КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика поиска необходимой учебной и научной литературы
Изменение курса доллара по отношению к рублю (1995 г.)
в) для изображения различных вариантов решения задачи. Один вариант решения пишется одним цветом, а второй вариант – другим. Другим цветом можно писать не весь второй вариант, а только то, что отличает его от первого. При использовании разных способов работы с цветом не следует употреблять большое количество цветов. Достаточно трех, максимум – четырех. Применение цвета дает небольшое ускорение записи, но оно позволяет значительно улучшить восприятие и запоминание конспекта. Таким образом, возможности скоростного конспектирования лекций заключаются в том, что рассмотренные способы и приемы позволяют. во-первых, уменьшить время на запись слов, словосочетаний и фраз, а за счет этого законспектировать больший объем учебной информации; во-вторых, осмыслить новую учебную информацию уже в ходе лекции, логически стройно ее записать и выиграть время на чтении и запоминании лекционного материала; в-третьих, ярко, наглядно, оформить конспект и тем самым сократить время на подготовку к зачетам и экзаменам. Обобщая все сказанное, можно сформулировать краткие методические рекомендации по освоению техники скоростного конспектирования лекции: 1. Творчески и внимательно продумайте собственную индивидуальную систему сокращения слов, их обозначений, записи фраз, выделения текста. Аккуратно запишите ее на Отдельном плотном листе бумаги или в записной книжке и используйте в качестве шпаргалки во время тренировок. 2. Хорошо запомните выработанную систему и постепенно вводите ее в 3. Обязательно дорабатывайте конспект, написанный в ходе лекции. Не всегда удается хорошо записать то, что сказал преподаватель, что-то нужно выписать и из учебника. Психологи предупреждают: 70% услышанной человеком информации забывается в первые 10 часов. Поэтому, помните: конспект должен быть доработан в тот день, в который прочитана лекция.
Одним из условий успешного обучения в институте является умение студентов быстро подобрать соответствующую литературу для выполнения учебных заданий и научной работы. Самостоятельный подбор литературы осуществляется при подготовке к семинарским, практическим занятиям, при написании контрольных курсовых, дипломных работ, научных рефератов. Как найти необходимые книги и статьи по заинтересовавшей Вас проблеме? Существует несколько способов определения списка необходимой литературы: Во-первых, в программах учебных дисциплин, выдаваемых студентам в начале каждого учебного года, приводится список литературы, которую рекомендуется изучить по соответствующей теме или разделу учебной дисциплины. Во-вторых, в большинстве учебников и книг делаются ссылки, сноски на другие литературные источники, приводится список литературы по раскрываемой в книге проблеме. В-третьих, наиболее полный список литературы по соответствующей проблеме имеется в диссертациях. Сами диссертации хранятся в диссертационном зале Российской Государственной библиотеки. В-четвертых, поиску необходимой литературы существенно помогут различного рода библиографические указатели и пособия. Основные среди них: - «Книжная летопись», которая издается начиная с 1907 года. Она выходит 52 раза а год в виде основного и дополнительного выпусков. В основном выпуске указываются книги, монографии брошюры, рекомендованные для широкого распространения, а в дополнительных – методическая и специальная литература; - «Ежегодник книги»: издается с 1927 года, ранее назывался «Ежегодник книги СССР». Он содержит сведения о книгах и брошюрах вышедших в течение года; - «Летопись журнальных статей»: издается с 1926 года еженедельно и учитывает в систематическом порядке публикации в научных, литературно-художественных журналах, трудах, ученых записках, а выборочно – из научно-популярных, массовых изданий. - «Летопись рецензий», издается с 1935 года ежемесячно. Отражает рецензии в журналах и газетах на отечественные и зарубежные издания; - «Летопись газетных статей»: издается с 1936 года еженедельно и описывает наиболее Важные публикации в центральных газетах; - «Книжное обозрение» – еженедельная газета, сообщает оперативные сведения об издаваемых в данное время книгах, брошюрах, научного, учебного, художественного и другого характера; - Библиографические издания Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН): библиографические указатели, реферативный журнал и аналитические обзоры. Библиографические указатели, например, содержат сведения о новой литературе по социальным и гуманитарным наукам. Выпускается несколько серий: «Экономика», «Философия и социология», «Государство и право», «Религиоведение» и др. В-пятых, в последних номерах, журналов вошедших в том или ином году публикуется перечень всех статей, опубликованных в данном издании в течение года. Существуют и другие библиографические указатели, сборники, которые помогут студентам подобрать интересующую их литературу. При этом важно точно и без ошибок переписать в тетрадь или на карточку фамилию и инициалы автора, полное название книги или статьи, где издана, издательство, год издания, количество страниц (в том числе и номер журнала, страницы, на которых опубликована статья). Со списком подобранной литературы студенты приходят в библиотеку. Основными библиотеками, которыми чаще всего пользуются студенты, являются: Пермская областная универсальная библиотека им. А.М. Горького (ул. Ленина, дом 70, тел. 233-41-89), Пермская областная детская библиотека (ул. Сибирская, дом 11, тел. 212-49-74), а также Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (ул. Коммунистическая, 25, тел. 212-14-14). Прежде чем попросить необходимую книгу или журнал у работников библиотеки, необходимо убедиться в том, имеются ли они в книжном фонде. Для этого следует обратиться к каталогу. В крупных библиотеках созданы специальные залы каталогов. Во всех библиотеках существует, как правило, два каталога: алфавитный и систематический. Если студенту известен автор книги или название (в случае, когда автор книги не указан), то он обращается к алфавитному каталогу. Правила пользования им достаточно просты. Надо только помнить, что: карточки расставлены в порядке фамилий авторов и названий книг независимо от их содержания. Если первые слова или слоги совпадают, то карточки расставляются по второму слогу или слову. Если они тоже совпадают, то тогда по третьему и т.д.; если книга написана коллективом из четырех и более авторов, то ее надо искать по названию; карточки на авторов-однофамильцев располагаются в порядке их инициалов, а на авторов с двойными фамилиями (например, Сорока-Росинский) – после авторов с одной фамилией; если автором написано достаточно много книг, то сначала располагаются карточки с описанием полных собраний сочинений, потом отдельных работ, затем избранных сочинений в алфавитном порядке по названиям. Карточки на разные издания одной и той же книги стоят в обратно-хронологическом порядке (сначала – последние издания, затем – предшествующие) карточки с описанием изданий правительственных органов и учреждений стоят в прямо хронологическом порядке. Алфавитный каталог поможет найти нужную литературу и в том случае, когда студент не знает названия необходимой книги, но знает фамилию автора, занимающегося исследованием интересующей его проблемы, В данном случае необходимо просто посмотреть все публикации этого автора. Если студенту предстоит подобрать литературу по определенной проблеме, теме реферата, доклада, курсовой работе, то необходимо воспользоваться систематическим каталогом. Систематический каталог дает сведения о том, что написано по той или иной проблеме, раскрывает взаимосвязи различных отраслей знания, их логическую последовательность, облегчает поиск литературы по смежным вопросам. Для систематического каталога методика поиска литературы несколько иная. Лучше всего начать пользование систематическим каталогом с алфавитно-предметного указателя (АПУ). В крупных библиотеках – это несколько шкафов. АПУ облегчает студенту поиск нужного отдела каталога, в котором сосредоточены карточки с описанием произведений по интересующему его вопросу. Он содержит перечень рубрик – наименование предметов, отраслей знания, дисциплин, тем, процессов, имен, территорий и т.п., расположенных в порядке строгого алфавита, и имеет форму картотеки, где каждое отдельное наименование записано в левой стороне карточки, а справа указаны индексы тех делений каталога, где собраны карточки с описанием литературы по данной проблеме. АПУ служит также средством установления связей различных аспектов одной проблемы, литература по которой в каталоге рассредоточена. Последовательность работы с систематическим каталогом может быть следующая: обозначить предмет поиска литературы словом или словосочетанием. Например, «содержание образования». Найти данный термин в алфавитно-предметном указателе. Выписать индекс отдела или отделов каталога, в которых расположены карточки с описанием нужной литературы. по данному индексу найти, соответствующие ящики с карточками и выписать литературу. если в АПУ не оказалось искомого термина, то следует предмет поиска обозначить более широким понятием (например, «образование») и повторить последовательность поиска. После того как найдена карточка с требуемой литературой, необходимо сделать выписку и правильно оформить заявку. Выписки из систематического или алфавитного каталога можно делать в тетради или на карточках. Для заполнения бланка заявки (они, как правило, хранятся свободно на столах библиотеки в соответствующих подставках) важно правильно списать с каталожной карточки все необходимые данные о найденной книге или брошюре. Особое внимание обратить на шифр, под которым данная книга располагается на полках библиотеки. Без его указания работник библиотеки не сможет найти нужную книгу. Некоторые студенты допускают ошибку, когда заполняют заявку на книгу непосредственно с каталожной карточки. Поданные студентом заявки не возвращаются, и в случае, когда книги в библиотеке не оказалось (выдана, на реставрации или по другой причине), в следующий раз придется повторно искать в каталоге соответствующую карточку и вновь делать выписки. Если нужной студенту книги нет в фонде библиотеки, то ее можно заказать в другой библиотеке через межбиблиотечный абонемент (МБА). Организацию, содержание и порядок работы МБА определяет ГОСТ 7.31-81 «Единая государственная система межбиблиотечного абонемента». Опыт многих студентов свидетельствует о том, что важным элементом культуры учебной деятельности является умение не только находить, но и накапливать, систематизировать источники информации. Для этого можно вести личные картотеки. Практика показывает, что те студенты, которые ведут личную картотеку, планомерно накапливают в ней информацию, в последующем значительно экономят время на поиск литературы и имеют возможность более рационально организовать свою самостоятельную работу. Велико значение такой картотеки и в последующей профессиональной деятельности после окончания учебного заведения. Эффективному использованию личной картотеки, систематическому накоплению, учету и поиску необходимой информации способствует умение правильно оформить сами карточки. На схеме 2 показан вариант оформления карточки личной картотеки. Схема 2
Вариант оформления карточки личной картотеки
Как видно из схемы, на лицевой стороне карточки дается: • библиографическое описание книги: фамилия, имя, отчество автора, название и где издана книга, издательство, год, издания, количество страниц и • к какой области человеческого знания относится; • на занятиях по каким учебным дисциплинам можно использовать. На обратной стороне карточки после прочтения или просмотра книги отмечается: • название разделов и параграфов; • основные проблемы, которые в ней раскрываются. Таким образом, овладение рациональными приемами поиска необходимой учебной, научной, методической литературы, правильное пользование каталогами, ведение собственной картотеки позволяют студенту умело ориентироваться в большом потоке учебной информации, своевременно подбирать к учебным занятиям соответствующий материал. Однако найти нужную статью или книгу – это только одна проблема профессиональной подготовки студента. Другая заключается в том, чтобы суметь быстро прочитать и осмыслить содержащуюся в них информацию.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |