Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая риторика




УРОК 120

УРОК 119

Свободный урок. Повторение изученного материала по технике и тактике игры.

УРОК 118

УРОК 117

Свободный урок. Повторение изученного материала.

УРОК 116

Контрольные испытания по физической подготовке. В программу испытаний включаются упражнения, описан­ные в разделе о комплектовании учебных групп и отборе для занятий волейболом.

Игровая тренировка. Все условия проведения дву­сторонней игры приближаются к соревновательным.

Игровая тренировка. Все условия проведения двусто­ронней игры приближаются к соревновательным.

К О Н Е Ц


 

Предназначено для проведения практических занятий

 

по дисциплине «Практическая риторика»

 

 

Л.В. Шевырина

 

Екатеринбург

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ……………………………………………………………..…….. 4

Глава 1. История развития риторики. Актуальность изучения риторики на современном этапе…………………………………………………………… 6

Глава 2. Речевое воздействие как наука. Невербальное речевое воздействие. Понятие эффективной коммуникации ……………………......7

Глава 3. Практические приемы убеждения ………..…………………….... 16

Глава 4. Логические, этические, психологические приемы убеждения..... 27

Глава 5. Языковые средства риторики………..…………...…………….….39

Глава 6. Искусство словесной атаки. Черная риторика…..……………….… 57

Глава 7. Подготовка к публичному выступлению. Поведение оратора в аудитории…………………………………………………………………….. 71

Глава 8. Ораторика ……………...………………………….…………....….. 79

Глава 9. Искусство ведения спора ………..………...…………………..... 105

Тексты для риторического анализа………………….……………………. 121

Литература …………..………………………………………………………134

 

УДК 82.085

Автор-составитель: Л.В. Шевырина

Рецензенты: Российский государственный профессионально-педагогический университет

Доктор филологических наук, профессор, декан факультета повышения квалификации РГППУ О.Б. Акимова

ПРАКТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА. Екатеринбург, 2007. – 144 с.

Учебное пособие «Практическая риторика». Содержит разные типы и виды упражнений, направленных на формирование и развитие необходимых умений и навыков эффективной речевой коммуникации (ораторика; логические, эстетические, психологические приемы убеждения; правила бесконфликтного общения; искусство ведения спора; поведение оратора в аудитории).

Предназначено для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», а так же может использоваться при проведении семинарских и практических занятий по курсам «Русский язык и культура речи» и «Культура делового общения».

Печатается по решению редакционно-издательского Совета Уральского государственного лесотехнического университета.

 

  Уральский государственный лесотехнический университет, 2007

Предисловие

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать оригинальное решение актуальной для определенной области жизни проблемы, точно и понятно для всех сформулировать ее, вызвать интерес соответствующих лиц и сделать их своими единомышленниками.

Цель дисциплины: научить будущих специалистов эффективному речевому воздействию, практическим риторическим навыками, позволяющим лучше владеть собственной речью и достигать успеха в профессиональной деятельности.

 

Цель данного курса:

- научить свободному, внутреннему общению в любой ситуации, в том числе, и в официально-деловой;

- научить успешно выдержать собеседование при устройстве на работу;

- научить будущих специалистов эффективному речевому воздействию, практическим речевым навыкам, которые позволят лучше владеть собственной речью и достигать успеха в своей деятельности;

- ориентировать на практическое овладение риторикой – искусством публичной речи;

- помочь освоить правила и приемы эффективного риторического воздействия, отработать практические риторические навыки;

- обучить наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторический выступлений;

- научить правилам ведения переговоров, светской беседы.

- научить правилам бесконфликтного общения, познакомить с основными требованиями культуры спора и правилами его ведения.

Материал расположен таким образом, чтобы эффективно организовать работу студентов дневного и заочного отделений.

Глава 1. История развития риторики. Актуальность изучения риторики на современном этапе.

Упражнение 1. Какое из нижеприведенных определений риторики кажется вам наиболее удачным? Мотивируйте свой ответ.

Риторика – это:

1. Искусство хорошо говорить (Квинтилиан).

2. Наука о приемах убеждения (В.В. Виноградов).

3. Наука о построении и правильном использовании речи (Ю.В. Рождественский).

4. Неформальная логика человеческого общения (Х. Перельман).

5. Наука об ораторском искусстве и – шире – о художественной прозе вообще (Советский энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия». М., 1986).

6. Теория красноречия, наука об ораторском искусстве (Словарь русского языка: В 4 т. М. Издательство «Русский язык», 1983).

7. Так называли в старину специальную науку о красноречии, ораторском искусстве; в наше время риторика – осуждающее определение напыщенного, внешне красивого, но малосодержательного произведения, речи (Словарь литературных терминов. М. ООО Издательство «Мир и Образование», 1994).

8. Наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию в целях получения желаемого эффекта (А.К. Авеличев).

9. Теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи (А.К. Михальская).

Упражнение 2. Основной аргумент противников риторики: «Эта наука помогает скрывать истинные (иногда низменные) мысли за красивыми словами, помогает обманывать людей». Согласны ли вы с этим? Не получится ли так, что, отказавшись от этой науки, человек окажется не способен удачно выражать свои мысли – и низменные, и благородные? Насколько риторика виновата в том, что на свете существуют лжецы и мошенники?

Упражнение 3. Одинаковы ли профессиональные риторические умения людей разных профессий? Какими профессиональными риторическими качествами должен обладать продавец, бизнесмен, следователь, педагог, политик, священник? Докажите, что существуют профессии, в которых риторические умения малосущественны.

Упражнение 4. Кто из известных тележурналистов, на ваш взгляд, лучше владеет словом? Какие качества отличают его речь: логичность, эмоциональность, знание фактов, правильность, точность, уместность, образность, индивидуальность? Насколько взаимодополняют друг друга речь журналиста и его внешний облик? Кто из современных политических деятелей, по вашему мнению, лучше других владеет словом? Мотивируйте свой ответ. Какие качества речи наиболее значимы для тележурналиста. А какие - для политического деятеля?

Глава 2. Речевое воздействие как наука. Невербальное речевое воздействие. Понятие эффективной коммуникации.

Упражнение 1. У кого из общающихся коммуникативная позиция будет сильнее и почему?

1. Сидящий и стоящий.

2. Говорящий громко — говорящий тихо.

3. Хорошо одетый — плохо одетый.

4. Лежащий на диване — сидящий на диване около него.

5. Тот, кто обнимает — тот, кого обнимают.

6. Тот, кто движется энергично — тот, кто движется слабо.

7. Тот, кто на трибуне — тот, кто внизу.

8. Тот, кто наклоняется к собеседнику — тот, кто сидит прямо.

9. Сидящий — тот, кто передвигается во время разговора вокруг него.

10. Тот, кто ведет человека под руку — тот, которого ведут под руку.

11. Тот, кто выше — тот, кто ниже.

12. Тот, кто одет в темное — тот, кто одет в светлое.

13. Тот, кто приближается к собеседнику — тот, кто удаляется от собеседника.

14. Тот, кто смотрит в глаза собеседнику — тот, кто избегает взгляда собеседника.

Упражнение 2. Прочитайте диалоги. Какие цели общения достигнуты, какие — нет? Можно ли назвать общение эффективным? Почему?

1. Дочь смотрит телевизор, входит мама:

— Лена, ты не сходишь в магазин, а то скоро ужин, а хлеба нет...

— Ну вот... Вечно так, как по телевизору КВН, так мне то за хлебом надо идти, то ведро выносить, то с собакой надо гулять... И все надо, надо...

— Конечно, надо, ведь в жизни у каждого есть свои обязанно­сти, хотим мы этого или не хотим... Я вот тоже после работы вместо того, чтобы ужин готовить, лучше бы отдохнула, полежа­ла, посмотрела телевизор. Я КВН тоже очень люблю. Но ужинать-то надо.

—Мам, а давай мы досмотрим вместе, а потом я быстренько сбегаю в киоск за хлебом и вместе приготовим ужин! Как тебе мое предложение?

— Принимается.

2. Мальчик кричит из окна другу в доме напротив:

— Серега! Серега!

— А?

— Что задано по ботанике?

— А? Что? Не слышу! Громче!

— Что, спрашиваю, по ботанике задано?

— А? Что задано? По математике? Сейчас посмотрю. Пятьдесят шестое задание.

— Шестьдесят шестое?

— Нет, пятьдесят шестое!

— Понял, шестьдесят шестое.

3. В маршрутном такси:

— Передайте водителю! (Передает деньги.)

— А почему Вы со мной так грубо разговариваете?

— А что тут грубого? Вам что, трудно передать? Вы же рядом сидите!

Первый пассажир молча передает деньги и отворачивается.

Упражнение 3. Прочитайте басню. Какое правило речевого воздействия эффектив­но использует Лиса? Какие приемы речевого воздействия она примени­ла? Назовите их. Какие цели достигла Лиса? Было ли общение эффек­тивным?

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух лису остановил.

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что, еже ли, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло.

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

(И.А.Крылов)

Упражнение 4. Придумайте краткий эффективный диалог для следующей комму­никативной ситуации: вы просите родителей купить вам мобильный те­лефон.

Какие аргументы, какие способы речевого воздействия лучше в этом случае применить? Проанализируйте достижимость разных целей об­щения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.