КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторно-практическое занятие № 7
Тема: Основные положения стереоизомерии. Реакционная способность гидрокси- и оксокислот как гетерофункциональных соединений. Цель: Сформировать знания стереохимии и реакционной способности гидрокси- и оксокислот как гетерофункциональных соединений, составляющих основу биохимических процессов. Исходный уровень: 1. Кислотные и основные свойства органических соединений. 2. Электронные эффекты. 3. Химические свойства гидроксильной, карбонильной и карбоксильной групп. 4. Механизм реакций нуклеофильного присоединения и замещения. Реакции элиминирования (дегидратации). Содержание занятия: 1 Контроль выполнения домашнего задания. 2. Практическая часть «Реакционная способность гидрокси- и оксокислот. Стереоизомерия». 2.1. Энантиомерия. Диастереоизомерия. Оптическая активность. Рацематы. 2.2. a,b,g-Гидроксикислоты. Химические свойства по функциональным группам, специфические свойства (реакции циклизации, декарбоксилирования, дегидратации). 2.3. Важнейшие гидроксокислоты – участники обменных процессов. Строение и химические свойства. Кето-енольная таутомерия. 3. Лабораторная работа по теме «Гидрокси- и оксокислоты». 4. Контроль выполнения лабораторной работы. 5. Контроль усвоения темы.
Стереохимия изучает пространственное строение органических соединений. Ее можно назвать химией соединений в трехмерном пространстве. Пространственное строение взаимосвязано не только с физическими и химическими свойствами веществ, но и проявляемой ими биологической активностью. Установление взаимосвязи структуры соединения с механизмом его биологического функционирования является фундаментальной проблемой биоорганической химии и особенно важно для биологии и медицины. Вопросы для самостоятельной работы 1. Дайте определение стереоизомеров и назовите виды стереоизомерии. 2. Какая из молекул является хиральной: а) пропановой кислоты; б) молочной кислоты? Дайте определение хирального центра и назовите условия асимметричности молекулы. 3. Напишите проекционные формулы D- и L-молочной кислоты и стандарта, по которому определяется ее принадлежность к стереохимическому ряду. 4. Дайте определение энантиомеров. Напишите проекционные формулы энантиомеров яблочной кислоты. Отметьте асимметрический атом углерода и укажите принадлежность к D- и L-стереохимическим рядам. 5. Дайте определение диастереомеров, покажите их отличие от энантиомеров. Напишите проекционные формулы: а) L-винной кислоты и ее диастереомера; б) D-винной кислоты и ее диастереомера. 6. Что такое рацемат и обладает ли он оптической активностью? Напишите проекционные формулы стереоизомеров винной кислоты, образующих рацемат – виноградную кислоту. 7. Напишите строение мезовинной кислоты. Отметьте асимметрические атомы углерода. Укажите причину отсутствия оптической активности у мезовинной кислоты. 8. Покажите на примере связь биологической активности и пространственного строения вещества. 9. Дайте определение p-диастереомеров, покажите их отличие от оптических изомеров. Напишите формулы цис- и транс -бутендиовой кислоты. Дайте тривиальное название изомеров и покажите их физиологическое действие.
Подавляющее большинство веществ, участвующих в метаболизме, принадлежит к поли- или гетерофункциональным соединениям. Реакционная способность их определяется свойствами соответствующих монофункциональных производных. Однако наличие нескольких функциональных групп в молекуле ведет к появлению определенных различий в свойствах: 1) усиление или ослабление каких-то свойств, характерных для монофункциональных соединений; 2) появление специфических свойств, которые наиболее важны для обеспечения биологических функций, выполняемых этими веществами.
Вопросы для самостоятельной работы 1. Напишите реакции молочной кислоты: а) с гидроксидом натрия; б) этанолом; в) уксусной кислотой. Укажите принадлежность к классу и дайте названия продуктов реакций. 2. Напишите реакцию окисления молочной кислоты в процессе метаболизма. 3. Напишите специфические реакции, протекающие при нагревании: а) молочной кислоты; б) g-гидроксимасляной кислоты (ГОМК). К какому классу соединений относятся лактиды и лактоны? Покажите действие и применение ГОМК. 4. Дайте понятие кето-енольной таутомерии и напишите таутомерные формы: а) ацетоуксусной кислоты; б) щавелевоуксусной кислоты. 5. Напишите реакции восстановления и декарбоксилирования b-кетомасляной кислоты, приводящие к образованию «кетоновых тел». 6. Что такое «кетоновые тела». Покажите химизм их образования. При каких нарушениях в организме проводится их определение в биологических жидкостях (моче, крови)? 7. Покажите схему биосинтеза лимонной кислоты в цикле трикарбоновых кислот (фрагмент цикла Кребса). 8*. Напишите реакцию дегидратации b-гидроксимасляной кислоты. Объясните подвижность водородных атомов a-CH-кислотного центра. Назовите продукт реакции. Лабораторная работа по теме Опыт 1. Доказательство наличия двух карбоксильных групп В пробирку поместите 1 каплю 15% раствора винной кислоты, 2 капли 5% раствора KOH и встряхните. Постепенно выделяется малорастворимый белый кристаллический осадок в виде кислой калиевой соли винной кислоты (гидротартрат калия). Для ускорения выпадения осадка пробирку можно охладить под струей воды. Добавьте в пробирку еще 4-5 капель раствора KOH. Кристаллический осадок постепенно растворяется, так как образуется хорошо растворимая в воде средняя калиевая соль винной кислоты (тартрат калия). Раствор тартрата калия сохраните для следующего опыта. Вопросы: 1. Напишите реакции образования гидротартрата и тартрата калия. 2. О чем свидетельствует образование двух солей винной кислоты?
Опыт 2. Доказательство наличия гидроксильных групп в винной кислоте В две пробирки поместите по 2 капли 2% раствора сульфата меди (II) и 10% раствора NaOH. Выпадает голубой осадок гидроксида меди (II). В 1-ую пробирку добавьте раствор тартрата калия, полученный в предыдущем опыте. Осадок гидроксида меди (II) растворяется с образованием синего раствора. Жидкости в обеих пробирках нагрейте до кипения. В первой пробирке цвет жидкости не изменяется, во второй – голубой осадок гидроксида меди (II) превращается в оксид меди (II) черного цвета. Образовавшийся синий раствор называется реактив Фелинга и применяется для обнаружения глюкозы в моче. Вопросы: 1. Напишите схему взаимодействия гидроксида меди (II) с тартратом калия. Наличием какого структурного фрагмента обусловлена реакция? 2. Объясните, почему не изменяется цвет в первой и изменяется во второй пробирке.
Опыт 3. Разложение лимонной кислоты В сухую пробирку, снабженную газоотводной трубкой, поместите лопаточку лимонной кислоты и 10 капель конц. серной кислоты, нагрейте. Конец газоотводной трубки опустите в 1-ую пробирку с 5 каплями раствора гидроксида кальция. После того, как раствор помутнеет, перенесите газоотводную трубку во 2-ую пробирку, содержащую две капли раствора йода в йодиде калия, предварительно обесцвеченного 10% р-ром NaOH. Выпадает желтый осадок. Вопросы: 1. Какой продукт разложения лимонной кислоты обнаруживается в 1-ой пробирке? Напишите схему реакции. 2. Какой продукт разложения лимонной кислоты обнаруживается в 2-ой пробирке? Напишите схему реакции.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |