Давно замечено, что книга с цветными иллюстрациями читается с большим интересом и быстрее. То же самое относится и к конспекту лекции. Расцвеченный различными цветами конспект легче и быстрее читается, лучше запоминается. Основными способами использования цвета при конспектировании являются:
1. Рубрикация – выделение различным цветом начала заголовков, формул, цитат, пунктов, подпунктов, перечислений в тексте конспекта. Оно осуществляется следующим образом:
написанием первой заглавной буквы другим цветом;
использованием различных:
скобок – (), [ ], / /, // //, < >, | |
прямоугольников – □, ■, r
треугольников – r, p, x
кружков – ™, ž,?
линий – ---, ––, ==, ≡≡≡, ~~~, ≈≈≈
Данный пункт оформлен способом рубрикации, но полиграфические возможности не позволяют выделить квадраты и кружки разным цветом, а в конспекте это сделать легко. Рубрикация ускоряет поиск нужной информации и облегчает ее запоминание. Для этого необходимо выработать определенную систему: размер букв, форма, цвет знаков должны быть постоянными для выделения одних и тех же рубрик. Например, заголовки выделяются красным цветом, формулы – зеленым, пункты – черным, подпункты – желтым и т.п.
2.Концентрация внимания – выделение, подчеркивание, закрашивание цветом фраз, формул, определений, заголовков. Текст в данном случае оказывается написанным как бы на соответствующем цветном фоне. Лучше всего для этой цели использовать бледно-зеленый, розовый, светло-коричневый, желтый цвет. При этом заголовки закрашиваются одним цветом, формулы – другим, цитаты – третьим, главные мысли – четвертым. Закрашивание текста не дает экономии времени, но значительно облегчает чтение конспекта и выделение важных деталей.
3. Работа цветом по важности – выделение различным цветом частей конспекта, имеющих разную значимость. Удобно и эффективно пользоваться этим способом при конспектировании лекций по математическим и экономическим дисциплинам. Названия законов можно записывать красным цветом, определения – зеленым, формулы – черным, а прочий текст – синим или фиолетовым. Тогда при подготовке к экзаменам и зачетам, если необходимо запомнить все законы и определения, следует прочитать написанное красным и зеленым цветом, а если надо вспомнить формулы, то обратить внимание на черный цвет и т.д. Такой конспект не распыляет внимания и позволяет увидеть самое главное и существенное в учебном материале – обнаружить связь и различие между определениями и понятиями.
4. Работа цветом по соответствию – выделение одинаковым цветом связанные между собой части записи. Прежде всего этот способ используется:
а) для описания сложных явлений, состоящих из нескольких компонентов. Например, записывая психологическую структуру личности, студент может выделить различным цветом входящие в нее составляющие: познавательные процессы – красным, психические свойства – зеленым, психические состояния – синим, психические образования – черным и т.д. Затем, когда преподаватель будет раскрывать подробно содержание каждой составной части, то вместо поясняющих слов, к какой составляющей относится текст, достаточно написать его соответствующим цветом. Тогда все, что имеет отношение к психическим познавательным процессам будет выделено красным цветом, к психическим свойствам – зеленым, к психическим состояниям – синим, психическим образованиям – черным и т.п.
б) для изображения последовательности изменений явления, фазы движения или деформации предмета. Например, начало изменения – одним цветом, в определенный момент – другим, окончание – третьим. Так можно выделять изменение курсов валют, рентабельность каких-либо предприятий, изменение нормы прибыли и т.д. Это показано на схеме 1. Из-за невозможности сделать схему цветной используется различное начертание линий: сплошное, прерывистое, с точкой, двумя линиями.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление