КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самостоятельной работы
Лабораторно-практическое занятие № 9 Тема: Углеводы. Моносахариды. Цель: Сформировать знания стереохимического строения, таутомерных форм и важнейших свойств моносахаридов как основу для понимания их метаболических превращений в организме, а также для изучения структурной организации полисахаридов. Исходный уровень: 1. Энантиомеры. s-Диастереомеры. 2. Относительная конфигурация. D- и L-стереохимические ряды. 3. Механизмы реакций нуклеофильного присоединения (AN) в карбонилсодержащих соединениях. 4. Строение и свойства (гидролиз) полуацеталей и ацеталей. 5. Окисление и восстановление спиртов, альдегидов и кетонов. Содержание занятия: 1. Контроль выполнения домашнего задания. 2. Практическая часть «Стереоизомерия, цикло-оксо-таутомерия моносахаридов и их реакционная способность». 2.1. Изомерия моносахаридов. 2.2. Химические свойства моносахаридов по оксо- и гидрокси-группам. 2.3. Дезоксисахара. 2.4. Аскорбиновая кислота и ее биороль. 3. Лабораторная работа по теме «Моносахариды». 4. Контроль выполнения лабораторной работы. 5. Контроль усвоения темы.
Углеводы входят в состав клеток и тканей всех растительных и животных организмов и по массе составляют основную часть органического вещества на Земле. В живой природе они имеют большое значение как источники энергии в метаболических процессах; структурные компоненты клеточных стенок растений, бактерий, грибов; составные элементы жизненно важных веществ (нуклеиновые кислоты, коферменты, витамины). Некоторые углеводы и их производные используются как лекарственные средства. Моносахариды – это полигидроксикарбонильные соединения и их реакционная способность определяется наличием в молекулах этих функций.
«Моносахариды» 1. Назовите источник углеводов для живых организмов и перечислите их функции в организме. 2. Дайте классификацию углеводов по отношению к гидролизу и классификации моносахаридов по характеру старшей функциональной группы и по количеству атомов углерода в молекуле. 3. Напишите энантиомеры: а) глюкозы; б) галактозы; в) маннозы; г) фруктозы; д) рибозы. Укажите, конфигурация какого атома определяет принадлежность моносахарида к D- и L-ряду. Назовите конфигурационный стандарт. 4. Какие альдозы называются эпимерами? Назовите эпимеры D-глюкозы по С‑2 и С-4. 5. Покажите явление цикло-оксо-таутомерии на примере: а) глюкозы; б) фруктозы; в) рибозы. Дайте определение аномеров. 6. Напишите формулы Хеуорса: а) b-D-рибофуранозы; б) 2-дезокси-b-D-рибофуранозы; в) 2-амино-2-дезокси-a-D-глюкопиранозы; г) 1,6-дифосфат b‑D-фруктофуранозы; д) 6-фосфат a-D-глюкопиранозы. Укажите, конфигурация какого атома определяет принадлежность к D-ряду? 7. В чем заключается явление мутаротации моносахаридов? Объясните причину этого явления на примере D-глюкозы. 8. Дайте определения понятий «гликозидный гидроксил», «гликозидная связь», «O-гликозиды», «N-гликозиды», «агликон». (Покажите на примерах из вопроса 9). 9. Напишите реакцию взаимодействия: а) b-D-рибофуранозы (формулой Хеуорса) с метиловым спиртом в присутствии сухого HCl; б) a-D-глюкопиранозы с этиламином. К какому типу гликозидов относятся полученные соединения? Назовите их. Приведите реакцию их гидролиза, указав условия. 10. Напишите реакцию взаимодействия b-D-глюкопиранозы (формулой Хеуорса) с избытком уксусного ангидрида. Назовите полученное соединение. Приведите его гидролиз. 11. Напишите реакцию взаимодействия D-галактопиранозы с метилиодидом. Назовите полученное соединение и приведите его гидролиз в кислой среде. 12. Напишите схему восстановления глюкозой: а) щелочного раствора гидроксида меди (II); б) аммиачного раствора оксида серебра. С какой целью используются эти реакции? 13. Какое свойство глюкозы лежит в основе ее взаимодействия: а) с реактивом Фелинга; б) с реактивом Толленса? Укажите состав реактивов и напишите схемы взаимодействия. 14. Напишите реакцию, которой доказывают наличие нескольких гидроксильных групп в глюкозе. 15. Напишите реакции получения из D-галактозы галактоновой и галактаровой (слизевой) кислот. Укажите условия. Какое свойство галактозы лежит в основе этих реакций? 16. Что такое «уроновые кислоты»? В каких условиях их получают? Какую функцию они выполняют в организме. Напишите реакцию получения глюкуроновой кислоты. 17. Покажите схему образования из глюкозы сорбита. К какому классу соединений относится сорбит и где он применяется? Какое свойство проявляет глюкоза в этом превращении? 18. Покажите биологическую роль глюкозы и напишите схемы брожения глюкозы «in vitro». 19. Дайте определение понятия «дезоксисахара». Приведите примеры. 20. Покажите строение и функции аскорбиновой кислоты в организме.
Лабораторная работа по теме Опыт 1. Доказательство наличия гидроксильных групп в D-глюкозе В пробирку поместите 1 каплю 0,5% раствора D-глюкозы и 6 капель 10% гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 каплю 2% раствора сульфата меди (II). Образующийся осадок гидроксида меди (II) Cu(OH)2 быстро растворяется и получается прозрачный раствор синего цвета. Полученный раствор сохраните для следующего опыта. Вопросы: 1. Какие структурные фрагменты, содержащиеся в молекуле глюкозы, обнаруживаются реакцией с гидроксидом меди (II). 2. Чем объясняется общность реакции гидроксида меди (II) для этиленгликоля, винной кислоты и D-глюкозы? 3. Напишите уравнение реакции образования комплексной соли иона меди (II) с диольным фрагментом на примере этиленгликоля.
Опыт 2. Восстановление гидроксида меди (II) глюкозой в щелочной среде (проба Троммера) К полученному в предыдущем опыте синему раствору добавьте несколько капель воды до высоты слоя жидкости в пробирке 18-20 мм. Нагрейте ее над пламенем горелки, держа пробирку наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора, а нижняя оставалась для контроля (без нагревания). Нагрейте только до начала кипения, но не кипятите. При нагревании цвет верхней части раствора изменяется от синего до желто-красного. Эта реакция называется пробой Троммера и используется для открытия глюкозы в моче. Вопросы: 1. Напишите схему реакции окисления глюкозы гидроксидом меди (II). 2. Чем объясняется наличие восстанавливающих свойств у глюкозы? 3. Объясните причину изменения окраски верхнего слоя в пробирке.
Опыт 3. Восстановление аммиачного раствора оксида серебра глюкозой В пробирку поместите 1 каплю 5% нитрата серебра AgNO3, прибавьте 2 капли 10% гидроксида натрия NaOH и 3-4 капли водного раствора аммиака до растворения образующегося осадка оксида серебра. Полученный прозрачный аммиачный раствор оксида серебра является реактивом, окисляющим глюкозу (реактив Толленса). Добавьте к полученному реактиву 1 каплю 0,5% раствора глюкозы и слегка подогрейте пробирку над пламенем горелки до начала побурения раствора. Далее реакция идет без нагревания и металлическое серебро выпадает либо в виде черного осадка, либо осаждается на стенках пробирки в виде блестящего зеркального налета (отсюда название – реакция «серебряного зеркала»). Вопросы: 1. Напишите схему реакции взаимодействия глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. 2. Какая функциональная группа глюкозы проявляет восстанавливающие свойства?
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |