Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первые экономические преобразования советской власти




Октябрьские события 1917 г. и II Всероссийский съезд Советов

Осенью 1917 г. в Российской Республике обострился политический кризис. Временное правительство утратило контроль над многими губерниями и большей частью армии. После «корниловского мятежа» в стране происходила большевизация советов, умеренные социалисты (меньшевики и эсеры) заменялись более радикальными. В самом Петрограде скопилось значительное количество воинских частей, военнослужащие которых не хотели отправляться на фронт и в которых активно работали большевистские агитаторы.

25 октября 1917 г. в ходе восстания все ключевые пункты в столице были заняты войсками Петроградского гарнизона и отрядами Красной гвардии. Вечером того же дня начал работу II Всероссийский съезд Ссоветов рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший себя высшим органом власти в России. Съезд провозгласил переход власти в центре и на местах к Ссоветам, признав их единственной формой власти, избрал новый Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) и сформировал Совет Ннародных кКомиссаров (СНК), ставший правительством России.

Система высших и местных органов власти. В перерывах между сессиями вВсероссийского съезда Ссоветов высшим органом власти в стране становился Всероссийский Центральный Исполнительный Комитете (ВЦИК). Его пленарные заседания проходили не реже двух раз в месяц, заседания же в узком составе созывались по мере надобности. II Всероссийский съезд Ссоветов избрал правительство –– СНК «для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей и путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли в состав СНК. В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения. ВЦИК утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

На местах система власти сложилась в период с октября 1917 г. по февраль 1918 г. В этот период после известия о победе большевиков в столице советы на местах стали повсеместно мирным или вооруженным путем брать власть. Местные советы сами определяли структуру и функции своих исполнительных органов отделов, секций, комиссий, комиссариатов с различными функциями и компетенцией.

Проведенная Временным правительством в августе 1917 г. перепись населения показала, что в 1917 г. на территории страны в границах 1914 г. проживало 172,0 млн. человек; из них примерно 29,0 млн. проживало на территориях, отошедших к Румынии, Польше, Турции и Финляндии, а также к прибалтийским республикам. Таким образом, к октябрю 1917 г. население России составляло приблизительно 143,0 млн. человек. В ходе Гражданской войны страна продолжала нести тяжелые людские потери. Прошедшая в августе 1920 г. перепись показала, что численность населения Советской России составляла 138,0 млн. человек.

Придя к власти, большевики сразу же взяли курс на коренные преобразования в экономике. Для этого у них имелись как объективные, так и субъективные предпосылки. К объективным предпосылкам относятся: дальнейшее падение производства, разруха на транспорте, развал финансовой системы и начинающийся в городах голод. Однако в стране были и субъективные предпосылки для проведения радикальных преобразований. К. Маркс и Ф. Энгельс всегда писали о пролетарской революции как всемирной. И осенью 1917 г. российские большевики не верили в возможность без помощи пролетариата развитых стран устоять против капиталистического окружения. В этих условиях суть экономической политики большевиков состояла в том, чтобы сосредоточить в своих руках максимум имевшихся в стране материальных ресурсов, превратить Советскую республику в крепость и продержаться в ней до победы пролетарской революции на Западе. Поэтому с конца 1917 до весны 1918 г. под лозунгом экспроприации экспроприаторов в России происходила так называемая «красногвардейская атака на капитал».

Декрет о земле. На второй день после прихода к власти, 26 октября (или 8 ноября по новому стилю) на II Всероссийском съезде Ссоветов был принят Декрет о земле. Он основывался на материалах крестьянских наказов, сформулированных советами и земельными комитетами еще в августе 1917 г. Провозглашались многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное), конфискация помещичьих земель и имений, переходивших в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов. Право частной собственности на землю отменялось. Земля переходила «во всенародное достояние и пользование всех трудящихся на ней», запрещалоись применение наемного труда и аренда земли.

Второй частью Декрета о земле была конфискация помещичьих земель. Конфискацию земель помещиков производили Ссоветы и земельные комитеты. Советы изымали у помещиков планы земельных владений, брали на учет скот, инвентарь, назначали в имения представителей власти. В Центре и в Поволжье было немало случаев разгрома крестьянами помещичьих имений, а вот в Нечерноземье эти конфискациия прошлиа достаточно организованно. К весне 1918 г. помещичье землевладение в стране было ликвидировано и все земли поделены между крестьянами. Исключение составили лишь оккупированные немцами районы. Не трогали и те имения, которые решениями местных советов признавались культурными. На их базе создавались образцовые государственные хозяйства –– совхозы.

Национализация банковской системы. В первый же день Октябрьского восстания был захвачен Государственный банк, в котором хранился золотой запас страны. Захват Государственного банка создавал возможность контроля над денежным обращением и над частными банками, поскольку часть своих ресурсов они хранили в сейфах Государственного банка. Акционерные коммерческие банки первоначально были поставлены только под рабочий контроль. Однако вскоре большевики пришли к выводу о неэффективности этой меры. В частные банки были введены отряды Красной гвардии, а вечером 27 декабря 1917 г. ВЦИК РСФСР принял декрет о национализации банков. Операция облегчалась размещением всех крупнейших банков в Петрограде, в основном на Невском проспекте и прилегающих к нему районах.

В соответствии с условиями национализации банковское дело было объявлено государственной монополией. Все средства частных банков подлежали конфискации и передаче на баланс Государственного банка. Выплата дивидендов по банковским вкладам немедленно прекращалась. Все владельцы акций были обязаны немедленно представить их в отделение Государственного банка, в противном случае они карались конфискацией всего принадлежащего им имущества.

С вопросом о банках были связаны вопросы финансовых обязательств России перед западными державами: о внешнемго государственногом долгеа России, о зарубежных инвестицияхй в российскую промышленность и банковскую сферу, о зарубежных владельцах российских ценных бумаг. На основе принятого в январе 1918 г. декрета советская власть отказалась выполнять финансовые обязательства прежнего правительства, аннулировала все права кредиторов и инвесторов, отказалась возместить их вложения в российскую экономику. Все они подлежали такой же конфискации, как и имущество российских предпринимателей.

В составе сформированного 26 октября (8 ноября) первого большевистского правительства на пост министра финансов был назначен писатель И. И. Скворцов. Через несколько дней на этом посту его сменил В. Р. Менжинский, затем И. Э. Гуковский, а в 1918 г. наркомом финансов был назначен Н. Н. Крестинский.

Национализация промышленности. В. И.Ленин и многие большевики считали, что с национализацией промышленности спешить не следует. В.И. Ленин даже писал, что будет лучше, если капиталисты культурно и организованно перейдут к социализму на условиях выкупа, поэтому первоначально национализация рассматривалась только как карательная мера при особых обстоятельствах. Однако рабочие видели в национализации средство освобождения от эксплуатации и путь к немедленному переходу к социализму. Эти уравнительно-распределительные настроения были очень сильны среди русских рабочих, в определенной мере им поддалась и часть большевистского руководства.

Рабочий контроль. Переходной мерой к национализации промышленности был рабочий контроль. Идея непосредственного участия широких трудящихся масс нашла свое наиболее яркое выражение в утвержденном 27 (14) ноября 1917 г.ода «Положении о рабочем контроле». Рабочий контроль охватывал все стадии работы соответствующих предприятий. Положение весьма широко определило состав участников контроля: «Рабочий контроль, –– говорится в ст. 2 Положения, –– осуществляют все рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения, как-то: заводские фабричные комитеты, советы старост и т.п., причем в состав этих учреждений входят представители от служащих и от технического персонала».

Так же широко устанавливалась компетенция органов рабочего контроля, которые имели право наблюдать за производством, устанавливать минимум выработки предприятия и принимать меры к выяснению себестоимости производимых продуктов. Для осуществления своих задач органы рабочего контроля имели право контролировать всю деловую переписку предприятия. При этом коммерческая тайна была отменена, и владельцы были обязаны предъявлять органам рабочего контроля все книги и отчеты за текущий год. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий и могли быть отменены лишь постановлением высших органов рабочего контроля.

Высший совет народного хозяйства. В декабре 1917 г. в стране при СНК создается первый советский орган по управлению народным хозяйством страны –– Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). На ВСНХ была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны. Он координировал работу хозяйственных наркоматов (земледелия, продовольствия, торговли и промышленности, финансов), совещаний (по топливу, металлу), органов рабочего контроля и др. В известной мере его деятельность напоминала работу военно-промышленных комитетов периода 1915-––1917 гг. В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение или ограничение права распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительного синдицирования отраслей промышленности и торговли и другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения и финансов. Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные СНХ (совнархозы), формировавшиеся при соответствующих Ссоветах.

Главкизм. К концу 1918 г. в стране сложилась централизованная система управления сосредоточенной в ВСНХ промышленностью, получившая название «главкизм». Эта централизация отчасти была реакцией на слабость исполнительной власти в первые месяцы после октябрьских событий. Вследствие этого к весне 1918 г. Россия превратилась в огромный конгломерат самоуправляющихся территорий и хозяйственных единиц. В этой ситуации руководство страны приходит к выводу о необходимости сильной центральной власти для восстановления разорванных хозяйственных связей, нормализации финансовой системы и наведения элементарного порядка на производстве. В результате в стране в управлении народным хозяйством сложилась система главкизма. Название это произошло от низшего звена отраслевого управления –– главков. К лету 1920 г. в стране было создано 52 главных управления –– Главторф, Главруда, Центрохладбойня и т. д.

Главки представляли собой хозяйственно изолированные друг от друга вертикальные объединения предприятий одной отрасли. Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздействия главков через Главкустопром ВСНХ распространялась даже на кустарную промышленность. Главки устанавливали планы для каждого предприятия, обеспечивали их сырьем, а также получали и распределяли всю их продукцию. Теперь промышленные предприятия бесплатно, т.е. без каких-либо денежных расчетов, получали от государства все необходимое для производства и бесплатно сдавали произведенную продукцию. Бесплатно, т.е. без каких-либо денежных расчетов.

Таким образом, система главкизма обеспечивала необходимую в условиях Ггражданской войны мобилизацию промышленного производства и концентрацию в руках государства всех ресурсов страны. Однако эта централизация в отсутствие рыночных регуляторов экономики доходила допринимала крайниех формы. При этом предприятия даже одного города никак не были связаны друг с другом и разобщены, и к тому же не были заинтересованы в результатах своей хозяйственной деятельности. Такие крайние формы централизации создавали благоприятную почву для развития бюрократизма, и в стране разрастался аппарат управления. Летом 1920 г. численность управленцев в промышленности достигла 4 миллионов млн человек, в то время как число занятых в производстве рабочих составило 1,7 миллиона млн человек, т.е. в 2,4 раза меньше.

Экономические преобразования весны 1918 г. Дальнейшие преобразования в экономике происходят после подписания Брестского мира. Полученная мирная передышка давала надежды навозможность провести демилитаризацию экономики, поскольку до 70% всего российского промышленного производства было ориентировано на войну, а в стране был острый товарный дефицит. К тому же большевики в условиях крестьянской страны чувствовали себя не очень уверенно. Им нужны были союзники, в данном случае эсеры, за которыми шли крестьяне.

Весной 1918 г. в городах российского Нечерноземья начался голод. Для того, чтобы получить продовольствие в деревне, из городов в села направляютсялись продовольственные отряды, которые силой изымалиют продукты у крестьян.

Комбеды. Одновременно с созданием продотрядов в деревне начинают создавать комитеты бедноты. Декрет ВЦИК от 11 июня 1918 г. открывает эру «комбедовщины». Целью принятия декрета являлось превращение бедноты в опору советской власти в деревне. Главной задачей комбедов являлось оказание помощи в решении задачи снабжения города хлебом. Для этого предполагалось наладить тесное взаимодействие комбедов и продовольственных отрядов. Создание комбедов показало полное непонимание большевиками крестьянской психологии. Согласно большевистской схеме социальной структуры русской деревни, крестьяне там были разделены на антагонистические слои кулаков, середняков и бедняков. На самом же деле в противостоянии власти, городу, внешнему миру в целом, деревня была едина. Поэтому в условиях сбора излишков продовольствия поборы распространились на всех, а не только на зажиточных крестьян. При этом пострадала, прежде всего, основная масса середняков. Всеобщее недовольство привело к массовым выступлениям, крестьянство отвернулось от большевиков. Беднота, даже обогатившаяся за счет кулаков, не смогла стать опорой советской власти в деревне. Более того, комбеды и продотряды оказались неуправляемы со стороны центральных органов. Продотряды собрали крохи продовольствия, они не могли удовлетворить ни город, ни армию. Цена этого «вооруженного похода в деревню» была очень велика: основная масса крестьян отказала большевикам в поддержке.

Таким образом, следствием социалистических преобразований в деревне стал конфликт основной массы крестьянства с государственной властью и развернувшаяся в общероссийском масштабе Ггражданская война. В ходе нее советская власть была свергнута на основной территории страны, в руках большевиков остался только Центральный промышленный район. Это наиболее развитый в промышленном отношении район, однако, он был лишен топлива и сырья для предприятий, а также не имел достаточного количества продовольствия. В этих условиях главной задачей стала мобилизация всех оставшихся ресурсов на нужды обороны, что и явилось главной целью политики «военного коммунизма».

§20.3. Политика «военного коммунизма»

Во время Ггражданской войны в Советской России складывается особый тип социально-экономической политики, получившей название «военный коммунизм». Ее основные принципы были сформулированы на состоявшемся в марте 1919 г. VIII съезде РКП (б). Суть данной политики заключалась в ослаблении экономической базы буржуазии и укреплении советской власти путем проведения чрезвычайных мер.

Чрезвычайные меры, особенно продотряды, вызвали резкое недовольство середняка –– основной фигуры в деревне. В результате социальная база большевистского режима начинает сужаться. В начале 1919 г. большевики переходят от политики чрезвычайных мер к военному тоталитаризму, важнейшим элементом которого стала продовольственная разверстка.

В 1918 г. попытка решить продовольственную проблему с помощью продотрядов успеха не принесла, а только озлобила большую часть крестьянства. Хлеба нет, и с началом зимы над крупными промышленными центрами нависаетла угроза голодной смерти; нечем было кормить и Красную Армию. В этой ситуации в январе 1919 г. декретом ВЦИК в стране была введена разверстка на хлеб, фураж и другие сельскохозяйственные продукты. Согласно этому декрету крестьяне должны были сдавать государству все продовольственные излишки. У тех, кто эти излишки не сдавал добровольно, их отбирали силой. Крестьянину оставляли только то количество зерна, которое было необходимо для потребления и посева, а также на фураж для скота. Все эти меры проводились на фоне полной государственной хлебной монополии и запрета частной торговли продовольственными товарами. Таким образом, часть изымаемых у крестьян по продразверстке сельскохозяйственных продуктов оплачивалиась промышленными товарами, но основная часть –– бумажными деньгами, т.е. фактически изымалась бесплатно.

Одновременно с введением продразверстки государством была полностью монополизирована не только оптовая, но и розничная торговля. При проведении разверстки советская власть столкнулась с громадными трудностями и еще больше восстановила против себя крестьян. Но главная задача при этом была решена: большевики получили хлеб, и в 1919 г. он спас пролетарскую диктатуру.

Вместе с тем, продразверстка имела и серьезные негативные последствия, которые создавали смертельную опасность для Ссоветской властиов. Во-первых, продразверстка окончательно разрывала отношения с середняком, у которого изымали товарный хлеб. Во-вторых, продразверстка вела к сокращению сельскохозяйственного производства. Крестьянину невыгодно было расширять посевы, поскольку все излишки сельскохозяйственных продуктов у него подлежали изъятию. И В деревне засевать стали столько, сколько требовалось на потребление крестьянской семьи, на фураж и на семена. В результате посевные площади повсеместно стали сокращаться.

Введение всеобщей трудовой повинности. С переходом к военному коммунизму предприятия стали наращивать объемы производства, и безработица исчезлаает. Более того, предприятия стали ощущать острую потребность в рабочей силе. Поэтому в декабре 1918 г. был принят «Кодекс законов о труде», который устанавливал всеобщую трудовую повинность, обязательную для всех граждан республики в возрасте от 16 до 50 лет. Вскоре этот Кодекс был дополнен такой мерой, как введение трудовых книжек, в которых делались соответствующие записи. Не располагая иными инструментами привлечения рабочих рук, большевистская власть стала усиливать меры принуждения. В августе 1919 г. Совет Ообороны принял решение о милитаризации труда рабочих и служащих угольных предприятий Урала. Это означало приравнивание отказа от трудовой мобилизации к дезертирству, распространение военных штрафных санкций на гражданских лиц.

В ноябре 1919 г. в связи с принявшим угрожающие размеры топливным кризисом на население был возложен ряд трудовых повинностей; среди них гужевая и дровяная, повинности по погрузке и выгрузке топлива и др.

Декретом СНК от 29 января 1920 г. была объявлена всеобщая трудовая мобилизация и создана новая государственная инстанция для ее осуществления –– Главный комитет всеобщей трудовой повинности (Главкомтруд). Комитеты по проведению трудовой повинности –– комтруды –– создавались по всей стране. Они брали на учет всех трудоспособных, выясняли их квалификацию и направляли на работу.

Заключительная, «милитаристская», стадия «военного коммунизма» охватывает приходится на 1920 г. Милитаризация труда охватила вначале рабочих и служащих в военной промышленности, а во второй половине 1920 г. она становится всеобщей. Власти перешли к сплошной мобилизации на основе отзыва обученных рабочих из деревень и учреждений по именным спискам предприятий и возрастам.

Создание трудовых армий. Апофеозом организации принудительного труда в РСФСР в годы Ггражданской войны было создание трудармий. С разгромом основных сил Белой армии часть состава Красной армии, численность которой превышала 5 млн. человек, переводилась на положение трудовых армий. Это явление родилось на Урале и стало своеобразным символом «военного коммунизма». Оно означало, что на трудовой фронт направляли не только гражданское население, но и красноармейцев. Однако красноармейцы были неквалифицированной рабочей силой, они спешили вернуться домой и вовсе не горели желанием бесплатно работать. Поэтому экономический эффект от применения внеэкономических методов привлечения трудовых ресурсов был невелик, остановить таким путем падение производства в стране не удалось.

Налоговые мероприятия. В начале 1919 г. коллегия Наркомфина наметила основы налоговой реформы в стране. Она включала устранение множественности налогов и их замену единым подоходно-имущественным налогом; усиление обложения фундированных доходов (не связанных с текущей трудовой деятельностью); привлечение к обложению не только доходов, но и имущества, хотя бы последниее и не приносилио доходов; взимание налогов не только деньгами, но и натурой; приближение сроков взимания налогов к срокам получения доходов плательщиками налога; и др.

Характерным явлением для периода Ггражданской войны стали единовременные чрезвычайные революционные налоги. В октябре 1918 г. был установлен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым облагались имущие слои городского и сельского населения. От него полностью освобождались трудящиеся, заработок которых не превышал 1500 руб.лей в месяц, и деревенская беднота. Местным Ссоветам было разрешено вводить местные единовременные чрезвычайные революционные налоги для покрытия бюджетных дефицитов и финансирования неотложных расходов. Единовременные чрезвычайные революционные налоги представляли собой организованное в общегосударственном масштабе обложение имущих слоев населения и были, по сути, контрибуцией. При их проведении на местах проводилсяись учет имущественного положения отдельных лиц и хозяйств, а также обязательная регистрация владельцев текущих счетов и вкладов во всех кредитных учреждениях.

Продолжая взимание сохранившихся в новых условиях дореволюционных налогов, большевики усиливали их классовую дифференциацию. В марте 1919 г. была повышена прогрессия ставок подоходного налога: доходы, превышавшие установленный максимум (в Москве и Петрограде –– 96 тыс. руб.лей), подлежали полному изъятию. С оставшихся у налогоплательщиков сумм доходов ставка налога составляла 25%. Однако натурализация хозяйственных отношений привела к резкому снижению денежных налогов вообще, поэтому в феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов, что послужило основанием для полного расформирования налогового аппарата.

Снабжение населения. 21 ноября 1918 г. СНК принял декрет «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства». Декретом было установлено, что для организации планомерного снабжения населения из государственных и кооперативных распределительных пунктов, которые должны заменить частную торговлю, заготовка всех предназначенных для личного потребления продуктов возлагается на Наркомпрод. Непосредственное руководство всем снабжением населения промышленной и кустарной продукцией было возложено на организованное в составе Наркомпрода Главное управление продуктораспределения (Главпродукт). Согласно декрету все выработанные на национализированных предприятиях изделия подлежали передаче Наркомпроду для организации снабжения ими населения. Спустя неделю постановлением ВСНХ и Наркомпрода была объявлена государственная монополия торговли важнейшими товарами (сахар, кондитерские изделия, чай, соль, спички, ткани, обувь, мыло и др.). Частная торговля этими предметами первой необходимости была запрещена. Городское население получало продукты питания из двух основных источников: приобретало продукты на рынке и снабжалось продовольствием по карточкам.

Карточная система. Карточная система снабжения как форма государственного регулирования потребления была введена еще в период Ппервой мировой войны в ряде стран, в том числе и в России. Введенная большевиками Целью введения карточнаяой системыа имела своей целью было обеспечить минимальное потребление не всего населения, а в первую очередь трудящихся города, особенно рабочих, поэтому, в отличие от периода Ппервой мировой войны, уравнительный отпуск продуктов по карточкам был заменен классовым принципом снабжения. Пересмотр прежнего порядка снабжения населения продуктами начался в Петрограде, где с 1 июля 1918 г. был введен так называемый «классовый паек». В конце июля 1918 г. коллегия Народного комиссариата продовольствия вынесла постановление о необходимости применения классового пайка во всех населенных пунктах городского типа. Для этого были установлены вначале четыре, а затем три категории карточек. Введение классового пайка позволило в большей мере обеспечить снабжение продуктами питания рабочих и другие группы населения. Однако абсолютные нормы снабжения были недостаточными. Даже по карточкам первой категории выдавалось в день немногим более 1/3 фунта хлеба и 1,75 фунта[258] картофеля. В декабре 1919 г. на централизованном снабжении государства состояло в это время приблизительно 40 млн. человек (население Советской России в то время составляло приблизительно 136,8 млн. человек).

Таким образом, «военный коммунизм» –– это попытка организовать скачок в социализм, который, в понимании большевиков, представлял собой господство единой общенародной собственности, а частная собственность подлежала уничтожению. В основе социализма, по мнениюсчитали большевикови, должна лежать безрыночная система хозяйства, при которой товарно-денежные отношения не нужны. Отсюда и вытекали и основные составляющие политики «военного коммунизма», целью которой было не столько развитие народного хозяйства, сколько организация рационального распределения и потребления произведенного ранее продукта для того, чтобы продержаться до победы мировой революции.

Социальные изменения. В социальной сфере завершение войны привело к демобилизации из Красной армии примерно 2 млн. человек, которые оказались лишними как в городе, так и в деревне. Рабочие в городах не были обеспечены работой, многие из них вынуждены были бежать в деревню. В стране происходил очень опасный для советской власти процесс деклассирования рабочего класса. В политической сфере непрерывные антибольшевистские восстания ставили их власть под сомнение. Главной опасностью были крестьянские восстания. Миллионы крестьян были недовольны практикой продовольственной и прочих разверсток, бесхозяйственностью и насилием местных властей. В этой ситуации всенародное восстание против большевиков становилось лишь вопросом времени. Это было очень опасно, так как Кронштадтское восстание показало, что рассчитывать на благонадежность армии не приходится.

К этому следует добавить и фактор внешнеполитический фактор –– разгром Красной армии под Варшавой. Это поражение показало, что в ближайшее время означало запаздывание мировойая революцииреволюция не произойдет, что и ставило Россию перед перспективой длительного сосуществования с враждебным капиталистическим окружением. Таким образом, за годы Ггражданской войны большевики использовали имевшиеся в стране запасы сырья и продовольствия, ноа мировая революция запаздывала.

В начале 1921 г.ода советская власть испытала глубочайший социально-экономический кризис. В этой ситуации большевики вынуждены были изменить свою политику и перейти к новой экономической политике, т.е. новой по отношению к «военному коммунизму».

Национализация земли. В принятом 26 октября 1917 г. Декрете II Всероссийскогоим съездаом Ссоветов Декрете «Оо земле», принятого 26 октября 1917 года, говорилось, что помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа, «что помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем переходят в распоряжение вВолостных земельных комитетов и уУездных сСоветов крестьянских депутатов. При этом декрет устанавливал, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. Была установлена государственная, всенародная собственность на землю, на ее недра, воды и леса. Земля была изъята из гражданского оборота. В основу Декрета о земле был положен общекрестьянский Наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов. Согласно ст. 1 Наказа, частная собственность на землю отменялась навсегда. По Декрету о земле крестьянство получило безвозмездно от Ссоветской власти более 150 млн. десятин новых земель, находившихся прежде в руках помещиков, буржуазии, царской семьи, монастырей и церквей. Крестьяне были освобождены от ежегодных арендных платежей помещикам в сумме около 500 млн. рублей.

Распределение национализированной земли происходило по принципу уравнительного трудового землепользования. Принятый III Всероссийским съездом Ссоветов 19 февраля 1918 г.ода Закон «О социализации земли» так же, как и первый Декрет о земле, наряду с уравнительным распределением земли предусматривал всяческое содействие росту социалистических форм сельского хозяйства. В нем указывалось, что в целях скорейшего достижения социализма, государство оказывает всяческое содействие (культурную и материальную помощь) общей обработке земли, давая преимущество трудовому коммунистическому артельному и кооперативному хозяйствам перед единоличным. Все земли общенародного земельного фонда разделялись на земли: 1) специальной культуры и промышленного значения и 2) земли, не имеющие такого значения и подлежащие распределению между населением в уравнительное землепользование. Земли и помещичьи имения, имевшие специально-культурное значение, не подлежали распределению между крестьянами. Именно на базе этих земель были созданы первые колхозы и коммуны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.