Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие права 3 страница




[192] Классические формы такая система приобрела в странах Западной Европы.

[193] Отсюда, возникла теория «феодальной революции» Х-––ХI вв., резко оборвавшей непрерывное развитие сохранившегося и после германского завоевания рабовладельческого строя и в течение одного столетия установившей феодальный порядок. Сторонники этой теории связывают феодальную революцию не с варварскими вторжениями или переворотом в аграрных отношениях, а с раздроблением государствен­ной власти, которое нашло свое наиболее яркое внешнее выражение в массовом росте замков как центров политической власти и господства феодалов во всех странах Западной Европы. Эта теория рассматривает процесс возникновения феодализма как кратковременное событие, со­вершившееся за 3-4три-четыре десятилетия.

[194] Впрочем, По мнению ряда западных историков, даже современность содержит в себе немало принципов феодализма, понимаемого как контрактная система отношений. Феодализм, как они утверждают, был встроен в систему обычного европейского права и его основные принципы, типа опеки и брака, наследования и конфискации, продолжали существовать даже после того, как базирующаяся на них система военной службы исчезла. Причем особенно важно их сохранение в Англии, которая в XVII-––XIX вв. распространила свою власть на значительную часть мира. Везде, где англичане обосновывались, они устанавливали свою систему обычного права и, таким образом, утвердили феодальные принципы во всем мире. Весь английский конституционализм, считают они, существенно феодален, поскольку основан на теории контракта в управлении. Даже Декларация независимости США XVIII в. в этом случае оказывается классическим образцом феодального неповиновения, ввиду того, что принявший ее Конгресс, перечислив тиранические действия короля, объявил колонистов больше не связанных их преданностью ему. Таким образом, и либерализм XIX –– XX вв. обязан их базисными предпосылками феодализму. Суммируя взгляды сторонников этой концепции, можно отметить, что феодальные идеи являются одним из основополагающих устоев современной западной цивилизации, сочетая полномочия власти со свободой посредством контракта.

[195] Рента –– регулярно получаемый доход сот находящегося в собственности имущества или земельного участка, не требующий от своих получателей предпринимательской деятельности.

[196] Основные черты феодальной системы отношений (сеньориально-вассальная система, «феодальная лестница», формы организации сельскохозяйственного производства и пр.) при этом не оспаривались, изменялись только общеметодологические подходы к ним.

[197] В отечественной историографии период средних веков де­лят на три основных этапа: первый – раннее средневековье или раннефеодальный период – (конец V –– Х вв.),; второй ––этап связан с расцветом феодализма в (ХI-––XV вв.), и, наконец, третий –– позднее средневековье – (XV –– середина XVII вв.) –– период разложения феодализма и формирования капиталистических отношений. Те же три этапа выделяются и в западной исторической науке, однако они отличаются и по хронологическим рамкам, и по содержанию.

[198] Собственно, В этом и заключаетсясостоит одна из важнейших заслуг Н. П. Павлова-Сильванского, сумевшего обнаружить и проанализировать сходные формы средневековых отношений на Руси и в Западной Европе.

[199] Фроянов И. Я. Киевская Русь: очерки социально-экономической истории. Л., 1974.

Киевская Русь… – С. 317.

[200] Может быть, первой попыткой защиты интересов государства является ст. 78 Русской Правды «О смерде», где говорится о муке смерда или огнищанина «без княжа слова» (см.: Российское законодательство Х––ХХ веков. М., 1984. Т. 1. Российское законодательство… – С. 69-––70). Здесь, по сути дела, мы имеемЭто, по сути, была первуюая попытку препятствовать посягательствам на правильное отправления правосудия, предотвращать самосуд. Недаром, сама мука «стоит» лишь гривну, а вот штраф –– от 3-хтрех до 12-ти гривен.

[201] Владимирский-Буданов М. Ф. Указ. соч. – С. 324.

[202] Именно из потока выросшли последующие формы наказания,: каксмертная казнь, те­лесные наказания и лишение свободы.

[203] «Потоком называется лишение личных прав, а разграблением ― лишение прав имущественных, и то, и другое составляет одно наказание». – ([ Владимирский-Буданов М. Ф. Указ. соч. – С. 328]).

[204] Правда, в лето­писи встречается рассказ о совете епископов князю Владимиру казнить разбойников, но они же оказались инициаторами восстановления старого порядка взимания штрафов. По мнению Л. В. Милова, это объясняется вполне прагматическими причинами: доходы от судебных вир и продаж были одним из главных источников наполнения государственной казны; поэтому после того, как они прекратилиперестали поступать, казна опустела. Стремление восстановить государственные доходы и привело к возвращению прежних норм. – [(см.: Милов Л. В. Исследования… по истории памятников средневекового права. – С. 187]). Кстати, Именно этим Л.В. Милов обосновывает и возникновение самой «Русской Правды». В результате отмены смертной казни «создалась ситуация неопределенности, дававшая почву для своеволия»: с одной стороны, традиции нарушены реформой, с другой ―– новые законы тоже отменены: тогда-то и понадобилась «Русская Правда». «Первая статья Правды Ярослава возвращает общество к прежней традиции, и именно поэтому создатель ее вынужденно декларирует общее положение о кровной мести. Но поскольку основной целью реставрации была не сама кровная месть, а возвращение к практике взимания вир и продаж, то древнерусские юристы прежде всего резко ограничили круг родственников ―– мстителей». – [ (тТам же. – С. 144, 323]).

[205] Уплата происходила только в том случае, если подозреваемый ранее участвовал в «дикой вире».

[206] Различение между уголовным и гражданским правом во многом определяется различием форм ответственности: в уголовному праве ―– наказание, в гражданском –― воз­мещение ущерба.

[207] О существовании «поля» нам известно в основном из летописей. В самой «Русской Правде» и иных законах о «поле» не упоминается.

[208] Натуральное хозяйство – тип хозяйства, присущий традиционным обществам, характеризующийся производством продуктов труда исключительно для удовлетворения собственных потребностей производителей. Все необходимое производится на месте, и почти нет необходимости в обмене (кроме небольшого количества предметов – соли, железа, предметов роскоши – всего того, чего нет в данном районе).

[209] Классовые антифеодальные выступления называют социальными конфликтами, а инициатором разъединительного процесса оказывается боярство.

[210] Съезды начинают проводиться со 2-второй половины XI в. Известны съезды 1072, 1074, 1097, 1100, 1101,1103, 1110 гг. и др. На них обычно рассматривались вопросы взаимоотношений между князьями (заключение соглашений о мире, распределение и перераспределение княжеских столов, создание коалиций, наказание нарушителей договоров и т.п.) и осуществлялась выработка политики в отношении соседей –― половцев, поляков, венгров и пр.

[211] См. Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России. М., 1988.

[212] Используя современную терминологию, можно было бы сказать, что Русь из своего рода «федерации» превратилась в «конфедерацию».

[213] Чтобы оценить размер этого вклада, достаточно сказать, что сумма в размере 10 гривен серебра уплачивалась в качестве штрафа за убийство свободного человека (по международным договорам XII-―XIII веков.).

[214] «Старые», то естьт.е. занимавшие эту должность в прошлом, но оставившие ее. Посредством включения «старых» посадников и тысяцких в состав осподы городская община получала возможность аккумулировать политический опыт целой группы лиц, несмотря на короткие сроки нахождения в должности как посадников, так и тысяцких.

[215] Например, в ст. 104 ст. Псковской Судной грамоты рассматривается ситуация, когда должник выдал закладные грамоты на земельный участок сразу нескольким кредиторам.

[216] Например, по Закону Судному людем наймит, расторгнувший договор до истечения срока, лишался наемной платы (статья «О ратаи»).

[217] Ключевский В. О. Боярская дума Древней Руси. М., 1994. – С. 74.

[218] Полежаев П. В. Московское княжество в первой половине XIV века. СПб., 1878. – С. 89.

[219] История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. II2. М., 1966. – С. 64. Сегодня можно заметить появилась тенденциюя к к возвращению историографии на позицииути, открытые досоветскихми историковами. Так, А. А. Горский, анализируя развитие Руси XIII – XV вв., ограничивает рассматриваетотрение проблемыу выяснением того, «почему ядром нового единого русского государства стала именно Северо-Восточная Русь», впрочем, дополнив ее новым подвопросом – «а не иная из русских земель». – [(см.: Горский А. А. Русь. От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. – С. 192].

[220] Так, по мнению Ф. Броделя, поскольку экономика городов, имевшихозначавших «огромные затраты…, удерживалась в равновесии лишь за счет внешних связей …, они создавали современные государства…, создавали тот национальный рынок, без которого современное государство было бы чистой фикцией». – [(Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм,. ХV-ЇХVIII вв. Т.1:. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. – С. 561)].

[221] По утверждению А. А. Горского, «…хан мог в принципе принять любое реше­ние в отношении любого княжеского стола. На практике ханы обычно следовали нормам наследования, принятым на Руси: в огромном большинстве случаев княжеский стол переходил к законному преемнику. Но при возникнове­нии тех или иных спорных ситуаций побеждал тот, кому удавалось подыскать какое­-либо «правовое» основание и заручиться поддержкой при ханском дворе». – [(Горский А. А. Русское Средневековье. М., 2010. – С. 207-―208]).

[222] Отправной точкой в становлении этого представления стала сложившаяся в начале XVI в. концепция «Москваы ––– третийьего Рима», обоснованнойая псковским монахом Филофеем. Начиная же с XIX в., стали формулироваться и рациональные обоснования этой позиции в работах Н. В. Станкевича, В. О. Ключевского и др.

[223] Помимо Куликовского сражения можно указать на неудачное столкновение на р. Пьяне (1377 г.), успешное ––– на р. Воже (1378 г.), бои московского гарнизона и отрядов хана Тохтамыша, завершившиеся взятием последним Москвы путем обмана защитников (1382 г.), но тогда же двоюродным братом Дмитрия Владимиром Андреевичем Серпуховским был разбит татарский отряд у Волока (да и сам Тохтамыш «вскоре отиде» из Москвы, «слышав, что князь великий на Костроме, а князь Володимер у Волока», опасаясь «на себе наезда». – [ (Симеоновская летопись. М, 2007. – С. 133)].

[224] Конфликт развивалсяразился в 1425––-1453 гг. между сыном Василия I Дмитриевича Василием II, которого отец определил своим наследником, и его дядей Юрием Дмитриевичем, а также (после его смерти в 1434 г.) его потомками Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Здесь столкнулись два принципа наследованияства: традиционный ––– по старшинству в рамках рода (на нем было основано завещание Дмитрия Ивановича), дававший право на великое княжение Юрию, и новый, вводимый Василием ––– по прямой линии от отца к сыну. Несмотря на очевидно неправовую основу вокняжения Василия, в этой борьбе он победил, предопределив, тем самым, и смену принципа наследования.

[225] Термины «господин» и «государь» имеют общую основу в значении «хозяин», применительно к государственной сфере соответствуя понятию «власти», но с XIV в. получают разные смысловые оттенки. «Господин» –– человек, наделенный правами правителя над свободными людьми, «государь» –– хозяин несвободных, зависимых людей. Именно этим различием объясняется та борьба, которая вспыхнула вокруг титулования новгородцами Ивана III, их нежеланияе использовать термин «государь» былокак сопротивлениемя попыткам Ивана ликвидировать самостоятельность Новгорода.

[226] Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV –– первой трети XVI в. М., 1988. – С. 296.

[227] Путь –– выгода, удобство, преимущество, первенство, часто используется как ведомство.

[228] Однако Есть и другая позиция, согласно которой «путь» –– это своего рода административно-территориальная единица, одновременно являющаяся судебным округом, население которого тянуло «судом и данью» к наместнику.

[229] Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. – С. 36-––37.

[230] Ключевский В. О. Сочинения: в 9-ти т т. Т. 2. М., 1987. Т. 2. – С. 145.

[231] Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России….– С. 304.

[232] «А … бояре, князья и дети боярские сидели по кормлениям, по городам и по волостям, для расправы над людьми и всякого устроения землям и себе от службы для покоя и прокормления». – [ (Полное собрание русских летописей. Т. XIII13. М., 1965. – С. 267)].

[233] Наиболее видными среди нестяжателей были монах Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский, его ученик КВассиан Косой и монах Афонского монастыря Максим Грек.

[234] Антология мировой правовой мысли в пяти томах.(Место, год) Т. IV. – С. 141.

[235] Впервые венчание осуществляется еще Иваном III в 1498 г. по отношению к внуку Димитрию,.

[236] Позднее к обряду были добавлены: вручение скипетра (Федор Иоаннович), державы (Василий Шуйский), облачение в порфиру и произнесение исповедания веры (Федор Алексеевич).

[237] «…Территориально он оказался преемником татарского хана, а семиотечески – греческого императора». – [ (См.: Успенский Б. А. Этюды о русской истории. СПб., 2002. – С. 185)].

[238] Книга степенная царского родословия // Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч.2. СПб., 1913. – С. 7. Впервые эта концепция сложилась несколько ранее –– в «Сказании о князьях Владимирских», однако теперь она приобрела официальный статус.

[239] Интересно что сами события восстания 1547 г. в ряде источников именуются вечем: «И после того пожару… москвичи черные люди, собрався вечьем, убили боярина князя Юрия Васильевича Глинского». – [ (цит. по: Шмидт С. О. У истоков российского абсолютизма. М., 1996. – С. 36].

[240] Шмидт С. О. Указ. соч. – С. 204-––205.

[241] На Участниками отдельных соборахов, особенно начала XVII в., среди их участников мы обнаруживаембыли не только традиционных бояре, дворяне, представителейи духовенства и высших городских слоев, но и меньшихе людей посада, крестьяне, казакови. В 1613 г. на Соборе было представлено 39 уездов, в 1648 –– 113. – [ (Ссм.: Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995. Указ. соч. – С. 194].

[242] Земский собор 1584 г. «умолил» быть государем Федора Иоанновича, на Земском соборе 1598 г. был избран Борис Годунов, 1606 г. –– Василий Шуйский, 1613 г. –– Михаил Романов. Элементы выборности можно обнаружить при вступлении на престол Федора Годунова (1605 г.),. Вступление на престол Алексея Михайловича (1945 1645 г.), Петра и Ивана Алексеевичей (1682 г.), по сути дела, были утверждены на собраниях, аналогичных Земским соборам (собраниях «соборной формы», по М. Н. Тихомирову).

[243] Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г., Приговор об отмене кормлений и др.

[244] Решения о сборе налогов, о создании тех или иных государственных органов, о проведении переписей, о войне и мире (о продолжении войны с Польшей 1566 г. принятии новых земель в состав России: Украины в 1653 г. и, напротив, – об отказе в отношении Азова в 1642 г.

[245] Впрочем, Борис Годунов осуществлял фактическое управлениеял государством уже при Федоре.

[246] По Тявзинскому мирному договору со Швецией 1595 г. России былаи возвращенаы Корела, и ряд смежных территорий, открывавших России выход в Балтийское море; в 1591 г. было заключено соглашение о 12-летнем перемирии с Польшей; во второй половине 1580-х –― 1590-х гг. окончательно разгромлено Сибирское ханство, основан ряд городов в Западной Сибири –― Тобольск, Березов, Сургут и др.

[247] Закрепление крестьян (как, впрочем, и горожан) за определенным местом (землей, посадом) диктовалось особенностями фискальной системы: налоги государству уплачивались не отдельными лицами, а общинами, каждая из которых самостоятельно распределяла их между своими членами. Объем же налогов, взимаемых с общины, определялся исходя из численности дворохозяев в соответствии с данными переписей, проводимых раз в несколько лет. Поэтому государство было заинтересовано в стабильности состава общины: увеличение числа членов общины, до новой переписи в такой системе не приводило к росту собираемых налогов, зато уменьшение, – увеличивая бремя на каждого участника раскладки, часто делало их неспособными в полной мере выплатить причитающуюся сумму и приводило к общей недоимочности, недополучению государством запланированных налоговых поступлений.

[248] От слова «заповедь», здесь –― запрет.

[249] Существуют и иные концепции относительно причин возникновения системы крепостного права. Ряд историков, например, В. О. Ключевский, полагали, что крестьяне потеряли право перехода не в силу правительственного указа, а в результате роста их долговых обязательств перед своими хозяевами. Эта позиция представляет из себясобой разновидность т.н.так называемой «безуказной» теории, согласно которой никакого указа о заповедных годах не было которой придерживается часть ученых.. Другая часть исследователей исходит из наличия соответствующего законодательного акта («указная» теория). Сегодня, несмотря на то, что текста какого-либо постановления по этому поводу действительно не обнаружено, косвенные свидетельства существования некоего указа появились. Остаеются однако спорными, как время издания указа, так и характер его реализации. В качестве возможного решения этой проблемы можно предложить версию о том, что первоначально, возможно, с начала 1580-х гг., заповединые годы вводились накладывались лишь на отдельныех территорииях, число которых постепенно росло и постепенно охватило всю страну. Затем мог последовать и обобщающий указ. В советской историографии начало возникновения крепостнической системы традиционно относили не к концу XVI в., а к концу XV в., связывая его с ограничением права перехода крестьян «Юрьевым днем» по Судебнику 1497 г.

[250] Определенная заинтересованность в административном прикреплении была и у монастырей, которые также нередко с трудом удерживали у себя крестьян. Правда, последние уходили не столько в силу того, что их положение здесь было неудовлетворительным, – как раз наоборот, именно монастырские крестьяне были наиболее зажиточными в результате жесткого контроля со стороны монахов, – сколько именно в связи с нежеланием терпеть этот самый контроль.

[251] По официальной версии, Дмитрий заколол себя, играя с ножом, в эпилептическом припадке. Эта смерть породила слухи о его убийстве в результате заговора и о последующем чудесном спасении.

[252] См., напр.например: Ключевский В. О. Курс русской истории // Сочинения. в В 9-ти т. М., 1988. Т. III3;. ЭТтой же точки зрения придерживалось большинство советских историков.

[253] См., напр.например: Горинов М. М. О некоторых проблемах отечественной истории периода преобразований // Реформы второй половины XVII – XX веков: подготовка, проведение, результаты. М., 1989. – С. 14 - ―16.

[254] См., напр.например: Соловьев С. М. История России с древнейших времен.… М., 1851. Т.1.

[255] См., напр.например: Буганов В. И., Преображенский А. А., Тихонов Ю. А. Эволюция феодализма в России. М., 1980.

[256] См., напр.например: Хомяков А. С. О старом и новом // Сочинения.: Вв 2-х т. Т. I1. М., 1994. – С. 456 - ―470.

[257] См., напр.например: Платонов С. Ф. Лекции по русской истории // Сочинения.: в 2-х т. Т. I1. М., 1994.

[258] 1 фунт =равен 453,6 грамма.

[11]России? Или зарубежных стран?

[12]

[13] олько в зарубежной? В отечественной юриспруденции аналитического метода нет?

[14]Выше сказано про юридические и историко-правовые методы.

[15]Неясно, если в теории общественно-экономических формаций в качестве вторичных базовых использованы материальные отношения, а внутри них экономические и производственные, то какие отношения имеются в виду в качестве первичных базовых? М.б. речь идет здесь о первичных базовых отношенях? Исправлено.

[16]

[17]Если цитата дается в кавычках, необходимо дать сноску с указанием источника цитирования.

 

[18]Что имеется в виду под "прогрессом ума"? Развитие науки? М.б. лучше исключить?

[19]Название проверено, дано точное название

[110]Думаю, здесь не стоит использовать слово "пятилетка", имевшее иной четкий смысл, чтобы не запутывать.

[111]Просьба проверить числа: 6+6+3=15

[112]Желательно уточнить: почему говорится о ленинских требованиях, где эти требования выражены Лениным.

[113]Необходимо указать цитируемый источник.

[114]неясно, какие законы не были созданы, о чем речь. М.б. были созданы? Если нельзя пояснить, предлагается исключить это предложение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.