Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процес стратегического планирования




Стратегия – это определение перспективных целей развития организации, методов и времени их достижения, а также система оценки степени реализации этих целей.

Стратегическое планирование заключается в определении главной цели деятельности предприятия и ориентировано на определенные результаты, с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечение необходимыми ресурсами.

Рассмотрим модель стратегического планирования

Цели организации
Реализация стратегии
Изучение стратегических альтернатив
Определение миссии
Анализ внешней среды
Анализ внутренней среды
Выбор стратегии
Оценка стратегии

 


 

 

Рис.1. Процесс стратегического планирования

Миссия организации является концентрированным выражением смысла существующей организации.

Миссия остается неизменной на протяжении длительного периода времени и поэтому рассматривается в процессе стратегического планирования, в качестве некой константы, определяющее общее направление стратегического развития.

В широком смысле миссия рассматривается как констатация философии и предназначения смысла существующей организации.

Философия организации определяет ценности, верования и принципы в соответствии с которыми организация намеревается осуществить свою деятельность.

В узком смысле миссия рассматривается как сформулированное утверждение того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. она понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобной.

Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова её философия. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

Миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа.

Цели – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.

Цели являются исходной точкой планирования, они лежат в основе построения организационных отношений. На целях базируется система мотивирования. Цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельного работника, подразделения и организации в целом.

В зависимости от периода времени достижения, цели могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. В зависимости от специфики отрасли, особенности состояния среды, характеристики и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели.

Выделяют 4 сферы, применительно к которым организация устанавливает цели исходя из своих интересов:

· доходы организации;

· работа с клиентами;

· потребности и благосостояние сотрудников;

· социальная ответственность.

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, т.к. обеспечивает базу для определения миссии и цели предприятия и для выработки стратегии поведения, позволяет фирме выполнить миссию и достичь своих целей.

Анализ внешней среды предполагает изучение двух частей – макроокружения и непосредственного окружения (среда прямого воздействия).

Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды как: состояние экономики, правовое регулирование и управление, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющая, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктура.

Экономические компоненты включают величину ВНП, темпы инфляции, уровень безработицы, процентную ставку, производительность, норму налогообложения, платежный баланс и др.

Правовое регулирование включает: законы и нормативные акты.

Политические факторы включают политическую идеологию, стабильность Правительства, степень общественного недовольства оппозиционной политической структуры.

Социальные факторы определяют влияние на бизнес таких социальных явлений как: отношения людей к работе и качеству жизни, существующие в обществе обычаи и верования, разделяемые людьми ценности, демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и др.

Технологические факторы включают развитие науки и техники и соответственно модернизации производства.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным направлениям:

1. Покупатели. Их изучение позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в большей мере будет приниматься ими, на какой объем продаж может рассчитывать предприятие, в какой мере покупатели привержены к продукту именно данной организации, на сколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем.

2. Поставщики. Их анализ направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, материалам, энергетическими, информационными и финансовыми ресурсами, от которых зависят эффективность работы предприятия, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

3. Конкуренты. Их изучение направлено на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

4. Рынок рабочей силы. Данный анализ включает изучение рынка с точки зрения наличия на нем кадров, необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого пола и возраста.

Анализ внутренней среды предполагает управленческое обследование сильных и слабых сторон организации.

Внутренняя среда организации оказывает постоянное воздействие на её финансирование. Анализ внутренней среды (АВС) скрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.

АВС позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. Организация помимо производства, реализации продукции, обеспечивает возможность существования своему персоналу, предоставляет им работу, возможность участия в прибылях, создает для них социальные условия и т.д.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:

1) Персонал, его потенциал, квалификация, интересы. Оценивается взаимодействие менеджеров и работников, найм, обучение, продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками.

2) Производство рассматривается изготовление продукции, снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание технологического парка, осуществление исследований и разработок.

3) Маркетинг охватывает все те процессы, которые вязаны с реализацией продукта, это стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынков сбыта и систем распределения.

4) Финансы включают в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. Это поддержание ликвидности, платежеспособности, обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей.

5) Организационная культура и организация управления рассматривает коммуникационные процессы, организационную структуру, нормы, правила, процедуры распределения прав и ответственности, иерархию подчинения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.