КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Советское государственное строительство в годы гГражданской войны и иностранной военной интервенции
Система центральных и местных органов власти и управления в период Ггражданской войны осталась в основном такой, какой она была закреплена в Конституции РСФСР 1918 года. Наряду с этим сложная обстановка, обусловленная гражданской войной, потребовала организовать в центре и на местах чрезвычайные органы власти и управления. Съезд Советов и ВЦИК. Высшим органом власти являлся вВсероссийский съезд Ссоветов. В рассматриваемый период он созывался регулярно. К его ведению Всероссийского съезда Советов относились все вопросы общегосударственного значения: 1а) утверждение и изменение Конституции; 2б) общее руководство всей внешней и внутренней политикой; в3) установление и изменение границ, а равно отчуждение территории РСФСР; г4) принятие в состав федерации новых членов; д.5) сотношения с иностранными государствами, объявление войны и мира и т.д. В этот период наряду с вопросами, которые диктовались военной обстановкой, съезды Ссоветов рассматривали вопросы хозяйственного и советского строительства, организации продовольственного и топливного дела. VII Всероссийский съезд сСоветов, состоявшийся в декабре 1919 г.ода, своим постановлением «О советском строительстве» внес изменения и дополнения в Конституцию. Был установлен сессионный порядок работы ВЦИК (один раз в два месяца), предусматривалась возможность созыва чрезвычайных сессий ВЦИК. До этого ВЦИК являлся постоянно действующим органом. ВЦИК между Всероссийскими съездами Ссоветов являлся высшим органом власти Российской Республики, и ему принадлежала вся полнота власти. Согласно Конституции (ст. 49) ведению ВЦИК, как и Всероссийскому съезду Ссоветов, подлежали все вопросы общегосударственного значения. Он являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом республики. Для повышения роли ВЦИК как высшего органа власти, усиления его связи с местами VIII Всероссийский съезд Ссоветов увеличил его состав с 200 до 300 членов. VII Всероссийский съезд Ссоветов законодательно оформил образование Президиума ВЦИК, определил его компетенцию. В обязанности Президиума входило руководство заседаниями ВЦИК, подготовка материалов для его заседания, внесение проектов декретов на рассмотрение ВЦИК, руководство инструктированием всей советской работы, как в центре, так и на местах, наблюдение за исполнением постановлений ВЦИК и т.д. Президиум между заседаниями ВЦИК имел право утверждать постановления СНК или приостанавливать их действие, назначать народных комиссаров по представлению СНК, решать вопросы административно-территориального деления, подготавливать созывы Всероссийских съездов Советов и сессий ВЦИК. Совет Народных Комиссаров. Следующим важным органом государства является СНК. Осуществляя общее управление делами Республики (ст. 35 Конституции),. СНК издавал декреты, распоряжения, инструкции, и вообще принимал всеиные необходимые меры., необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни (ст. 35). Постановлением VIII Всероссийского съезда Ссоветов были уточнены права СНК. К его компетенции были отнесены вопросы рассмотрения и утверждения декретов по вопросам, не терпящим отлагательства, в том числе законодательства по военным делам. Все декреты СНК, вносившие изменения в практику деятельность государственных органов, подлежали обязательному утверждению ВЦИК. В условиях гражданской войны от СНК требовалась особая оперативность, поэтому многие вопросы решались на Малом Совнаркоме, который действовал на правах комиссии СНК. В его состав входили представители ВЦИК, ВСНХ, ВЦСПС, народных комиссариатов финансов, контроля, юстиции, внутренних дел, труда, продовольствия, земледелия, национальностей. Все решения Малого Совнаркома представлялись председателю СНК. Совет Ррабоче-крестьянской оОбороны. Наряду с этими центральными органами власти и управления в условиях начавшейся гражданской войны постановлением ВЦИК от 30 ноября 1918 г.ода в целях мобилизации всех сил и средств страны для победы над внешней и внутренней контрреволюцией был создан Совет Ррабоче-крестьянской оОбороны. Среди других органов государственной власти Он занимал особое место среди других органов государственной власти: это был чрезвычайный орган, ему передавалась вся полнота власти в области обороны страны. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны осуществлял мобилизацию граждан, принимал меры к укреплению вооруженных сил, решая вопросы оперативного руководства фронтами и военными операциями. В состав Совета обороны входили: председатель Реввоенсовета республики, председатель ВЦИК, Нарком путей сообщения, заместитель наркома продовольствия и другие. Совет рабоче-крестьянской обороны уделял много внимания организации народного хозяйства. Его руководящая роль в этой области выросла изшла от периодов мирных передышек. С переходом к мирному строительству, в 1920 г.оду, Совет рабоче-крестьянской обороны был преобразован в Совет Ттруда и Ообороны (СТО). Народные комиссариаты. В этотрассматриваемый период в соответствии с советской Конституцией действовали нНаркоматы. В условиях военного времени народным комиссариатам были предоставлены чрезвычайные полномочия, в частности, Наркомату продовольствия, Наркомату путей сообщения и другим. В целяхДля привлечения широких рабочих и крестьянских масс к участию в контроле в феврале 1920 г.ода Наркомат Ггосконтроля был реорганизован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ). Местные органы государственной власти и управления. В годы Ггражданской войны происходит уточнение и развитие компетенции местных органов власти и управления. Конституция РСФСР не регламентировала их права, а устанавливала лишь общее положение о том, что в их обязанности входит решение всех вопросамиов местного значения и выполнение постановлений вышестоящих органов власти и управления. Большое значение в деледля определения правового положения местных органов власти и управления имели решения VII и особенно VIII Всероссийских съездов Ссоветов «О советском строительстве». В 1920 г.оду был определен правовой статус низового звена Ссоветов: в начале года ВЦИК принял Положение о волостных исполкомах и сельских советах. Существенную помощь местным советам оказывали уполномоченные центральных органов власти и управления. В годы гражданской войны почти во всех губерниях побывали специальные бригады инструкторов, докладчиков-пропагандистов ЦК РКП (б) и ВЦИК. В этот период ЦК РКП (б) рекомендовал как можно шире проводить в губерниях, уездах, волостях беспартийные конференции для обсуждения вопросов текущего момента, задач Ссоветской власти, выяснения нужд населения и способов их решения. Большую роль в привлечении широких слоев трудящихся в дело контроля над деятельностью органов местной власти, борьбы с волокитой, бюрократизмом и соблюдения законности сыграла Рабочее-крестьянская инспекция (РКИ), учрежденная в феврале 1920 г. В военной обстановке не могли нормально работать местные органы власти и управления. В этих условиях создавались чрезвычайные временные органы диктатуры пролетариата –– военно-революционные комитеты (ВРК). В первую очередь они создавались в губерниях и уездах прифронтовой полосы. Состав комитетов не превышал 3-5трех-пяти человек, но полномочия ревкомов были весьма широкими. Им принадлежала вся полнота власти на местах. Они имели право привлекать население для проведения оборонительных работ, помощи в расквартировании и снабжении войск, наблюдением за соблюдением общественного порядка. Там, где не было Ссоветов, ревкомы выполняли все функции власти и управления. Строительство вооруженных сил. С началом Ггражданской войны вооруженные силы Республики стали формироваться на строго централизованных началах. Вместо отрядов, созданных на принципах добровольности, теперь создавались однотипные войсковые части и соединения: полки, бригады, дивизии, армии. В сентябре 1918 г.ода был создан Революционный военный сСовет Республики (реввоенсовет или РВСР) как высший военный орган. Убыла учреждаетсяна должность гГлавнокомандующего всеми вооруженными силами Республики, назначаемого СНК и обладающего всей полнотой власти по управлению войсками. Все вооруженные силы подчинялись наркому по военным и морским делам, а он, в свою очередь, подчинялся СНК и ВЦИК и был им подотчетен. VIII съезд РКП (б) принял принципиальные установки по организации Красной Аармии и партийному руководству в рядах вооруженных сил Советского государства. По решению этого съезда вскоре было создано Политуправление Красной Аармии, которое проводило всю политическую и воспитательную работу в Красной армии. Летом 1919 года. в армию стали призываться бывшие офицеры и генералы, которые под контролем партийных и политических органов использовались как специалисты военного дела. В соответствии с решением VIII съезда РКП (б) создается широкая сеть военно-учебных заведений для подготовки командного состава из числа рабочих и крестьян. 30 января 1919 г.ода ВЦИК утвердил Дисциплинарный устав РККА, который сыграл важную роль в укреплении армии. Проведение в жизнь декретов Коммунистической партии и Советского правительства быстро привело к наращиванию боевой мощи Красной армии, ее ратным успехам и военному поражению внутренней и внешней контрреволюции. Органы рабоче-крестьянской милиции и ВЧК. В этот период происходит становление и укрепление органов милиции как особых органов по охране порядка. С началом гражданской войны стало ясно, что рабочая милиция в том виде, в каком она существовала по Декрету от 28 октября 1917 г.ода, не может выполнять сложные задачи, поставленные военной обстановкой. Отряды рабочей милиции создавались как добровольческие отряды фабрик, заводов и находились в подчинении местных советов. На I съезде представителей губисполкомов и заведующих отделами управления 30 июля-–– 1 августа 1918 г.ода было решено создать милицию как штатный, наемный аппарат. Вскоре при НКВД было создано управление милиции. В октябре 1918 г.ода НКЮ и НКВД издали инструкцию «Об организации советской охраны», согласно которой милиции поручалось охранять революционный порядок и общественную безопасность, сообщать населению о декретах Правительства и следить за их исполнением, особенно в продразверстке, трудовой повинности по учету распределения промышленных и производственных товаров. Милиция вела дознание по уголовным делам и содействовала исполнению судебных приговоров, охраняла особо важные объекты и т.д. В ней могли служить на основе добровольности только трудящиеся. По своей организационной структуре органы милиции были построены на основе двойного подчинения. Центральным органом милиции являлось Главное управление, организованное в составе НКВД. Главное управление имело в своей структуре отделы: 1 –– общий; 2 –– инструкторский; 3 –– снабжения; 4 –– информационный; 5 –– центральное управление уголовного розыска; 6 –– культурно-просветительный. В губерниях и уездах были созданы губернские и уездные управления Ррабоче-крестьянской милиции, входившие в состав соответствующих исполкомов. Уезды разделялись на участки во главе с начальником милиции. СНК РСФСР 3 апреля 1919 г. издает Декрет «О советской Ррабоче-крестьянской милиции». Предусматривается обязательное обучение военному делу, военная дисциплина для милиции регламентировалась уставами Красной Аармии, и подразделения органов милиции могли привлекаться к участию в боевых действиях на фронте гражданской войны совместно с частями армии. К концу гражданской войны был накоплен определенный опыт работы милицейского аппарата. Сложилась система органов милиции, определились их задачи, основные направления деятельности, практика выработала основы прохождения службы в милиции. Этот опыт был обобщен и закреплен Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1920 года. В соответствии с этим Декретом во всех уездах и городах с населением свыше 50 тыс. чел.овек создавались милицейские органы. Милиция подразделялась на городскую, уездную, промышленную, железнодорожную, водную и розыскную. По мере дальнейшего совершенствования форм и методов деятельности милиции более определенными становились ее функции по обслуживанию населения. Так, по инструкции НКВД РСФСР «О порядке выдачи паспортов и временных свидетельств» уездным и городским управлениям милиции было дано исключительное право выдачи паспортов и временных свидетельств. В мае 1920 г.ода милиция получила право проводить в жизнь декреты, постановления и распоряжения органов власти, регулирующие пребывание иностранных граждан в пределах РСФСР. Работа милиции проходила в контакте с органами ВЧК. 5 сентября 1918 г.ода Совнарком, заслушав доклад Ф. Э. Дзержинского, принял постановление «О красном терроре», в котором подчеркивалось, что «при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью». ВЧК получила право решать дела непосредственно в самой комиссии такие дела, как-то: право ареста, следствия, суда, наказания. К осени 1918 г.ода чрезвычайные комиссии создаются в губерниях и уездах. В распоряжение ВЧК был передан корпус войск. Сама ВЧК являлась органом (комиссией) СНК, а ее председатель –– Ф. Э. Дзержинский в марте 1919 г.ода был одновременно назначен наркомом внутренних дел. По положению от 2 ноября 1918 г.ода задачей ВЧК являлась не только борьба с контрреволюцией, но и с такими тяжелыми преступлениями, как бандитизм, разбой, спекуляция. Филиалы ВЧК, так называемые –– особые отделы, –– имелись в Красной армии, начиная от дивизии и выше. Они расследовали дела о шпионаже, диверсиях и всех других, так называемых, контрреволюционных преступлениях. Наряду с расширением прав ВЧК в вопросах ареста, следствия, суда и наказания, в 1918 г.оду были приняты меры по контролю за деятельностью ВЧК. 2 ноября 1918 г.ода при ВЧК была образована контрольно-ревизионная комиссия из представителей ВЦИК, ЦК РКП(б), Московского обкома партии, НКВД и НКЮ. В начале декабря 1918 г.ода специальная комиссия Совета рабоче-крестьянской обороны разработала ряд мер по усилению контроля партии и правительства за деятельностью ВЧК и по укреплению революционной законности. Однако фактически деятельность ВЧК уже тогда выходила из-под контроля партии, чему имеются многочисленные примеры. Вероятно, это вызвало беспокойство Правительства. С изменением исторической обстановки, в конце гражданской войны, после заключения с Польшей Рижского мирного договора, полномочия ВЧК были сужены. Органы юстиции. Созданные в первые дни Ссоветской власти две организационно разъединенные системы судебных органов (народные суды и революционные трибуналы) в этот период получают дальнейшее развитие. В результате отчаянных попыток со стороныПроявления внутренней и внешней контрреволюции привели к тому, чтозадушить Советскую власть, революционные трибуналы получили наиболее полное развитие. Выступая на Ввсероссийском съезде работников Ревтрибунала в октябре 1918 г.ода, Н. В. Крыленко так сформулировал задачи революционных трибуналов: «Революционные трибуналы учреждены со специальной целью –– для борьбы с контрреволюционными силами, для усиления революционной репрессии против лиц, уличенных в контрреволюционном деянии, но при сохранении, однако, правовых гарантий для обвиняемых». В годы Ггражданской войны существовало три основных вида революционных трибуналов: 1) общие (территориальные) ревтрибуналы; 2) революционные военные трибуналы (введены в 1919 г.оду); 3) революционные военно-железнодорожные трибуналы (учреждены в марте 1920 г.ода). Наряду с этим в 1918 г.оду при ВЧК был создан особый революционный трибунал по делам о спекуляции. 12 апреля 1919 г.ода было издано положение о революционных трибуналах, по которому подробно определялось правовое положение территориальных ревтрибуналов. В 1920 г.оду было издано новое Положение о Ревтрибуналах, где получили дальнейшее развитие основные принципы Положения о ревтрибуналах 1919 года. Ревтрибуналы создавались в губернских и других крупных городах. Они избирались местными советами сроком на два года в составе председателя и двух членов из ответственных работников. Приговоры трибуналов могли быть обжалованы в Кассационный трибунал при ВЦИКе. При ВЦИКе был учрежден Верховный трибунал, рассматривающий особо важные дела, направляемые Президиумом ВЦИК. Трибуналы имели права контроля за ведением следствием. В это же время совершенствуется и упрощается система народных судов, уточняется их подсудность. Важное значение в организационном укреплении народных судов сыграло Положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1919 года. По этому Положению создается единый Ннародный суд для рассмотрения уголовных и гражданских дел. В каждом судебном округе (по территории совпадал с границами губернии) создавался Ссовет народных судей, который являлся судом второй инстанции для народных судов. Положением от 21 октября 1920 г.ода, в котором получили дальнейшее развитие ранее предусмотренные основные идеи, были внесены и некоторые изменения в области судоустройства и процесса. По новому Положению избранные судьи утверждались в должности уездными, губернскими исполкомами, которые утверждали и досрочный отзыв судей. Это Положение вводило вместо следственных комиссий –– коллегиальных органов расследования, институт следователей. Теперь народные следователи состояли при Ссоветах народных судей, а по важнейшим делам –– при губернских отделах юстиции и Наркомюсте. Следователи избирались местными советами. По положению 1920 г.ода коллегии защитников были ликвидированы, и защитники перестали быть должностными лицами (которые получали жалование за свой труд, а не гонорар от граждан). Для выполнения функций защиты привлекались лица из числа соответствующих специалистов, списки которых утверждались местными Ссоветами. Народные суды при рассмотрении дел обязаны были руководствоваться декретами Ссоветской власти, а при отсутствии таковых –– социалистическим правосознанием. Ссылаться в приговорах и решениях на законы свергнутых правительств запрещалось. Управленияе судебными органами осуществлялось Народным комиссариатом юстиции. Революционные трибуналы и народные суды сыграли огромную роль в борьбе с контрреволюционными и другими преступлениями против Ссоветской власти.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |