КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное строительство
Образование и развитие СССР. В рассматриваемый период на территории бывшей Российской Империи кроме РСФСР существовали и другие республики: УССР, БССР, ДВР, Хорезмская и Бухарская народные республики. Все эти республики получали от РСФСР не только военную помощь, но иони заимствовали у нее систему управления, систему и принципы законодательства, воспроизводили у себя многие политические и социальные реформы РСФСР. Республики объединяли свои армии, управление экономикой, транспорт, финансы: у них существовали единые границы, единое гражданство. В 1919 г.оду начал объединятся государственный аппарат. Таким образом, постепенно складывались федеративные отношения между республиками. Союзные договоры между РСФСР и другими союзными республиками, заключенные в 1920-––1922 гг., предусматривали объединение наркоматов –– военного, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов и ВСНХ. Однако руководство внешними сношениями отношениями оставалось в руках самих союзных республик. На пути еще к более тесному единству имелись трудности, и, прежде всего, из-за того, что не были решены государственно-правовые взаимоотношения в области планирования хозяйства, общефедеративного законодательства. Так, план ГОЭЛРО предусматривал развитие всех республик, но единого планирующего органа не было. Некоторые Закавказские республики имели свои деньги, причем ценность местных денег по отношению к рублю иногда произвольно завышалась. С другой стороныВ то же время Наркомфин РСФСР и некоторые другие российские ведомства принимали решения, которые порой ущемляли суверенитет независимых союзных республик. Следовательно, формы связей советских социалистических республик, созданные в период 1917-––1920 гг., подготовили почву для перехода к новой, еще более высокой форме их сотрудничества. Для этого имелисься и ряд объективныхе предпосылоки,. и Ппрежде всего, экономические предпосылки –– наличие тесных хозяйственных связей, исторически сложившаяся система разделения труда, обусловленная созданием единого всероссийского рынка. Чрезвычайно большуюЗначительную роль в укреплении экономических связей между отдельными районами страны играла разветвленная единая транспортная сеть. Так, только от Москвы в разные концы страны (на Украину, Кавказ, Среднюю Азию, Сибирь и т.д.) отходили 11 линий железныхо дорожныхг линий. Большое значение имели и водные пути по Волге, Каспийскому морю, по Днепру, дДону, Азовскому и Черному морям. Следующей предпосылкой была необходимость военного союза. Военные кадры, оружие поставлялись из России. РСФСР оказывала помощь в освобождении от оккупации в период интервенции другим республикам, формировала национальные отряды на территории России, оказывалоа также и финансовую помощь. Наконец, свою роль сыграли идеологические предпосылки. Это, во-первых, единство целей и задач построения социализма, объединяющее трудящиеся классы России, единое руководство Ккоммунистической партиией, сплачивавшей народы идеологически и политически все народы России. Во-вторых, единство социалистического и политического строя всех советских народов. В-третьих, принципиальное отличие социалистического государства от буржуазного. В 1921-––1922 гг. существовалои шесть независимых советских республик (РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР), а также народные Бухарская и Хорезмская республики и Дальневосточная республика. Право нации на самоопределение осуществлялось в двух основных формах: в форме автономии и в форме федерации независимых республик. Автономия в зависимости от конкретных условий, от своеобразия положения и развития каждой национальности имела различные формы –– от узкой административной автономии (автономные области и коммуны) до политической автономии (автономные республики). Все эти автономные национально-государственные образования, значительная часть которых возникла в 1921-––1922 гг., в тот период входили в состав РСФСР. Таким образом, РСФСР представляла собой сложное федеративное многонациональное государство. Одновременно с формированием РСФСР как федерации на базе автономии, шел процесс складывания общесоветской договорной федерации всех независимых советских республик. Особенностью этих взаимоотношений было то, что в силу конкретных исторических условий, сложившихся с первых лет социалистической революции, РСФСР выступала в качестве главного объединяющего и организующего центра общесоветской договорной федерации всех независимых советских республик. Это объяснялось целым рядом объективных причин. РСФСР была ведущей силой советской федерации. Русский народ первым создал свое социалистическое государство, имел большой организационный и политический опыт. Российский пролетариат был ведущей силой социалистической революции. В процессе формирования общесоветской федерации на основе добровольного согласия советских республик, выраженных в договорах 1921-––1922 гг., высшие органы государственной власти РСФСР (–– Ввсероссийский съезд сСоветов, ВЦИК), и целый ВСНХ и ряд народных комиссариатов РСФСР (ВСНХ, путей сообщения, военных и морских дел, внешней торговли, связи, труда) фактически выполняли роль общефедеральных государственных органов. Однако на практике, особенно с переходом от условий гражданской войны и интервенции к мирному социалистическому строительству, выявились серьезные недостатки системы федеративных взаимоотношений республик. Выполнение объединенными наркоматами РСФСР функций общефедеральных органов управления объективно ставило органы управления независимых республик в несколько неравное положение по отношению к органам управления РСФСР. В 1921-––1922 гг. имели место факты, свидетельствующие о росте определенных великодержавно-шовинистических тенденций в работе центрального государственного аппарата РСФСР. Разработка и принятие первой Конституции СССР. К лету 1922 г.ода стало совершенно очевидным, что это вопрос принципиального значения для всей федерации независимых советских республик. В связи с этим, 11 августа 1922 г.ода Оргбюро ЦК РКП (б) утвердило образование специальной комиссии, которой было поручено подготовить для Пленума ЦК РКП (б) проект предложения по вопросу об усовершенствовании формы федеративных взаимоотношений между РСФСР и другими республиками. Перед комиссией встала сложная задача, найти такую форму создания единого союзного государства, которая удовлетворяла бы следующим ленинским[112] требованиям: 1) обеспечить военное, дипломатическое и экономическое единство советских республик перед лицом капиталистического окружения; 2) содействовать созданию объединенного аппарата руководства народным хозяйством, особенно в деле общегосударственного планирования, координации хозяйственной деятельности; 3) создать наилучшие условия для преодоления проявлений великорусского шовинизма и местного национализма в работе государственного аппарата. Однако новая форма была найдена не сразу. Комиссия допустила ряд серьезных ошибок. Первый проект комиссии «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», представленный И. В. Сталиным и получивший наименование плана «автономизации», имел существенные недостатки. Этот проект предполагал, что единым союзным государством провозглашалась РСФСР, в состав которой на правах автономных республик должны были войти все остальные независимые советские республики. По этому проекту высшим органом власти и управления Союза должны были быть ВЦИК, СНК и СТО РСФСР. Главным недостатком этого Проекта являлось то, что он сохранял главенствующее и привилегированное положение РСФСР в ряду других республик, что и ущемляло их суверенные права. При обсуждении тезисов Сталина в ЦК компартии союзных республик высказались против такого проекта. Немедленно по Получениюив протоколовы заседаний комиссии ЦК РКП (б) и материаловы обсуждения тезисов Сталина в ЦК компартий Азербайджана и Грузии, В. И. Ленин выступил с принципиальной критикой плана «автономизации», и 27 сентября 1922 г.ода имел по этому поводу специальную беседу со Сталиным. В тот же день В. И. Ленин направил письмо, написанное им 26 сентября 1922 г.ода, членам Политбюро ЦК РКП (б), в котором в противовес сталинскому плану выдвинул и обосновал идею образования Союза ССР на началах полного равноправия всех независимых советских республик, соблюдения их суверенных прав. В этом письме были также высказаны соображения о принципах организации высших органов государственной власти и государственного управления Союза ССР., Вв частности, был сформулирован тезис о создании общефедерального ЦИК, особо подчеркнулта важность образования общесоюзных наркоматов (иностранных дел, внешней торговли, военных и морских дел, финансов, путей сообщения, почт и телеграфов) только лишь на основе соглашений ЦИК всех республик, входящих в Союз ССР. Созданная октябрьским пленумом ЦК РКП (б) комиссия разработала основные начала Конституции СССР, которые были утверждены Политбюро ЦК РКП (б) 30 ноября 1922 года. В начале декабря 1922 г.ода этот документ был направлен на обсуждение цЦентральных кКомитетов компартий и ЦИК Ссоветов независимых советских республик. В основных началах Конституции СССР содержалось принципиально новое положение по вопросу о структуре высших органов государственной власти Союза ССР. По инициативе председателя ВЦИК М. И. Калинина в структуру органов государственной власти было включено новое звено –– Всесоюзный съезд Ссоветов, в то время как первоначальный проект, принятый октябрьским Пленумом, ограничился предложением о создании лишь общесоюзного ЦИК. Окончательный текст основных начал Конституции СССР включал также положение о необходимости полного равноправия всех союзных республик в руководстве общесоюзным ЦИК. Основные начала были одобрены партийными и советскими органами всех союзных республик и составляли программную основу постановлений по вопросу об образовании СССР. 27 декабря 1922 г.ода постановление об образовании СССР было принято Х Всероссийским съездом Ссоветов, в работе которого приняли участие 488 полномочных делегатов от УССР, БССР и ЗСФСР. Состоявшийся 30 декабря 1922 г.ода I сСъезд Ссоветов явился завершающим этапом объединительного движения народов всех союзных этих республик. В работе съезда приняли участие 2.214 делегатов (1.673 –– с решающим голосом, 541 –– с совещательным голосом). Делегация РСФСР насчитывала 1.727 членов (с решающим голосом –– 1.217), делегация УССР –– 364 (с решающим голосом –– 354), делегация ЗРСФСР –– 91 (с решающим голосом –– 73), делегация БССР –– 33 члена (с решающим голосом –– 23). Съезд Ссоветов обсудил и единогласно принял постановление об утверждении в основном Декларации об образовании СССР и Союзного Ддоговора об образовании СССР. Декларация и Договор об образовании СССР явились конституционной основой построения советского союзного многонационального государства. Выраженные в них основные идеи и принципы были реализованыполучили свое окончательное завершение в Конституции СССР 1924 года. Разработка этой Конституции проходила при самом непосредственном участии высших государственных советских и партийных органов союзных республик. Первая сессия ЦИК первого созыва обязала избранный ейю Президиум подготовить к очередной сессии ЦИК СССР, которая намечалась на апрель 1923 г.ода, проекты пПоложения о наркоматах СССР, о Совете Ннародных кКомиссаров и Совете труда и обороны СССР, о ЦИК СССР и его членах, а также проекты государственного флага и герба СССР. Правительство СССР (Совет нНародных Ккомиссаров) на первой сессии ЦИК СССР образовано не было. Сессия лишь поручила Президиуму ЦИК наметить кандидатов на посты народных комиссаров правительства СССР. Во исполнение постановления I сСъезда Ссоветов СССР о подготовке проекта общесоюзной Конституции ЦИК СССР первого созыва образовал на своем заседании 10 января 1923 г.ода шесть комиссий. Одновременно с комиссиями Президиума ЦИК СССР приступили к работе конституционные комиссии, образованные президиумами ЦИК союзных республик. В течение января- –– февраля 1923 г.ода комиссией ЦИК СССР и комиссиями союзных республик были в основном подготовлены проекты основных разделов Конституции. Однако в ходе разработки и обсуждения проектов в комиссиях развернулась острая борьба вокруг содержания проектов. Проект первой общесоюзной Конституции был принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 г.ода, а в окончательной редакции –– II Съездом Ссоветов СССР 31 января 1924 года. Создание оПринятиебщесоюзной Конституции СССР послужило основанием для создания соответствующих Кконституций в союзных республиках. В 1925 г.оду были утверждены и введены в действие Конституции РСФСР, УССР, ЗСФСР, в 1927 г.оду –– БССР. В том же году были утверждены первые Кконституции Узбекской ССР и Туркменской ССР. Перестройка государственного аппарата. Создание нового государства –– Союза Советских Социалистических Республик повлекло и изменения в государственном аппарате. В соответствии с Конституцией СССР была закреплена двухпалатная структура ЦИК СССР –– высшего общесоюзного органа государственной власти СССР в промежутках между общесоюзными съездами сСоветов. Наряду с Союзным Советом Союза –– органом представительства общих интересов народов Советского Союза –– в составе ЦИК СССР была на основе решений XII съезда РКП (б) образована вторая равноправная палата –– Совет Национальностей, которая представляла интересы каждой национальности. В первую палату входили представители союзных республик, избранныхе пропорционально количеству населения. Совет Национальностей формировался из пяти представителей от каждой союзной и автономной республики и одного от каждой автономной области. Палаты могли заседать совместно, но голосование проходило раздельно. Согласно ст.атье 26 Конституции СССР совместные заседания палат должны были проводиться при избрании Президиума ЦИК и образовании Совета народных комиссаров (СНК) СССР. Высшие центральные отраслевые органы управления –– Ннародные комиссариаты делились на: а) общесоюзные и б) объединенные (ст.атья 50 Конституции СССР 1924 г.ода). Согласно ст. 51 Кк общесоюзным народным комиссариатам, согласно статье 51, были отнесены комиссариаты: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов;. Кк объединенным относились: Высший Ссовет народного хХозяйства, наркоматы продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции. Общесоюзным народным комиссариатам было предоставлено право иметь при союзных республиках своих уполномоченных, непосредственно им подчиненных (ст. 53). Согласно ст. 54, органами объединенных наркоматов СССР, осуществляющими на территории союзных республик их задания, объявлялись одноименные наркоматы этих республик. Изменение структуры государственного аппарата предопределялось и серьезными изменениями, произошедшими в экономике страны. Успехи в восстановлении экономики стали очевидны уже спустя три года после перехода к НЭПу. XIII съезд партии поставил задачу вытеснить частный капитал из внутреннего торгового оборота. В мае 1925 г.ода создается Наркомат внутренней торговли, а в ноябре он преобразуется в Наркомат внутренней и внешней торговли. В его функции входило регулирования торговых отношений города и деревни, СССР с зарубежными странами, регулирование цен на сельскохозяйственные и промышленные товары, обеспечение промышленности сельскохозяйственным сырьем. Наркомат должен был регулировать торговый оборот в СССР, оказывать всякую помощь государственной и кооперативной торговле. Перевес социалистической торговли над частной стал возможен, когда государственная промышленность стала давать рынку больше товаров для населения, и, прежде всего для деревни. Начало реконструкции промышленности, усиление планового начала позволили постепенно ликвидировать капиталистическую анархию, окончательно вытеснить частных торговцев и предпринимателей из сферы народного хозяйства. Это цель достигалась путем усиления планово-регулирующего воздействия Советского государствао на рынок, а также развитием государственной и кооперативной торговли. Начиная с 1923 г.ода, повышаются ставки налогового обложения частников. Вначале Частника вытеснили из оптовой, а затем постепенно и из мелкой розничной торговли. С осени 1927 г.ода по распоряжению Союза труда и обороны (СТО) промышленные товары могли продаваться в деревне только через кооперацию. Реорганизация органов государственной безопасности. Изменившиеся условия развития советского государства повлекли изменения и функции некоторых государственных органов, обладающвших ранее чрезвычайными полномочиями. 6 февраля 1922 г.ода ВЦИК, исполняя постановление IX Всероссийского съезда Ссоветов, издал Декрет, по которому ВЧК и ее местные органы упразднялись. Задачи, которые ранее выполняла ВЧК –– подавление открытых контрреволюционных выступлений и бандитизма, борьба со шпионажем, охрана железнодорожных и водных путей сообщения, охрана границ РСФСР, борьба с контрабандой, выполнение специальных поручений Президиума ВЦИК и СНК по охране революционного порядка и расследование дел контрреволюции –– возлагались на Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), для чего в его составе создавалось Государственное политическое управление (ГПУ) под председательством народного комиссара внутренних дел или назначаемого Совнаркомом его заместителя. На местах вместо чрезвычайных комиссий создавались политические отделы в автономных республиках и областях при ЦИК и в губерниях при губисполкомах, а также их уполномоченные в уездах. Все местные политические отделы должны были находиться в непосредственном подчинении НКВД через Государственное политическое управление на тех же основаниях, какчто и другие объединенные народные комиссариаты и управления республик и областей. В составе ГПУ учреждались особые отделы и транспортные отделы для борьбы с преступлениями в армии и на железной дороге. Декрет строго регулировал порядок арестов, обысков и иных следственных действий, производимыми ГПУ. В связи с образованием Союза ССР, Советское правительство 15 ноября 1923 г.ода приняло новое положение, регулирующее работу органов государственной безопасности. Было учреждено единое для всего Советского Союза самостоятельное ведомство охраны государственной безопасности – Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете Народных Комиссаров СССР. ОГПУ должно было руководить работой ГПУ союзных республик, особых отделов военных округов, органов ГПУ на железнодорожных и водных путях сообщения и их местных органов. В новом положении об ОГПУ закреплялись правила расследования и рассмотрения дел о контрреволюции, разработанные Советским правительством при переходе к новой экономической политике. Судебная реформа 1922 года. Переход к мирному хозяйственному строительству, отказ от методов внесудебных репрессий вызвал серьезную перестройку и судебной системы. В ноябре 1922 г.ода ВЦИК принял постановление «Положение о судоустройстве РСФСР», вошедшее в историю как судебная реформа 1922 года. Вместо разветвленной системы различных по наименованию чрезвычайных судов и революционных трибуналов создавалась единая трехзвенная система судебных органов: народные суды, губернские суды и Верховный суд Республики. Из трибуналов остались специализированные военные и военно-транспортные. Губернские отделы и уездные бюро юстиции, ранее (до образования прокуратуры) выполнявшие функции судебного управления и судебного надзора, упразднялись. Функция судебного управления на местах переходила к губернским судам в лице их структурных подразделений. К ним относились: пленум, президиум, инструкторско-ревизионное отделение, уполномоченные губернского суда в уездах. Частично функции судебного управления выполнял и председатель губернского суда. После создания областных, краевых судов аналогичные функции по судебному управлению выполняли структурные подразделения областных, краевых судов. Ликвидация системы органов юстиции на местах, какими являлись губернские отделы юстиции и уездные бюро юстиции, была вызвана сложными социально-экономическими условиями развития нашего государства. Взятый на XIV съезде партии курс на индустриализацию страны требовал высвобождениея значительных материальных ресурсов, и, прежде всего эти ресурсы изыскивались прежде всего за счет сокращения и удешевления государственного аппарата. Этот процесс коснулся и Наркомата юстиции РСФСР. В новых условиях были найдены новые временные формы руководства судами, на практике была доказана возможность в таких условиях совмещать деятельность органов, осуществлявших правосудие и судебное управление в лице губернского, областного суда. Жизненность такого варианта судебной системы была доказана вновьподтверждена в 50-х гг.одах, когда законодатель вновь вернулся к системе судебных органов, существовавших в 20-хе ггодах. К судебной реформе относится и организация прокурорского надзора. Надзор за единообразным применением законов должна была осуществлять созданная для этих целей прокуратура. Майская сессия ВЦИК 1922 г.ода учредила при Наркомюсте РСФСР органы прокурорского надзора. Нарком юстиции одновременно являлся и прокурором республики. Прокуратура была создана в качестве IV отдела в составе НКЮ РСФСР. В составе Верховного Суда СССР прокуратура создается в 1924 году. Ей поручалось следить за соблюдением революционной законности на всей территории СССР, контролировать деятельность ОГПУ, военных прокуроров. Однако в это время централизация этих органов еще не была завершена. Прокурору при Верховном Суде СССР республиканские прокуроры не подчинялись. Союзная прокуратура как самостоятельное, строго централизованное ведомство былао созданоа лишь 20 июня 1933 года. В мае 1922 г.ода был создан еще один важный юридический орган –– адвокатура. Согласно новому закону коллегии защитников создавались при губернских отделах юстиции. Состав коллегии утверждался губисполкомом по представлению отдела юстиции. Закон не допускал занятия членом коллегии должности в государственном учреждении или предприятия (кроме выборных и профессорско-преподавательских в высших учебных заведениях). Коллегия защитников управлялась президиумом, избранным общим собранием ее членов. Создание этих органов способствовало укреплению социалистической законности и развитию советской демократии. Военная реформа. В связи с переходом к мирному строительству была осуществлена военная реформа. Твердо установилась система комплектования в армии. Был резко сокращен численный состав армии., что позволило высвободить сотни тысяч рабочих рук для мирного созидательного труда. Вместе с тем, сокращение армии не означало ее ослаблениея, с точки зрения оборонной мощи. Сокращая численно армию, Советское государство приняло ряд мер к сохранению такого ядра, которое не создавало больших расходов и позволяло в случае нужды развернуть необходимые вооруженные силы. ВЦИК и СНК Декретом от 20 сентября 1922 г.ода установили обязательную воинскую повинность для всех граждан мужского пола. Все мужчины, независимо от их местопребывания, привлекались к несению обязательной военной службы в армии и флоте для защиты Республикистраны. Оборона же страны с оружием в руках доверялась только трудящимся. Классово-чуждые элементы и враждебно настроенные к Ссоветской власти оружия в руки не получали, они проходили службу в особом порядке, как правило, в тыловых частях. Народности, которые по своим культурным и бытовым особенностям того времени не могли дать вполне годных воинов для армии, пользовались в силу Декрета, временным освобождением от военной службы. 8 августа 1923 г.ода Декретом ВЦИК была установлена смешанная система организации Красной армии. Наряду с кадровыми войсками создавались милиционно-территориальные части. Бойцы служили в этих частях по 3три месяца, а затем периодически проходили краткосрочные сборы. Каждая союзная республика могла иметь свои национальные воинские формирования. Это усиливало мобилизационные возможности СССР и отвечало национальной политике, проводимой партией. Вся территория страны разбивалась на военные округа. Непосредственно руководство вооруженными силами осуществлял общесоюзный Наркомат по военным и морским делам. Руководитель этого ведомства был одновременно председателем Реввоенсовета СССР. Его уполномоченные в союзных республиках являлись командующими войсками округа. 18 сентября 1925 г.ода был принят Закон «Об обязательной военной службе». Защита социалистического отечества объявлялась обязанностью всех граждан СССР. Комиссары были освобождены от контроля за командным составом и могли сосредоточить главное внимание на партийно-воспитательной работе среди бойцов и командиров. Тем самым укреплялся принцип единоначалия в войсках. В январе 1925 г.ода Л. Д. Троцкий был снят с поста председателя Реввоенсовета, и вместо него был назначен М. В. Фрунзе. В состав Реввоенсовета вошли видные советские военачальники А. С. Бубнов, С. М. Буденный, М. Н. Тухачевский, С. С. Каменев и др. Войска стали получать современное оружие. Они обучались по новым уставам. Была налажена подготовка руководящего состава Красной аАрмии через соответствующие военные учебные заведения. Военная реформа, проведенная под руководством ЦК ВКП (б), была завершена к концу 1920-х ггодов. Она позволила укрепить боеспособность вооруженных сил социалистического государства и одновременно снизить расходы на их содержание, а также за сравнительно короткий срок подготовить значительный контингент обученных военному делу граждан.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |