![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторно-практическое занятие № 8
Тема: Аминокислоты и белки. Цель: Сформировать знания строения и свойств важнейших a-аминокислот и химических основ структурной организации белковых молекул для дальнейшего изучения биологических функций белков. Исходный уровень: 5) Кислотность и основность органических соединений. 6) Водородная связь. 7) Реакции нуклеофильного замещения в карбоксильной группе. Получение амидов кислот и их гидролиз. 8) Химические свойства аминогруппы. Основность и нуклеофильность аминогруппы. 9) Окисление тиолов и восстановление дисульфидов. Содержание занятия: 1. Контроль выполнения домашнего задания. 2. Практическая часть «Аминокислоты и белки». 2.1. Стереоизомерия аминокислот. 2.2. Кислотно-основные свойства a-аминокислот. 2.3. Свойства a-аминокислот по COOH-группе (образование эфиров, амидов, декарбоксилирование). 2.4. Свойства по NH2-группе (образование оснований Шиффа, дезаминирование окислительное и неокислительное). 2.5. Специфические свойства a-аминокислот, связанные с химической модификацией радикала (гидроксилирование, обратимое окисление тиогрупп, карбоксилирование). 3. Лабораторная работа по теме «Аминокислоты и белки». 4. Контроль выполнения лабораторной работы. 5. Контроль усвоения темы.
a-Аминокислоты занимают ключевое положение в азотистом обмене. Они являются простейшими кирпичиками в структуре белков – важнейших соединений организма. Многие из a-аминокислот используются в медицинской практике в качестве лекарственных средств, влияющих на тканевый обмен. С химической точки зрения a-аминокислоты как гетерофункциональные соединения вступают в реакции, характерные для карбоксильной группы и аминогруппы, а также обладают свойствами, обусловленными взаимным влиянием этих функций. Некоторые химические свойства a-аминокислот связаны с наличием функциональных групп в радикале. Вопросы для самостоятельной работы 1. Дайте общую формулу a-аминокислот, покажите их медико-биологическое значение, перечислите незаменимые a-аминокислоты. 2. Дайте классификацию a-аминокислот: а) по химической природе радикала; б) по полярности бокового радикала; в) по числу групп -COOH и -NH2 в молекуле. Приведите примеры. 3. Покажите стереоизомерию a-аминокислот на примере a-аминопропионовой кислоты (аланина). Выделите центр хиральности, укажите стандарт, по которому определяют принадлежность к D- и L-ряду. Аминокислоты какого ряда принимают участие в биосинтезе белка? 4. Дайте определение понятия «диполярный ион» или «внутренняя соль». Напишите строение внутренней соли гистидина и поясните возможность ее образования. 5. Что такое изоэлектрическое состояние и изоэлектрическая точка a-аминокислоты и белка? Покажите, в какой форме, анионной или катионной, находится в организме при физиологических значениях рН: а) глутаминовая кислота (рI = 3,22); б) аланин (рI = 6,0); в) лизин (рI = 9,7). 6. Напишите реакции взаимодействия аланина с гидроксидом натрия и соляной кислотой. Поясните, какое свойство проявляют a-аминокислоты в этих реакциях. 7. Напишите уравнение реакции аспарагиновой кислоты с ацетатом свинца. К какому типу соединений относится продукт реакции? С катионами какого металла реакция является качественной на a-аминокислотный фрагмент? 8. Напишите реакцию взаимодействия валина с метиловым спиртом в безводной среде. Назовите продукт и покажите практическое применение реакции. 9. Напишите реакции декарбоксилирования in vivo: а) гистидина; б) триптофана; в) глутаминовой кислоты. Назовите продукты и укажите их биологическую активность. Объясните возможность реакций декарбоксилирования у a-аминокислот. 10. Напишите схему образования трипептида из серина, метионина и лизина. Опишите электронное и пространственное строение пептидной связи. 11. Покажите реакции окислительного и неокислительного дезаминирования in vivo аспарагиновой кислоты. Назовите продукты и укажите биологическую роль дезаминирования. 12. Напишите реакции взаимодействия лейцина с: а) формальдегидом; б) азотистой кислотой. С какой целью эти реакции используются в биохимическом анализе? 13. Напишите схемы химической модификации a-аминокислот, находящихся в составе белков: а) окислительное гидроксилирование; б) обратимое окисление тиогрупп; в) карбоксилирование. Покажите биологическую роль этих процессов. 14. Покажите принципиальный путь биосинтеза катехоламинов. 15. Напишите специфические реакции, протекающие при нагревании a-аминоуксусной и g-аминомасляной кислот. Назовите продукты. Дайте понятие лактим-лактамной таутомерии. 16. Покажите классификацию белков: а) по биологическим функциям; б) по составу; в) по пространственной структуре. 17. Какой цветной реакцией можно доказать наличие: а) пептидной связи; б) бензольного кольца в аминокислоте или пептиде; в) серы в аминокислоте или пептиде?
Лабораторная работа по теме
Опыт 1. Реакция глицина с формальдегидом В пробирку поместите 5 капель 1% раствора глицина и добавьте 1 каплю индикатора метилового красного. Раствор окрашивается в желтый цвет (нейтральная среда). К полученной смеси добавьте равный объем формалина. Отметьте появление красной окраски (кислая среда). Данная реакция под названием «формольное титрование» используется для количественного определения карбоксильных групп в a-аминокислотах. Вопросы: 1. Напишите уравнение реакции взаимодействия глицина с формальдегидом. 2. Каковы причины изменения окраски индикатора? 3. Какое практическое применение имеет реакция a-аминокислот с формальдегидом?
Опыт 2. Реакция глицина с азотистой кислотой В пробирку поместить 5 капель 1% раствора глицина и равный объем 5% раствора нитрита натрия. Добавьте 2 капли концентрированной уксусной кислоты и осторожно взболтайте смесь. Наблюдается выделение газа. Реакция используется для количественного определения аминогрупп в аминокислотах. Вопросы: 1. Напишите схему взаимодействия глицина с азотистой кислотой. Назовите образовавшееся соединение. 2. Какое практическое применение имеет реакция аминокислот с азотистой кислотой?
Опыт 3. Образование комплексной соли меди глицина В пробирку поместите 1 мл 1% раствора глицина. Добавьте на кончике лопаточки сухой карбонат меди (II) и смесь нагрейте. Раствор окрашивается в синий цвет. Вопросы: 1. Напишите схему взаимодействия глицина с карбонатом меди (II). 2. Какой цвет характерен для растворов комплексных солей меди (II)?
Опыт 4. Биуретовая реакция на пептидную связь В пробирку поместите 5-6 капель раствора яичного белка (на общем столе), добавьте равный объем 10% раствора гидроксида натрия и по стенкам добавьте 1-2 капли раствора сульфата меди (II). Наблюдается появление красно-фиолетовой окраски. Вопросы: 1. Каковы внешние признаки положительной биуретовой реакции? 2. Все ли белки дают биуретовую реакцию?
Опыт 5. Ксантопротеиновая реакция белков В пробирку поместите 10 капель яичного белка и 2 капли концентрированной азотной кислоты. Содержимое пробирки осторожно нагрейте, все время встряхивая. Раствор и осадок окрашиваются в желтый цвет. Охладив пробирку, осторожно добавьте 1-3 капли 1-% раствора гидроксида натрия до появления ярко-оранжевой окраски. Вопросы: 1. Какие a-аминокислоты в составе белка можно открыть с помощью ксантопротеиновой реакции?
Опыт 6. Реакция на присутствие серусодержащих a-аминокислот В пробирку поместить 10 капель раствора яичного белка и вдвое больший объем 10% раствора гидроксида натрия. Содержимое пробирки перемешайте, нагрейте до кипения (1-2 мин). К полученному щелочному раствору добавьте 5 капель 10% ацетата свинца (II) и вновь прокипятите. Отметьте появление серо-черного осадка. Вопросы: 1. Напишите в общем виде схему реакции белка с ацетатом свинца. 2. Какие a-аминокислоты в составе белка можно открыть данной качественной реакцией?
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |