Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ названия, аннотации, оглавления, эпиграфа




Основные способы чтения

ТЕХНИКА ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В соответствии с учебной программой за время обучения в институте студен­ту предстоит прочитать значительный объем учебной, художественной, эконо­мической, юридической и другой разнообразной литературы. Успех в ее ос­воении во многом определяется тем, какими способами чтения владеет студент. Специалисты выделяют несколько основных способов чтения:

чтение-просмотр;

чтение-сканирование;

выборочное чтение;

быстрое чтение;

углубленное чтение.

Чтение-просмотр используется при предварительном знакомстве с книгой или учебным материалом. Для того, чтобы определить их содержание и ключевые проблемы, быстро прочитываются аннотации, оглавление и заключение. После просмотра книги обычно заполняется обратная сторона карточки личной картотеки студента.

Чтение-сканирование представляет собой краткий просмотр текста с целью поиска нужной информации, фамилии, слова, факта.

При выборочном чтении избирательно читаются отдельные разделы, части книги или учебника. Читающий ничего не пропускает, но фиксирует свое внима­ние только на тех аспектах текста, которые его интересуют.

Быстрое чтение (иногда такой способ называют скорочтением) базируется на расширенном оперативном поле зрения человека. Специальными трениров­ками можно добиться разведения зрительных осей глаз, в результате чего в поле зрения удерживается сразу несколько слов или вся строка книги. Поэтому взгляд человека движется уже не слева направо вдоль строк, а сверху вниз, что значительно сокращает время на чтение. Конкретные методики освоения тех­ники быстрого чтения изложены в специальной литературе.[1]

В ходе углубленного чтения основное внимание уделяется анализу, оценке содержания текста. Такой способ чтения считается аналитическим, творческим. Текст не просто прочитывают и выделяют непонятные места, но и критически анализируют его содержание, сильные и слабые стороны в объяснениях и аргу­ментах, дают самостоятельное толкование положениям и выводам. Это позво­ляет легче запоминать прочитанный материал, повышать мыслительную актив­ность. Данным способом читаются учебники, тексты по незнакомым, сложным темам. Он считается наиболее эффективным при изучении гуманитарных, со­циально-экономических и специальных дисциплин. Что характерно для углубленного чтения?

При углубленном чтении знакомство с книгой, статьей, текстом начинается с названия, заголовка. Осмыслить их – значит сделать первый шаг в понимании материала, который предстоит прочитать. Заголовок актуализирует имеющиеся у человека представления по данной проблеме. Прочитав его, студент сопос­тавляет с ним известные ему знания, выстраивает предположения о круге под­нимаемых в тексте вопросов. Опыт показывает, что чем лучше осмыслен заго­ловок, тем полноценнее дальнейшее чтение.

Анализ заголовка статьи, названия книги может представлять собой мыслен­ный ответ на вопросы: Что мне уже известно об этом? Что можно предполо­жить исходя из предыдущих знаний? Что может быть нового, неизвестного в этой статье, книге? О чем можно судить по характеру заголовка?

Заголовки, в зависимости от их функции, замысла автора, бывают различными. Ученые выделяют 12 видов заголовков: от иносказательного до заголов­ка-вопроса. Распознать содержание книги, статьи по одному названию – доста­точно сложная задача. Этому будет способствовать обращение к оглавлению, аннотации, которые располагаются, как правило, на обратной стороне ти­тульного листа или в конце книги. Анализ оглавления, аннотации также предпо­лагает мысленное прогнозирование ответов на вопросы типа: Что нового можно узнать, прочитав эту книгу или статью? Какие актуальные, важные проблемы в ней излагаются? Какую цель ставит перед собой автор? Обдумывание назва­ния, оглавления, аннотации формирует познавательный интерес, обостряет восприятие текста, настраивает на определенный уровень интеллектуальных трудностей, связанных с познанием нового.

Если текст, который предстоит прочитать, имеет эпиграф, то это еще один ключ к пониманию. Его тоже надо использовать. Короткие в 1-2 предложения, эпиграфы выражают не только содержание, но и «тональность», эмоциональную окраску текста. Прямо или иносказательно, вызывая аналогии, образные ассо­циации, они приближают читателя к замыслу автора.

Работать с эпиграфом можно следующим образом. Первоначально, перед чтением текста, попробовать объяснить смысл эпиграфа и составить предположение о содержании того, что предстоит прочесть. Затем, после того как текст прочитан, необходимо возвратиться к эпиграфу и осмыслить его взаимо­связь с содержанием прочитанного. Интересно будет сопоставить свои перво­начальные обоснования, предположения с заключительными. Анализ эпиграфа – достаточно сложная интеллектуальная работа, поскольку он выражает мысль не прямо, а обобщенно, иносказательно. Понимание этой связи, ее словесная формулировка дают возможность более глубоко осмыслить прочитанное, сформировать мыслительный навык логических обоснований той или иной про­блемы.

Многие студенты используют особенность эпиграфов активизировать мысли­тельные способности не только при чтении литературы, но и в повседневной учебной, профессиональной деятельности. Подбирают, например, эпиграфы к собственным докладам, выступлениям, научным рефератам, статьям, отдель­ным главам, разделам прочитанной книги, газетной, журнальной публикации, учебному предмету или просто коллекционируют эпиграфы. Источниками для их поиска служат художественные произведения, сборники пословиц, афориз­мов, поговорок, высказывания выдающихся личностей и т.д.

Анализ заголовка, оглавления, эпиграфа формируют у читающего слушателя ожидание знакомства с текстом. Психологи называют такое состояние установ­кой. Благодаря установке у человека возникает определенный эмоциональный, смысловой настрой, который позволяет увидеть и понять все содержание, раз­личить контекст, создать мыслительный образ прочитанного. Эмоциональный настрой активизирует вдохновение, на основе которого можно углубить текст, построить собственную версию, гипотезу разрешения профессиональной или учебной проблемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.