждений. Расположение зданий и сооружений на территории завода должно обеспечивать возможность дальнейшего его развития без нарушения основной идеи генерального плана и без сноса ранее построенных объектов. Размещение подразделений предприятия, цеха и участка целесообразно осуществлять поэтапно. На I этапе размещают цехи и оборудование на территории предприятия, на II этапе размещают участки и общехозяйственные производственные службы на территории цеха, на III этапе размещают рабочие места и общеучастковые производственные подразделения на территории участка. Общая схема территориального размещения предприятия представлена на рис. 11. Для определения степени эффективности использования площади предприятия используются · абсолютные показатели: а) площадь территории, б) длина коммуникаций, в) длина дорог и проездов и т.д. · и относительные показатели: а) коэффициент застройки б) и коэффициент использования территории. Коэффициент застройки (плотность застройки участка) определяется отношением суммы площадей к площадям, занимаемым зданиями и сооружениями, а также дорогами, коммуникациями и т.д. В среднем считается, что дороги, проезды и коммуникации составляют 15% территории предприятия, озеленение — 15%, железнодорожные пути — 12 %. На основе генерального плана предприятия осуществляется планировка оборудования и рабочих мест, пунктов складирования материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, пунктов контроля хода производства, транспортных путей, производственных, подсобных и административных помещений в цехах, службах и на производственных участках.
Рис. 11. Общая схема территориального размещения предприятия Планировка цеха (участка) представляет собой план размещения оборудования и рабочих мест. На нем показывают · строительные элементы (стены, колонны, перегородки и т.д.); · технологическое оборудование и основной производственный инвентарь (расположение станков, машин, верстаков, стендов, мест контроля, межцеховых и внутрицеховых проездов); · подъемно-транспортные устройства (мостовые, балочные краны, конвейеры, рельсовые пути); · расположение вспомогательных помещений и мастерских, складов, кладовых, конторских помещений, санитарных узлов, расположенных на площади цеха, и т.д. Рациональная планировка должна удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к генеральному плану предприятия, а также ряду дополнительных условий: · обеспечение наименьшей длительности производственного цикла, минимальных затрат времени на транспортировку и погрузочно-разгрузочные работы; · создание оптимальных условий для управления персоналом и материальными факторами производства; · обеспечение гибкой перестройки всех элементов планировки в соответствии с колебаниями запросов потребителей (заказчиков) и преобразованиями в производстве, вызванными изменением техники, технологии и другими нововведениями. Один из возможных вариантов общей схемы размещения цеха представлен на рис. 12. При разработке планировки цеха самое важное – осуществить выбор оптимальной величины и структуры производственных участков. Основой для этого служит анализ · номенклатуры деталей, закрепленных за участком; · последовательности расстановки оборудования; · схемы транспортировки обрабатываемых предметов труда; · управляемости участком. Номенклатура на участке выбирается таким образом, чтобы число переналадок, а также изменение числа станков для обработки всех деталей по отношению к количеству станков, необходимых для обработки основной детали, были минимальными. Эти изменения определяются на основе решения следующей функции: , (16) где Zij – количество оборудования для обработки j-й детали на i-м станке; mt — количество типов станков; n — количество деталей. Рациональная планировка определяется размером площадей, где участки с однотипным оборудованием будут загружены.
Рациональной считается такая планировка, при которой сумма транспортных перемещений (суммарный грузооборот участка) равна: , (17) где n — количество деталей, закрепленных за участком; Ni — программа выпуска данной детали; qi — масса детали; li — суммарная длина перемещений.
Задача решается матричным методом: составляются матрица масс (передаваемых грузов), в каждой клетке которой записывается величина груза, передаваемого между станками участка, и матрица расстояний между площадками участка, на которых должны быть размещены станки.
Вопросы для повторения: 1. Предприятие как производственная система. 2. Производственная структура предприятия и факторы ее определяющие. 3. Состав и организация работы внутренних подразделений предприятия. 4. Внутрипроизводственная специализация производства. 5. Генеральный план предприятия и основные принципы его разработки.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |