КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ названия, аннотации, оглавления, эпиграфа
Основные способы чтения ТЕХНИКА ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В соответствии с учебной программой за время обучения в институте студенту предстоит прочитать значительный объем учебной, художественной, экономической, юридической и другой разнообразной литературы. Успех в ее освоении во многом определяется тем, какими способами чтения владеет студент. Специалисты выделяют несколько основных способов чтения: чтение-просмотр; чтение-сканирование; выборочное чтение; быстрое чтение; углубленное чтение. Чтение-просмотр используется при предварительном знакомстве с книгой или учебным материалом. Для того, чтобы определить их содержание и ключевые проблемы, быстро прочитываются аннотации, оглавление и заключение. После просмотра книги обычно заполняется обратная сторона карточки личной картотеки студента. Чтение-сканирование представляет собой краткий просмотр текста с целью поиска нужной информации, фамилии, слова, факта. При выборочном чтении избирательно читаются отдельные разделы, части книги или учебника. Читающий ничего не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые его интересуют. Быстрое чтение (иногда такой способ называют скорочтением) базируется на расширенном оперативном поле зрения человека. Специальными тренировками можно добиться разведения зрительных осей глаз, в результате чего в поле зрения удерживается сразу несколько слов или вся строка книги. Поэтому взгляд человека движется уже не слева направо вдоль строк, а сверху вниз, что значительно сокращает время на чтение. Конкретные методики освоения техники быстрого чтения изложены в специальной литературе.[1] В ходе углубленного чтения основное внимание уделяется анализу, оценке содержания текста. Такой способ чтения считается аналитическим, творческим. Текст не просто прочитывают и выделяют непонятные места, но и критически анализируют его содержание, сильные и слабые стороны в объяснениях и аргументах, дают самостоятельное толкование положениям и выводам. Это позволяет легче запоминать прочитанный материал, повышать мыслительную активность. Данным способом читаются учебники, тексты по незнакомым, сложным темам. Он считается наиболее эффективным при изучении гуманитарных, социально-экономических и специальных дисциплин. Что характерно для углубленного чтения? При углубленном чтении знакомство с книгой, статьей, текстом начинается с названия, заголовка. Осмыслить их – значит сделать первый шаг в понимании материала, который предстоит прочитать. Заголовок актуализирует имеющиеся у человека представления по данной проблеме. Прочитав его, студент сопоставляет с ним известные ему знания, выстраивает предположения о круге поднимаемых в тексте вопросов. Опыт показывает, что чем лучше осмыслен заголовок, тем полноценнее дальнейшее чтение. Анализ заголовка статьи, названия книги может представлять собой мысленный ответ на вопросы: Что мне уже известно об этом? Что можно предположить исходя из предыдущих знаний? Что может быть нового, неизвестного в этой статье, книге? О чем можно судить по характеру заголовка? Заголовки, в зависимости от их функции, замысла автора, бывают различными. Ученые выделяют 12 видов заголовков: от иносказательного до заголовка-вопроса. Распознать содержание книги, статьи по одному названию – достаточно сложная задача. Этому будет способствовать обращение к оглавлению, аннотации, которые располагаются, как правило, на обратной стороне титульного листа или в конце книги. Анализ оглавления, аннотации также предполагает мысленное прогнозирование ответов на вопросы типа: Что нового можно узнать, прочитав эту книгу или статью? Какие актуальные, важные проблемы в ней излагаются? Какую цель ставит перед собой автор? Обдумывание названия, оглавления, аннотации формирует познавательный интерес, обостряет восприятие текста, настраивает на определенный уровень интеллектуальных трудностей, связанных с познанием нового. Если текст, который предстоит прочитать, имеет эпиграф, то это еще один ключ к пониманию. Его тоже надо использовать. Короткие в 1-2 предложения, эпиграфы выражают не только содержание, но и «тональность», эмоциональную окраску текста. Прямо или иносказательно, вызывая аналогии, образные ассоциации, они приближают читателя к замыслу автора. Работать с эпиграфом можно следующим образом. Первоначально, перед чтением текста, попробовать объяснить смысл эпиграфа и составить предположение о содержании того, что предстоит прочесть. Затем, после того как текст прочитан, необходимо возвратиться к эпиграфу и осмыслить его взаимосвязь с содержанием прочитанного. Интересно будет сопоставить свои первоначальные обоснования, предположения с заключительными. Анализ эпиграфа – достаточно сложная интеллектуальная работа, поскольку он выражает мысль не прямо, а обобщенно, иносказательно. Понимание этой связи, ее словесная формулировка дают возможность более глубоко осмыслить прочитанное, сформировать мыслительный навык логических обоснований той или иной проблемы. Многие студенты используют особенность эпиграфов активизировать мыслительные способности не только при чтении литературы, но и в повседневной учебной, профессиональной деятельности. Подбирают, например, эпиграфы к собственным докладам, выступлениям, научным рефератам, статьям, отдельным главам, разделам прочитанной книги, газетной, журнальной публикации, учебному предмету или просто коллекционируют эпиграфы. Источниками для их поиска служат художественные произведения, сборники пословиц, афоризмов, поговорок, высказывания выдающихся личностей и т.д. Анализ заголовка, оглавления, эпиграфа формируют у читающего слушателя ожидание знакомства с текстом. Психологи называют такое состояние установкой. Благодаря установке у человека возникает определенный эмоциональный, смысловой настрой, который позволяет увидеть и понять все содержание, различить контекст, создать мыслительный образ прочитанного. Эмоциональный настрой активизирует вдохновение, на основе которого можно углубить текст, построить собственную версию, гипотезу разрешения профессиональной или учебной проблемы.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |