Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические приемы убеждения




Упражнение 1. Найдите в отрывках из речей Ч. Диккенса моменты риторическо­го этоса. Объясните, в чем они состоят.

I. Я снова пытаюсь выразить вам свою признательность и сно­ва чувствую свое бессилие. Ведь о почестях, каких вы меня удо­стоили, я не смел и мечтать. Всем вам должно быть понятно, что я никогда этого не забуду, что до гробовой доски буду вспоми­нать об этом с гордостью.

(Речь на банкете в честь литературы и искусства)

II. Леди и джентльмены, я не стану больше отнимать у вас вре­мя, ведь все мы предвкушаем удовольствие послушать и других ораторов, а также те музыкальные номера, которые в этом обще­стве служат разумным развлечением и отдыхом от более серьезных занятий.

(Речь на вечере в школе для рабочих)

III. Я далек от желания — и в этом смысле я особенно не хотел бы быть понятым превратно — бросить тень на превосходные церковно-просветительные общества или на благородное, искрен­нее и разумное рвение духовных лиц, которые их возглавляют. Напротив, я полагаю, что они сделали и продолжают делать мно­го добра и заслуживают всяческой похвалы; но — надеюсь, я могу сказать это, никого не обидев, — в таком городе, как Бир­мингем, есть и другие, не менее добрые дела, полезность коих общепризнана...

(Речь на вечере в политехнической школе)

Упражнение 2. Укажите, какие этические приемы убеждения использованы в сле­дующих высказываниях.

I. Если бы решать мое дело должны были другие какие-нибудь люди, то я очень боялся бы этого процесса, видя, что иногда пускаются в ход такие интриги и бывают такие случайности, что часто для обвиняемого получается результат неожиданный. Но, выступая перед вами, я надеюсь на справедливое решение суда.

(Лисий. Речь в защиту против обвинения Симона)

II. У меня есть еще и особенная причина радоваться этому со­бранию, и вот какая: меня радует, что резолюции, которые будут здесь предложены, не содержат в себе никаких сектантских или классовых положений, что они касаются не какого-либо одного учреждения, но выражают великие, незыблемые принципы ши­рочайшего распространения знаний повсюду и при любых обсто­ятельствах.

(Диккенс Ч. Речь на вечере в политехнической школе)

III. В вопросе о мире мы готовы сотрудничать и сотрудничаем с людьми, которые не согласны с нашим образом мыслей, но искренно стоят за мир, дорожат национальной честью, независимостью своих стран...

(Фадеев А. Речь на массовом митинге в защиту мира в Стокгольме)

IV. Неужели вы хотите быть такими же невежественными матершинниками и пьяницами, которых мы не так редко наблюда­ем в публичных местах?!

V. Вы подумаете, что быть спичрайтером нехорошо, как-то аморально. Но спичрайтеры были еще в древности, только тогда они назывались логографами и среди них были знаменитые ораторы — Демосфен и Лисий.

(Из лекции вузовского преподавателя)

VI. Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих ос­вободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война спра­ведливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Дон­ского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суво­рова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!

(Сталин И. В. Речь на параде Красной Армии 7 ноября 1941 г. на Красной площади в Москве)

VII. К Олимпиадору, действующему в угоду распутной женщине, более чем к кому бы то ни было применимы слова законодателя Солона о человеке, который лишился здравого рассудка. Ведь Солон установил закон, что все распоряжения, которые кто-нибудь сделает, поддавшись внушению женщины, являются недействительными. Тем более это относится к женщине подобного рода.

(Демосфен. Против Олимпиадора о нанесении ущерба)

VIII. Этот сотрудник — слабый специалист и лентяй, но мы ему можем доверять в таких делах, в которых нельзя доверять любому. Если мы его уволим, вряд ли на его место найдем такого же надежного человека.

IX. Вам не нравится, что подруга вашего сына курит. Лет двад­цать тому назад над этим действительно нужно было задуматься. Но сейчас это обычное явление, на которое можно не обращать внимания.

X....Если поэта упрекают в том, что он не верен действительности, то, может быть, следует отвечать на это так, как сказал Софокл, что сам он изображает людей, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они есть...

(Аристотель. Поэтика)

XI. Никогда не надо хвастать, показывать, что вы что-то зна­ете лучше или больше, чем другие, например широковещательно сообщать, что вы побывали в таких местах за границей, где никто из присутствующих не был и т.п. Так делают дети, а взрослому культурному человеку пристало быть скромным.

Упражнение 3. Составьте фразы риторического характера, в которых были бы заложены данные проявления.

1) Уважение к вашим слушателям. 2) Личная скромность. 3) Тактичность по отношению к оппоненту (к оппонентам).

Упражнение 4. Составьте фрагмент речи на общественно-политическую тему, в котором были бы совмещены пафос и риторический этос.

Упражнение 5. Вообразите себя на трибуне митинга или какого-то совещания, составьте вступление к речи, включив в него инсинуацию 2, чтобы про­извести положительное впечатление на оппонентов, присутствующих на собрании.

Упражнение 6. Имя какого из исторических деятелей можно было бы взять в ка­честве примера, для того чтобы составить аргумент к авторитету, аргу­мент к модели, аргумент к антимодели? Составьте три соответствующих фрагмента речи (на актуальные социальные темы).

Упражнение 7. Составьте аргумент к норме, сославшись на существующую час­тую житейскую, экономическую и другую практику.

Упражнение 8. Составьте аргумент к пользе для речи житейско-экономического содержания и для речи более широкого социального характера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.