КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Создание нового государственного аппарата
ВЧК. Усложнение и обострение в стране классовой борьбы потребовали создания специального органа, который осуществлял бы борьбу с контрреволюцией, саботажем и иными тяжкими преступлениями. 20 декабря 1917 г.ода была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), состоявшая при Совете Ннародных Ккомиссаров. В связи с этим военно-революционный комитет при ВЦИК был упразднен. Председателем ВЧК был назначен Ф. Э. Дзержинский. С первых дней своего существования ВЧК становится органом политического сыска по борьбе с инакомыслием, и которая, прежде всего, должна бороться с политическими партиями и печатными органами, противостоящими большевикам. Возникнув как сравнительно небольшая организация, она постепенно расширяет сферу своего влияния. К весне 1918 г.ода, переехав вместе с правительством в новую столицу –– Москву, онаВЧК превращается в главный общегосударственный орган борьбы с политическими противниками большевиков. В 1918 г.оду быстро идет процесс создания губернских чрезвычайных комиссий, который в основном завершился в августе. К этому времени в стране имелось 38 губчека. Важной вехой в становлении ВЧК явилась Первая I всероссийская конференция чрезвычайных комиссий, проходившая 11-––14 июня 1918 года. В ее постановлении ставилась задача организовать чрезвычайные комиссии не только в каждом областном и губернском Ссовдепе (совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов), но также «при крупных уездных Ссовдепах, узловых железнодорожных центрах, крупных портах, пограничной полосе…». Этим решением было положено начало созданию нижнего звена чекистского аппаратасистемы чрезвычайных комиссий: уездных и районных ЧК. В 1919-––1920 гг. уездные ЧК сливаются с уездными управлениями милиции. 28 ноября 1918 г.ода II-я всероссийская конференция ЧК постановила образовать при ВЧК транспортный отдел. К началу 1919 г.ода чекистские органы ЧК контролировали практически всю сеть железных дорог и водных путей. Транспортные ЧК были изъяты из подчинения губернских ЧК, так как они создавались в соответствии с административным делением Народного комиссариата путей сообщенияКПС. Расширяя сферу своего влияния, ВЧК не могла оставить без внимания вооруженные силы. Первая чрезвычайная комиссия в Красной армии была создана 16 июля 1918 г.ода во главе с М. Я. Лацисом на Восточном фронте. 19 декабря 1918 г.ода решением ЦК РКП(б) на базе Военного контроля Реввоенсовета и армейских (фронтовых) чрезвычайных комиссий был создан Военный отдел, а 1 января 1919 г.ода он был переименован в Особый отдел (ОО) при ВЧК и стал единым органом для «борьбы со шпионажем, изменой Родине и другими контрреволюционными преступлениями в Красной армии». Положение «Ооб особых отделах при ВЧК» было утверждено ВЦИК в феврале 1919 года. При создании чекистских органов ЧК большое внимание обращалось на разработку и развитие методов и средств оперативной деятельности. Вопрос о допустимости в работе ВЧК агентуры обсуждался 12 июля 1918 г.ода на собрании фракции РКП (б) IПервой всероссийской конференции ЧК. Конференция приняла решение: «Секретными сотрудниками пользоваться». 30 июня 1921 г.ода ВЧК потребовала «…принять меры насаждения осведомления на фабриках, заводах, центрах губерний, совхозах, кооперативах, лесхозах, карательных отрядах, деревнях. К работе по постановке осведомления отнестись возможно внимательней, соблюдая принцип конспирации». 17 июля 1921 г.ода ВЧК разработала специальную инструкцию по осведомительной службе. Параллельно с развитием агентурного аппарата, ВЧК развивались службы наружного наблюдения и контроля почтовой и телеграфной корреспонденции. Развитие секретных методов и средство оперативной деятельности требовало изменить структуру ВЧК и ее органов. Поэтому в ВЧК были созданы секретно-оперативный отдел, который занимался постановкой агентурно-осведомительной работы, и службы наружного отделения. 14 января 1921 г.ода в ВЧК было создано шесть отделов: особый, секретный, оперативный, информационный, иностранный и регистрационно-статистический. ВЧК разоблачила ряд шпионских организаций, которые возглавлялись агентами иностранных разведок. С первых дней своего образования ВЧК осуществляла наряду с функциями контрразведки и функции разведки, оставаясь при этом и органом политического сыска. ВЧК не только проводила расследование важных государственных преступлений, но и осуществляла суд (дежурные камеры ВЧК) и исполнение приговоров. Опыт ВЧК сыграл определенную роль в оформлении основных положений советского уголовного права. Организация Красной аАрмии. Октябрьская революция сломала старую царскую армию. Первым выражением этого слома явился Ноябрьский декрет Советскогоим правительстваом в ноябре 1917 г. был принят Декрет о постепенном переходе к демобилизации старой армии. С конца ноября 1917 г. было прекращено производство в офицеры, юнкерские училища и школы прапорщиков были закрыты. 29 (16) декабря 1917 г.ода Совнарком издал Декрет о выборном начале и об организации власти в армии., Ссогласно этому декретукоторому вся полнота власти в армии принадлежала солдатским комитетам и советам. Была введена выборность командного состава и должностных лиц. В тот же день советским правительством был издан декрет об уравнении в правах всех военнослужащих. Старые офицерские чины и звания были упразднены, ликвидировалась кастовость в армии. После разгрома старой армии советской власти пришлось срочно взяться за созданиевать новойую, советскойую, армиюи. Основой ее послужили стали созданные организованные в ходе революционных боев отряды Красной Ггвардии, из них и начали формироваться командный и политический состав новой Красной армии. В декабре 1917 г.ода Центральный комитет (ЦК) партии обсудил вопрос о создании добровольческой социалистической армии. 28 (15) января 1918 г.ода В. И. Ленин подписал Декрет об организации Ррабоче-крестьянской Красной армии. Декретом от 14 февраля 1918 г. тоже на принципе добровольности создавался рРабоче-Ккрестьянский Красный фФлот. Управление войсками было сосредоточено в комиссариате по военным и морским делам. Формированием армии руководила созданная для этих целей специальная всероссийская коллегия по организации Красной армии. С весны 1918 г. началися переход к строительству Красной армии по принципу воинской обязанности. IV чрезвычайный съезд Ссоветов признал первым долгом всех трудящихся повышение обороноспособности нашей страны на началах социалистической армии и всеобщего обучения граждан военному делу. Для строительства регулярной массовой Красной Аармии в марте 1918 г.ода Декретом правительства был образован Высший военный совет. На местах эту работу возглавили специально созданные в апреле 1918 г.ода военные комиссариаты. Высший военный совет объединял деятельность армии и флота, разрешал общие для военного и морского ведомства вопросы, разрабатывал основные оперативные задания по обороне государства и организации вооруженных сил страны. Зачатком новой военной организации Советского государства была Красная гвардия. Ввместе с отрядами вооруженных солдат и матросов., она была надежной опорой диктатуры пролетариата. Но отряды Красной гвардии были малочисленны, слабо обучены военному делу, и ими невозможно было защищать Советскую Рреспублику. К тому же большая часть офицеров и генералов оказалаись в лагере контрреволюции. Необходимость Слома старой армии была очевидной. План решения этой задачи, выработанный большевикми, заключался в следующем: 1) быстрая и полная демократизация армии; 2) ликвидация власти и влияния реакционного генералитета и офицерства; 3) разрушение ликвидация всех недемократических военных учреждений; 4) постепенная демобилизация и роспуск старой армии. Постановлением II Всероссийского съезда Ссоветов 26 октября 1917 г.ода при формировании Советского правительства был создан высший военный орган республики –– Комитет по военным и морским делам (В. А. Антонов-Овсиенко, Н. В. Крыленко, П. Е. Дыбенко), перед которым были поставлены следующие задачи: 1) объединение руководства военным и морским ведомствами старой армии; 2) принятие на себя руководства центральным аппаратом. Выполнив свои задачи, в конце ноября 1917 г.ода (по старому стилю) Совет комитет прекратил свое существование, был создан Наркомат по военным делам, а в феврале 1918 года –– Наркомат по морским делам. Одновременно началась демократизация старой армии: отмена смертной казни на фронте, восстановление свободы агитации, освобождение после ареста революционных солдат и офицеров. 16 (29) декабря 1917 г.ода СНК принял Декреты «Об уравнении всех военнослужащих в правах», «О выборном начале и об организации власти в армии», которые узаконили развернувшуюся в армии демократизацию. К началу января 1918 г.ода демократизация старой армии была завершена, а ее демобилизация ее, начатая в ноябре 1917 г.ода и протекавшая в основномзначительной мере стихийно, закончилась к апрелю 1918 года. Следующий этап в строительстве вооруженных сил республики, –– начало строительства Красной Аармии на добровольческом принципе ее комплектования. Добровольчество являлось необходимой переходной формой военного строительства в условиях огромной усталости трудящихся от войны. 15 января 1918 г.ода В. И. Ленин подписал Декрет о создании РККА на добровольческих началах и учреждении при Наркомате по военным делам Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА. Верховным руководящим органом РККА, согласно декрету, являлся СНК. Одновременно с Красной Аармией как ее составная часть создавался Красный воздушный флот. В ряды Красной аАрмии был открыт доступ всем трудящимся Советской Рреспублики независимо от религиозной, национальной и расовой принадлежности. От вступивших в ряды армии требовались рекомендации войсковых комитетов, партийных, профсоюзных и других общественных организаций. При вступлении целыми частями требовалась круговая порука и поименное голосование. Первые части комплектовались партийными и советскими органами Москвы, Петрограда, Иваново-Вознесенска, некоторых городов Урала. На 1 апреля 1918 г.ода в рядах Красной армии насчитывалось 155 тыс. чел.овек, а на 20 апреля –– уже 200 тыс. человек. Управление войсками осуществлялось выборными командирами и коллегиальными органами. Уровень боевой подготовки красноармейцев и большинства командного состава был невысок. Отсутствие боевых резервов, системы подготовки пополнений являлось серьезным недостатком добровольческого принципа к всеобщей воинской обязанности трудящихся. Переход к ней от добровольчества нужно было подготовить и в организационном плане. 4 марта 1918 г.ода СНК образовал Высший военный Совет (военный руководитель М. Д. Бонч-Бруевич). Должность Верховного главнокомандующего была упразднена. Большие трудности при строительстве Красной армии возникли в связи с нехваткой командных кадров. 25 марта 1918 г.ода В. И. Ленин на совещании руководителей Наркомвоена указал на необходимость наряду с подготовкой своих командных кадров использовать и старых специалистов, стоящих на лояльной платформе по отношению к советской власти. Для контроля за их деятельностью в частях и подразделениях Красной армии учреждался институт красных комиссаров. В результате этой политики в течение 1918 г.ода в Красную армию добровольно вступило и было призвано по мобилизации 22 тыс. генералов и офицеров. Военный специалисты использовались на командных должностях, в штабах и инструкторами в подразделениях. Из числа военных специалистов выросли такие известные советские военноначальники как И. И. Вацетис, С. С. Каменев, А. И. Егоров, М. Н. Тухачевский, И. П. Уборевич. В конце 1921 г.ода в Красной армии из 217 тыс. командного состава – 66% было подготовлено из числа рабочих и крестьян, 34% составляли военные специалисты. Следующим этапом в строительстве Красной Армии было введение воинской повинности. Весной 1918 г.ода войска интервентов и внутренние белые формирования составляли 700 тыс. человек. Красная Армия к этому времени имела только 300 тыс. добровольцев, из них только 199 тыс. человек были вооружены. Для отражения наступления внешних и внутренних сил необходимо было перейти к комплектованию армии и флота путем всеобщей мобилизации рабочих и беднейшего крестьянства. Постановлением ВЦИК от 29 мая 1918 г.ода было объявлено об обязательном наборе в армию. С этого времени начался новый этап в строительстве вооруженных сил страны. V Всероссийский съезд Ссоветов в июле 1918 г.ода законодательно закрепил в принятой им первой советской Конституции политические основы и принципы комплектования Красной Аармии. Съезд установил всеобщую обязательную воинскую повинность с 18 до 40 лет, отменил выборность командного состава, подчеркнул необходимость широкого использования опыта старых специалистов, офицеров и генералов. В июне 1918 г.ода был объявлен призыв на военную службу пяти возрастов. Постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г.ода был создан Реввоенсовет Республики, одновременно упразднен Высший военный Ссовет и введена должность Главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики. К 1 декабря 1918 г.ода было развернуто 12 армий, сражавшихся на Северном, Южном и Восточном фронтах. Общая численность армии достигала 800 тыс. чел.овек, а к началу 1919 г.ода армия насчитывала 1 млн. 630 тыс. человек. Большое значения для политического и военного воспитания бойцов Красной армии имело введение воинских уставов. Были утверждены Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной службы. В конце 1918 г.ода на каждого бойца была введена книжка красноармейца –– своеобразный свод правил и норм поведения воина Красной Аармии. Еще летом 1918 г.ода для всех командиров и красноармейцев был установлен единый знак отличия –– эмалевая пятиконечная звезда. Формой одежды до выработки новой была форма старой армии, но без погон и других знаков отличия. После окончания гГражданской войны Красная аАрмия была переведена на мирное положение, и к концу 1924 г.ода ее численность сократилась в десять10 раз. 29 января (11 февраля) 1918 г.ода СНК принял решение о создании Ррабоче-кКрестьянского Красного фФлота, тоже первоначально на добровольческих началах. В феврале 1918 г.ода был создан Наркомат по морским делам. В дальнейшем развитие РККФ прошло такие же этапы, как и РККА. В годы Ггражданской войны возникла и наградная система Советского государства. Первые советские боевые ордена появились в 1918 году. Декретом ВЦИК РСФСР от 16 сентября 1918 г.ода был учрежден орден Красного Знамени РСФСР, которого мог быть удостоен каждый гражданин Республики, «проявивший особую храбрость и мужество при непосредственной боевой деятельности». Первым кавалером этого ордена стал В.асилий К.онстантинович Блюхер. Всего В.К. Блюхер был награжден пятью орденами Красного Знамени, четырьмя в годы гражданской войны и пятым в Китае, где он был военным советником. Создание Ррабоче-Ккрестьянской милиции. Важной мерой Ссоветской власти в деле обеспечения охраны революционного порядка явилось постановление НКВД РСФСР от 28 октября 1917 г.ода «О рабочей милиции». В нем указывалось: 1) Ввсе сСоветы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию,; 2) рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов;, З) военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения ее казенным оружием;, 4) настоящее постановление ввести в действие по телеграфу. В ведение милиции входилоир: охрана общественного порядка, строгое выполнение советских законов, наблюдение за строгим выполнением советских законов, охрана личной безопасности граждан, борьба с уголовной преступностью, проведение дознания по уголовным делам. Для проведения уголовного розыска при НКВД создавались в центре и на местах отделения уголовного розыска, а при центральном аппарате –– Главное управление уголовного розыска. Летом 1918 г.ода было положено начало созданию речной милиции, затем железнодорожной. Декрет СНК от 3 апреля 1919 г.ода «О советской рабоче-крестьянской милиции» определил порядок привлечения милиции к участию в боевых операциях на фронтах. С этой целью в милиции вводилоись обязательное военное обучение и воинская дисциплина. 10 июня 1920 г.ода было утверждено Положение о рабоче-крестьянской милиции, которое подводило определенные итоги создания и развития этого органа государства. Рабоче-крестьянская милиция находилась в ведении Народного комиссариата внутренних дел и его местных органов. Таким образом, сохранялся принцип двойного подчинения (НКВД и местным Ссоветам). В состав милиции входили: городская и уездная милиция, промышленная (фабрично-заводская, лесная и.т.п.), железнодорожная, водная (речная, морская), розыскная милиция. Опыт создания милиции в РСФСР был использован и другими союзными республиками. Создание советских судебных органов. Еще до перед Октябрьской революциией, когда Временное правительство доживало последние дни, по инициативе революционных масс создавались революционные суды. Первые суды, созданные до Декрета о суде №1, носили самые различные наименования: революционные суды, суды народной совести, следственные комиссии Советов, революционные трибуналы, народно-административные суды. Несмотря на разнообразие наименований и некоторые различия в количественном составе судов и их организационной структуре, все они являлись коллегиальными органами, в отличие от мировых судов, созданных по реформе 1864 г.ода, где мировые судьи выполняли функции правосудия единолично. Заседания всех этих судов проходили открыто, обвиняемым обеспечивалось право на защиту, при вынесении приговоров решений суды руководствовались революционной совестью и революционным правосознанием. Советской власти нужно было обобщить накопленный опыт строительства новых судебных органов и установить в порядке революционной законности единую судебную систему. Для этого необходим был декрет о суде, за разработку которого взялся старый большевик, один из крупных деятелей латышского и русского движения, первый руководитель НКЮ П. И. Стучка (16 ноября 1917 г. он был назначен Временным заместителем НКЮ и возглавлял комиссариат до 12 декабря 1917 г.ода). 10 ноября 1917 г.ода П. И. Стучка опубликовал в «Правде» статью «Народный или демократический суд», изложив в ней первоначальный план советской политики в этой области. Главная идея его идея: суд должен быть выборным сверху донизу. Предлагалось проводить выборы по спискам избирателей, составленным для выборов в Учредительное собрание, то естьт.е. на основе всеобщего избирательного права. Высшие судебные инстанции, число которых должно было быть сокращено, формировались, на первое время, из числа избранных населением судей; прокурорский надзор предлагалось объединить с адвокатурой в единый институт. 22 ноября 1917 г.ода СНК принял Декрет о суде №1, который был опубликован 23 ноября 1917 г.ода в газете «Правда», 24 ноября 1917 г.ода –– в газете Временного Ррабочего и кКрестьянского Пправительства и 12 декабря этого же года –– в Собрании Уузаконений Ррабоче-Ккрестьянского Пправительства. В связи с тем, что в самом Декрете не было указаний о времени вступления его в силу, этим моментом является время опубликования Декрета в официальном органе Советского правительства –– в газете Временного Ррабочего и Ккрестьянского Пправительства, то естьт.е. 24 ноября 1917 года. Этим Декретом (ст.1) Советское правительство официально, в законодательном порядке упраздняло все ранее существовавшие общие судебные установления: окружные суды, судебные палаты и правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя ихвсе эти установления судами, образуемыми на основе демократических выборов. Кроме того, упразднялись институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Декрет (ст. 2) приостанавливал действие института мировых судей, заменив их местными судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам. Местные судьи должны были избираться на основе прямых демократических выборов, а до назначения таких выборов они временно избирались районными, волостными, уездными, городскими и губернскими Ссоветами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Эти же советы составляли списки заседателей и определяли очередь их явки на сессию. Прежние мировые судьи не лишались права, при их согласии, быть избранными в местные суды. Но попытки привлечения мировых судей потерпели неудачу, и 5 декабря 1917 г.ода временный заместитель НКЮ П. И. Стучка разослал всем районным советам Петрограда предписание: «Предлагаю Ввам немедленно приступить к открытию деятельности местных судов, а также комиссаров для закрытия камер мировых судей и для принятия в ведение местных судов их дел и производств». 7 декабря 1917 г.ода исполком Выборгского совета обратился ко всем фабрично-заводским комитетам района с просьбой немедленно выделить «хорошо грамотных товарищей, независимо от политических взглядов, но стоящих на платформе власти Ссоветов, способных разбираться в судебном производстве». Каждый завод должен был выделить не менее трех человек. К подсудности местного суда были отнесены все гражданские дела по искам на сумму до 3 тыс. рублей. и уголовные дела, если обвиняемому угрожает наказание свыше 2двух лет лишения свободы. Декрет отменил апелляционный порядок обжалования, и в качестве кассационной инстанции для местных судов учредил уездные, а в столицах –– столичные съезды местных судов. По ст. 5 Декрета местные суды должны были решать дела именем Российской рРеспублики и руководствоваться в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Предоставление в первые месяцы Октябрьской революции возможности пользоваться законами свергнутых правительств имело большое значение. При неполноте советских законов и декретов возникла необходимость использования некоторых, главным образом процессуальных, законов. Однако, на практике, ссылки на старые законы делали лишь старые юристы. Огромное большинство местных судей, выдвинутых из среды трудящихся и не имевшющих юридического образования, не знали старых законов, не ссылались на них в своих решениях и приговорах, руководствовались исключительно «революционной совестью и революционным правосознанием». Как уже отмечалось, Декрет о суде №1 отменил действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться и новая судебная практика. «Революционное правотворчество» осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (съезд Ссоветов, ВЦИК, СНК), руководящими органами ВКП(б) и даже местными советами. Приоритет «революционного правосознания» в качестве источника права в первые годы революции основывался на господстве психологической теории права, считавшей важным аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение. В ст. 3 Декрета о суде говорится, что предварительное следствие возлагается на местных судей. В роли обвинителей и защитников, допускаемых на суде и стадии предварительного следствия, а по гражданским делам –– в роли поверенных, могли выступать все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами. Декрет предусматривал возможность обращения граждан в третейский суд. Правом помилования и восстановления в правах лиц, осужденных по уголовным делам, наделялись только судебные органы. По ст. 8 Декрета для борьбы против контрреволюционных сил и защиты от них революционных завоеваний, а также для решения дел о мародерстве, хищениях, саботаже и злоупотреблений торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц учреждались Рреволюционные трибуналы, в составе председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Ссоветами. При этих же Ссоветах создавались и особые следственные комиссии для производства предварительного следствия по делам, подсудным Рреволюционным трибуналам. Таким образом, Декретом о суде №1 создавались две системы судов –– общих и особых, что было вызвано обстоятельствами тяжелой, напряженной борьбы Ссоветской власти за упрочение завоеваний Октября.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |