Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новая экономическая политика и ее правовое обеспечение




В результате семи лет Ммировой и гГражданской войн численность населения советских республик к началу 1921 г. сократилось до 134,3 млн. человек. С осени 1917 до начала 1921 г. население России сократилось на 10,9 млн. человек. Сокращение продолжалось в 1921 г. (на 1,9 млн.) и в 1922 г. (на 1,6 млн. человек). Выжившие в условиях семилетней войны обитали в основном в деревне (84% населения). В последующие годы численность населения СССР начинает быстро расти. Начиная с 1923 г. общее число жителей страны увеличивалось примерно на 2,0% в год. Всесоюзная перепись населения СССР 1926 г. зафиксировала, что в стране проживало 147,0 млн. человек, 82% населения (как и в 1913 г.) было сельским. Значительный общий рост населения СССР (на 13 млн. в 1923-––1926 гг.) во многом имел компенсационный характер после семилетней войны и голода 1921-––1922 гг.

В результате войны и сдвигов в экономике в годы нэпа кардинально меняется классовая структура российского общества. В 1913 г. она включала 16,3% рабочих и служащих, 66,7% крестьян –- единоличников, некооперированных кустарей и ремесленников и 17% помещиков, представителей крупной и мелкой буржуазии, торговцев и кулаков. В 1928 г. численность рабочих и служащих в СССР выросла до 17,6%, крестьян- – единоличников, некооперированных кустарей и ремесленников –– до 74,9%. Появился класс колхозного крестьянства и кооперированных кустарей (в 1928 г. он составлял 2,9% населения страны). Из социальной структуры были вытеснены помещики, крупная буржуазия, торговцы и значительная часть кулаков (зажиточных крестьян). 4,6% населения принадлежали к мелкой городской буржуазии, торговцам и кулакам.

X съезд РКП (б) и его решения. Съезд правящей в Советской России партии собирается Вв марте 1921 г. в Москве. собирается X съезд РКП (б) – правящей в Советской России партии. Съезд заслушивает доклад В. И. Ленина о замене продразверстки натуральным налогом и принимает соответствующее постановление. Отмена продразверстки явилась первым шагом на пути к новой экономической политике (НЭП).

После поражения революции в Европе большевики сохраняли надежду на будущую мировую революцию, считая, что совершить революцию можно и в одной, отдельно взятой стране, а вот построить социализм можно только совместно с пролетариатом всех стран. Поэтому нэп для большевиков –– это политика, рассчитанная на выигрыш во времени, для того чтобы продержаться до новой волны войн и революций. Для этого следовало сделать уступки большинству населения и расширить тем самым свою социальную базу., отсюдаТаким образом, нэп представлялся собой временнуюой уступкуой для того, чтобы продержаться до будущей мировой революции. Во-вторыхКроме того, лидеры большевиков считали, что Россия еще не созрела для социализма, и поэтому, прежде, чем стать социалистической, Россия должна перестать быть отсталой страной. Отсюда нэп –– это и попытка довести начатую в конце XIX в. индустриализацию, превратить Россиюее в промышленно развитое государство. В сельском хозяйстве большевиками был взят курс на некоторое ослабление налогообложения, предоставление крестьянам права реализации части произведенной продукции. В области промышленности новая экономическая политика представляла собой переход на хозрасчет в ограниченном виде с централизованным распределением прибыли. Во взаимоотношениях между городом и деревней предполагался неэквивалентный в пользу города обмен. В целом речь шла о создании в России административно-рыночной системы в экономике.

Организация планирования. При переходе к нэпу была разработана программа всей системы управления и планирования народного хозяйства. В начале 1921 г. было принято решение об организации Государственной плановой комиссии (Госплана), ответственной за разработку единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядка его осуществления. В состав Государственной плановой комиссии были введены крупнейшие специалисты по важнейшим отраслям хозяйства: И. А. Александров, В. Р. Вильямс, Г. М. Кржижановский, Д. Н. Прянишников, С. Г. Струмилин и др. Вскоре после организации Госплана были созданы плановые комиссии при губернских и областных исполкомах, а также система планово-экономических органов в хозяйственных наркоматах и ведомствах.

При губернских исполкомах были созданы экономические совещания (в областях –– экономические советы), на которые было возложено согласование деятельности местных органов экономических наркоматов (ВСНХ, Наркомзем, Наркомпрод, Наркомтруд, Наркомфин и др.).

В первые годы нэпа государство стало устанавливать месячные, квартальные и годовые бюджеты, текущие плановые задания отдельным отраслям промышленности, планы посевных кампаний, топливные и продовольственные планы, планы перевозок и т.д.

Денежная реформа 1922-––1924 гг. В первые годы нэпа в стране продолжалась инфляция. В 1922 г. 100 тыс. советских дензнаков по своей покупательной способности равнялись одной дореволюционной копейке. Однако когда в стране разрешили свободную торговлю, то стало ясно, что без денежной реформы не обойтись, и в 1922-––1924 гг. ее стали поэтапно ее проводить. В 1922 г. в обращение выпускается твердая валюта –– так называемый «червонец», обеспеченный золотом (один червонец равнялся 10 руб.лям золотом). Таким образом, в 1923 г. в обращении одновременно находились две валюты.; Ччервонцы применялись в оптовой торговле и при расчетах между предприятиями, совзнаки использовались в розничной торговле и деревенском обороте.

В 1924 г. в обращение были выпущены государственные казначейские билеты достоинством в один, три и пять рублей золотом. В обращение также выпустили разменные серебряные и медные монеты советского образца, которые свободно обменивались на бумажные купюры. В этом же году эмиссия совзнаков была прекращена и их заменили на государственные казначейские билеты. Процедура выкупа совзнаков была установлена в марте 1924 г., когда был определен фиксированный курс червонца. Всего за годы Ггражданской войны курс бумажного рубля обесценился в 50 млрд. раз.

Организация налоговой системы. Одновременно с денежной реформой в стране была проведена и налоговая реформа. Взимание налогов имело большое значение для решения основной задачи финансовой политики в первые годы нэпа –– сокращения бюджетного дефицита и бумажно-денежной эмиссии, подготовки замены обесценивающихся совзнаков твердой валютой. Основу советской налоговой системы составляли прямые налоги, которые позволяли установить непосредственную связь между размерами доходов и суммой налога с каждого плательщика. Первым прямым налогом с несельскохозяйственного населения был введенный летом 1921 г. промысловый налог.

В ноябре 1922 г. в стране был введен подоходно-имущественный налог. За основу обложения был принят совокупный доход, определяемый по декларации плательщика. Ставки налога (от 0,83 до 15%) зависели только от размера дохода. Государственные и кооперативные предприятия, смешанные общества и крестьянские хозяйства налогом не облагались. В дополнение к окладам подоходного налога устанавливались оклады налога с имущества в размере от 0,33 до 1,5% его стоимости.

Одной из характерных черт налоговой системы периода нэпа была множественность платежей. Она вызывалась ростом потребностей государства и его местных органов в денежных ресурсах. Важнейшей причиной введения некоторых налогов и сборов явилась необходимость в экстренном порядке мобилизовывать средства для оказания помощи голодающим и борьбы с последствиями голода. В этих целях в феврале 1922 г. был введен единовременный государственный общегражданский налог, к уплате которого привлекалось все взрослое население страны. В следующем году для оказания помощи сельскому хозяйству этот налог был повторен. В период между августом 1921-го и февралем 1922 г. в стране были установлены налоги на табак, спиртные напитки, спички, мед, минеральную воду и другие товары. В конце 1922 г. нарком финансов Г. Я. Сокольников заявил, что треть всех поступлений бюджета получена за счет денежного налогообложения, меньше трети –– за счет выпуска банкнот, а остальная часть –– за счет натурального налога.

Важное место в налоговой политике заняли местные налоги. В 1921-––1922 гг. был утвержден перечень объектов, облагаемых местными налогами, и установлены предельные ставки налогообложения. Однако местные органы сами дополнительно вводили новые сборы и платежи. К налоговым платежам относились: расходы на имущественное страхование, квартирный налог, налог на торговое помещение, гербовый сбор (на деловые бумаги), сборы в фонд помощи голодающим, принудительное размещение выигрышных займов, надбавки на местные нужды и т. д.

Налоговая политика в деревне. В соответствии с решениями X съезда Совнарком утвердил размеры налога на 1921––19/22 гг. По сравнению с продразверсткой налог на хлеб и картофель был уменьшен почти в два раза, на мясо –– в четыре раза, на льноволокно –– в 15 раз и т.д. В стране разрешалсяись свободный обмен, покупка и продажа оставшихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. После уплаты налога крестьяне могли распоряжаться оставшейся сельскохозяйственной продукцией по своему усмотрению. Таким образом, были определены два пути обеспечения государства продуктами сельского хозяйства: натуральный налог и товарообменные операции.

Продналог как форма заготовок сельскохозяйственных продуктов применялся три года. В 1921/––1922 гг. налог определялся по каждому продукту отдельно. На следующий год был введен единый натуральный налог, который исчислялся в хлебных единицах. В 1923/––1924 гг. было разрешено вносить налог по желанию крестьян продуктами и деньгами, и в 1924––19/25 гг. осуществлен переход к денежному обложению. Крестьяне, как товаропроизводители, были заинтересованы в переходе к денежному налогу; они получали большую свободу в развитии отдельных отраслей своего хозяйства, что усиливало его специализацию. Бедняцкие хозяйства получали имели различные льготы или освобождались от уплаты налога, коллективные хозяйства имели налоговые льготы, а зажиточные хозяйства подлежали усиленному налогообложению.

Вследствие острой нужды государства в средствах в первой половине 1920-х гг. большое значение имело косвенное налогообложение. В 1921-––1923 гг. в стране были введены акцизы на многие товары массового потребления. В дальнейшем акцизы на сахар, соль, керосин, спички, чай были снижены и введены акцизы на товары не первой необходимости -–– спиртные напитки и табачные изделия.

Государственные займы. В 1920-х гг. государство широко использовало и денежные сбережения населения. Основными методами мобилизации свободных денежных средств населения стали выпуски государственных займов и привлечение средств в кредитные учреждения. За 1922––-1925 гг. в стране было выпущено 10 десять внутренних государственных займов, из них три натуральных, пять денежных, для размещения среди населения, и два специального назначения.

Первым советским денежным займом стал Государственный шестипроцентный выигрышный заем 1922 г., выпущенный на сумму 100 млн. руб.лей золотом. В отличие от натуральных, этот заем был долгосрочным; выкуп облигаций производился с 1 декабря 1928 г. в течение пяти лет посредством ежегодных тиражей погашения. По отношению к промышленникам, частным торговцам и прочим «капиталистическим элементам» был применен метод принудительного размещения. При уплате налогов они были обязаны покупать определенное количество облигаций займа, на которых делалась особая надпись («Не подлежит приему в залог и не может котироваться на бирже»). Обязательное приобретение облигаций займа было введено также для государственных и кооперативных предприятий. Среди рабочих и служащих заем распространялся в виде коллективной подписки; их право продажи и залога ничем не ограничивалось.

Восстановление товарооборота. В первые годы советской власти, особенно в период Ггражданской войны, торговля по, существу, прекратилась. Восстановление нормального товарооборота проходило через ряд промежуточных этапов и осуществлялось в крайне сложных условиях. Первоначально товарооборот намечалось ограничить рамками местного оборота между крестьянами товаропроизводителями и мелкой промышленностью в виде прямого товарообмена. После провала этого прямого продуктообмена в стране разрешается свободная торговля. В этих условиях цены на рынке начинают складываться в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Кооперирование крестьянства. Первостепенной задачей послевоенных лет стало восстановление сельского хозяйства. Однако оно не находилось в руках государства, поэтому прямое руководство миллионами крестьянских хозяйств было бы совершенно нереальным делом. В этой ситуации государство было в состоянии только стимулировать процесс восстановления сельскохозяйственного производства различными, преимущественно экономическими, мерами. Одной из этих мер стал переход к продналогу. Кроме того, государство начинает стимулировать подъем аграрного производства путем производства для деревни промышленных товаров. Предпринимались и другие меры помощи деревне, например агротехническая пропаганда, однако главным направлением государственной политики в деревне стало кооперирование крестьян. Сущность кооперативного плана состояла в том, что российские крестьяне, которые являлись классом феодального общества, прежде чем войти в социализм, должны были пройти через капитализм. Сделать это можно было только через расслоение крестьянства на сельский пролетариат и сельскую буржуазию. В результате этого расслоения должны возникнуть крупные капиталистические хозяйства, которые затем можно будет легко превратить в социалистические.

Крестьяне были заинтересованы в том, чтобы производить больше товарной продукции и без хлопот ее реализовывать, приобретая взамен промышленные товары. Для этого целесообразным было объединение в сбытовой кооператив, чтобы не ездить в город, не отрываться от своего хозяйства и не конкурировать друг с другом на рынке, сбивая при этом цены на товары. Возможно создание и машинных кооперативов. В эти кооперативы объединялись те хозяйства, которые производили товарную продукцию, т.е. зажиточные.

Что касается бедняцких хозяйств, не производивших товарную продукцию, и являвшихся потребительскими, то они объединялись в производственные кооперативы, которые по-другому назывались коллективными хозяйствами. Таких коллективных хозяйств, или колхозов, было три вида: коммуны, артели и тозы. Коммуна –– это коллективное хозяйство с полным обобществлением имущества ее членов и распределением поровну получаемых доходов. Однако уравнительный принцип не создавал достаточной материальной заинтересованности, поэтому коммуна была признана не совсем удачной формой ведения хозяйства. Во-вторых, это сельскохозяйственные артели, их Характерная черта сельскохозяйственных артелей –– обобществление только основных средств производства. В-третьих – В тозыах, т.е. товариществах по совместной обработке земли., В них сохранялась частная собственность на средства производства, при этом объединялся только труд работников. В результате к концу нэпа в различного рода кооперативах в стране состоялои свыше более половины крестьян.

В годы «восстановительнойго периода пятилетки[110]» сельскому хозяйству была оказана всесторонняя государственная помощь. Она заключалась в расширении производства сельскохозяйственных машин и инвентаря, организации кредитования крестьянских хозяйств, проведении землеустройства, налаживании семеноводства и племенного животноводства и т.д. С 1924 г. машины и орудия сельхозартелям и крестьянам стали продавать по довоенным ценам, хотя их себестоимость стала гораздо выше. Покрытие убытков производящих сельскохозяйственные машины заводов взяло на себя государство. Для приобретения машин и орудий крестьянам и колхозам предоставлялись кредиты сроком от одного до пяти лет. При этом, чем дороже была машина, тем на больший срок предоставлялся кредит. При выдаче кредитов соблюдался классовый принцип: зажиточным хозяйствам кредит выдавался под более высокие проценты, а с 1929 г. их кредитование было прекращено. С конца 1924 г. курс государства по отношению к крестьянству становится еще более либеральным, в литературе он даже получил название «лицом к деревне». При этом еще более снизили сельхозналог, разрешили также аренду земли и применение наемного труда в сельском хозяйстве. Все это очень быстро принесло весьма ощутимые успехи. Уже к 1925 г. в СССР был восстановлен довоенный уровень сельскохозяйственного производства, а по животноводству он был даже значительно превзойден.

Перестройка системы управления промышленностью. В области промышленности летом 1921 г. в стране выходит ряд декретов, направленных на организационную перестройку промышленности. Эта перестройка заключалась, во-первых, в переводе предприятий на хозяйственный расчет. Если раньше предприятия получали все необходимое для производства от государства и сдавали ему же всю произведенную продукцию, то теперь они должны были вести свое хозяйство самостоятельно. Предприятия должны были сами закупать сырье и материалы, сами решать проблемы обеспечения рабочей силой, заниматься сбытом продукции и, получив прибыль и заплатив из нее налоги, развивать собственное производство.

Во-вторых, упразднялись главки, которые обладали одновременно функциями административными, снабженческими, контролирующими и регулирующими производство. Главкизм исключал какую-либо хозяйственную самостоятельность предприятий. Теперь предприятия объединяются в тресты, происходит трестирование промышленности. Это означало, что если раньше все предприятия одной отрасли были подчинены своему главку, т.е. отделу ВСНХ, то теперь главным звеном управления промышленностью становятся тресты. Трест –– это территориально-отраслевое объединение, которое охватывало предприятия отрасли, расположенные на одной территории. В основе деятельности треста лежали принципы децентрализации оперативных функций, принцип хозяйственной самостоятельности и ответственности для осуществления хозрасчета. К трестам переходила вся работа по оперативному хозяйствованию, за ВСНХ сохранялись лишь функции регулирования и общего руководства. Трест являлся основной единицей в системе управления промышленностью. В отличие от первичной производственной единицы –– отдельного предприятия, трест обладал правом юридического лица. По приблизительным данным, в стране было трестировано 90% всей государственной промышленности.

В-третьих, новые формы организации и управления промышленностью выразились также в организации синдикатов. Вскоре после создания трестов оказалось, что они начинают конкурировать между собой на рынке, что увеличивало рыночную стихию. Поэтому после создания трестов их стали объединять еще и в синдикаты, которые стали основной формой объединения и регулирования товарооборота государственных промышленных предприятий. С помощью синдикатов между различными трестами делились рынки сбыта, в результате трестированная промышленность была синдицирована. Синдикат выступал самостоятельным торговым предприятием, действовавшим на началах коммерческого расчета.

Одновременно проводилась и концентрация промышленности. Она началась на основании принятого в августе 1921 г. решения Совнаркома. В нем предусматривалось, что государство в лице ВСНХ сосредотачивает в своем непосредственном управлении отдельные отрасли производства и определенное число крупных и важных предприятий, которые могли быть в первую очередь обеспечены материальными, продовольственными и денежными ресурсами. Остальные предприятия подлежали консервации или сдаче в аренду. Так, на Урале в 1922 г. из 119 металлургических предприятий было сохранено 82, а остальные были закрыты.

Разрешение частного предпринимательства. ВторымКроме после организационной перестройки, вторым направлением новой экономической политики в области промышленности было разрешение частного предпринимательства. Это частное предпринимательство допускалось в следующих формах: разрешалось организовывать мелкие частные предприятия с числом работников до 20 человек., сдавать в аренду государственные предприятия, а также сдавать хозяйственные объекты в аренду иностранцам. Наиболее распространенной в то время формой привлечения частного капитала к хозяйственной деятельности была арендная форма. Арендный договор определял направление производственной деятельности предприятия, объем и ассортимент подлежащей выпуску продукции, долевое отчисление в пользу государства, размеры восстановления и обновления основных фондов и т.д. Предприятия передавались арендатору во временное пользование на условиях, оговоренных в арендном соглашении. При этом собственником предприятия оставалось государство. Арендатор не имел права ни продать, ни заложить арендованное предприятие, он отвечал по суду за сохранность сданного ему в пользование имущества и во всем подчинялся советскому законодательству о труде и социальном страховании, технике безопасности и т.д.

Иностранные концессии в СССР. Несмотря на большевистские лозунги, призывающие идти «на последний и решающий бой» с мировой буржуазией, Советское правительство понимало, что для восстановления разрушенного хозяйства нужны огромные средства. Своими силами, без иностранной помощи, восстановить народное хозяйство будет крайне сложно. Поэтому с целью налаживания крупного производства иностранным предпринимателям позволили брать советские предприятия в концессию. Кроме того, тому же руководство страны рассчитывало использовать опыт иностранных предприятий по организации производства и применению новейший технологий. С помощью иностранных предпринимателей Советская Россия рассчитывала завязать восстановить утраченные после революции необходимые экономические связи. В результате в 1925 г. действовал только 91 концессионный договор, а к работе приступили 14 предприятий (6 лесныхе, 6 обрабатывающихе и 3 горныхе???Это 15 [111]). Среди заключенных договоров наиболее крупными были концессионные соглашения с акционерным обществом шведских заводов в Гетеборге для производства в СССР шарикоподшипников;, с американской фирмой «Гарриман и Кº», английской «Лена-Голдфилдс Лимитед» и др. В результате привлечения иностранных инвесторов доля концессий в некоторых отраслях промышленности была достаточно высокой: на этих предприятиях добывали 60% свинца и серебра, 30% золота, 85% марганца и т. д. Однако в целом доля иностранных концессий в промышленном производстве страны была невелика. Она составляла примерно 1% общего объема производимой в стране продукции.

Восстановление промышленности. В годы «восстановительного периодай пятилетки» в области индустрии упор делался на восстановление легкой промышленности. Причина заключалась в том, что тяжелая промышленность была сильно разрушена и для ее восстановления требовались огромные средства. Легкая же промышленность не требовала от государства больших средств, тем более что сильные позиции в ней занимал частный капитал, который и брал на себя значительную часть затрат. Первоочередное восстановление легкой промышленности было не только возможно, но и необходимо.–– Необходимо по той причине, что после окончания Ггражданской войны необходимо было снова налаживать производство людей следовалоодежды, обуви, продуктов. обуть, одеть и накормить. Кроме того, без промышленных товаров не мог быть восстановлен и товарооборот между городом и деревней. Крестьянству же в обмен на хлеб нужны были потребительские товары, которые производили предприятия легкой промышленности. Таким образом, восстановление легкой промышленности создавало предпосылки для последующего восстановления и тяжелой промышленности. В результате предпринимаемых усилий в 1926 г. довоенный уровень промышленного производства в стране в основном был восстановлен.

Внутренние противоречия нэпа. Несмотря на достигнутые результаты, было бы ошибочным считать нэп сбалансированной, последовательной и бескризисной политикой. Его введение было сопряжено с весьма серьезными экономическими трудностями,.которые Эти трудности в первую очередь проявились в сельском хозяйстве, где сократилось производство товарного зерна. До революции крупные землевладельцы, т.е. помещики и «кулаки», – т.е. зажиточные крестьяне, производили 70% товарного хлеба. В ходе революции помещичье землевладение было уничтожено, зажиточное крестьянство существенно ослаблено, а середняк производил товарный хлеб в незначительных размерах. К тому же закупочные цены на зерно были низкими, часто даже ниже его себестоимости, что не способствовало росту производства. Поэтому после преодоления «ножниц цен» хроническим явлением второй половины 1920-х гг. становится кризис хлебозаготовок. Их причина –– низкие государственные закупочные цены на зерно. В этой ситуации в стране начинает действовать механизм рынка, и. Его суть заключается в том, что крестьянские хозяйства начинают производить ту сельскохозяйственную продукцию, которая приносит максимальную прибыль. Зерновых Ккрестьянин начинает производитль зерновых столько, сколько нужно ему для потребления, на фураж и на семена. В результате в условиях сокращения зернового производства в стране наблюдался хронический кризис хлебозаготовок. Весной 1929 г.ода крестьяне еще больше сократили посевы зерновых, и осенью в городах стал ощутим недостаток продовольствия, в некоторых из них ввелиодят продовольственные карточки. В этой обстановке И. В. Сталин решает переломить ситуацию революционным путем, –– в стране начинается массовая коллективизация сельского хозяйства. Эту ситуацию историки называют политикой свертывания нэпа.

Свертывание НЭПа было обусловлено не только политической волей И. В. Сталина. В новой экономической политике изначально были заложены серьезные внутренние противоречия. Первое из них –– это неэквивалентный обмен между промышленностью и сельским хозяйством. Второе заключалось в том, что страна нуждалась в высоких темпах экономического роста, при этом своих средств для реконструкции народного хозяйства у государства было недостаточно. Что касается использования иностранных инвестиций, то, поскольку командные высоты оставались в руках государства, сфера привлечения частного капитала была весьма ограничена. В-Третьихе, это противоречие –– между необходимостью перехода к экономическим методам управления народным хозяйством и неподготовленностью к этому руководящих работников. Большинство руководителей прошлио школу Ггражданскойую войныу и, они привыкли к жесткой централизации и военной дисциплине, работать в условиях рыночной экономики они были не готовы. В-Четвертых,ое серьезное противоречие того времени –– это противоречие между многообразием экономических форм и единообразием политической жизни. Речь идет о том, что Экономика страны была многоукладной, однако власть быланаходилась в руках только одной партии. Это означало, что представители других укладов реально повлиять на ситуацию не могли. Таким образом, без многообразия политической жизни НЭП должен был быть дополнен многообразием и политической жизни, в противном случае он обречен. Поэтому свертывание новой экономической политики в конце 1920-х гг. было вполне закономерно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.