Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика поиска необходимой учебной и научной литературы




Изменение курса доллара по отношению к рублю (1995 г.)

 

       
     
   
 
На 5.02 На 5.03 На 5.04 На 5.05

 

в) для изображения различных вариантов решения задачи. Один вариант реше­ния пишется одним цветом, а второй вариант – другим. Другим цветом можно писать не весь второй вариант, а только то, что отличает его от первого.

При использовании разных способов работы с цветом не следует употреблять большое количество цветов. Достаточно трех, максимум – четырех. При­менение цвета дает небольшое ускорение записи, но оно позволяет значитель­но улучшить восприятие и запоминание конспекта.

Таким образом, возможности скоростного конспектирования лекций заклю­чаются в том, что рассмотренные способы и приемы позволяют.

во-первых, уменьшить время на запись слов, словосочетаний и фраз, а за счет этого законспектировать больший объем учебной информации;

во-вторых, осмыслить новую учебную информацию уже в ходе лекции, ло­гически стройно ее записать и выиграть время на чтении и запоминании лекци­онного материала;

в-третьих, ярко, наглядно, оформить конспект и тем самым сократить время на подготовку к зачетам и экзаменам.

Обобщая все сказанное, можно сформулировать краткие мето­дические рекомендации по освоению техники скоростного конспек­тирования лекции:

1. Творчески и внимательно продумайте собственную индивидуальную сис­тему сокращения слов, их обозначений, записи фраз, выделения текста. Акку­ратно запишите ее на Отдельном плотном листе бумаги или в записной книжке и используйте в качестве шпаргалки во время тренировок.

2. Хорошо запомните выработанную систему и постепенно вводите ее в
практику конспектирования. Сначала при изучении печатных источников, а затем, по мере освоения, и в ходе лекций. Если какие-то сокращения, обозначения, символы запоминаются с трудом или могут толковаться неоднозначно – усовершенствуйте их.

3. Обязательно дорабатывайте конспект, написанный в ходе лекции. Не все­гда удается хорошо записать то, что сказал преподаватель, что-то нужно выпи­сать и из учебника. Психологи предупреждают: 70% услышанной человеком информации забывается в первые 10 часов. Поэтому, помните: конспект должен быть доработан в тот день, в который прочитана лекция.

 

 

Одним из условий успешного обучения в институте является умение студентов быстро подобрать соответствующую литературу для вы­полнения учебных заданий и научной работы. Самостоятельный подбор литературы осуществляется при подготовке к семинарским, практиче­ским занятиям, при написании контрольных курсовых, дипломных работ, научных рефератов. Как найти необходимые книги и статьи по заинте­ресовавшей Вас проблеме? Существует несколько способов определения списка необходимой литературы:

Во-первых, в программах учебных дисциплин, выдаваемых студентам в начале каждого учебного года, приводится список литературы, которую рекомендуется изучить по соответствующей теме или разделу учебной дисциплины.

Во-вторых, в большинстве учебников и книг делаются ссылки, сноски на другие литературные источники, приводится список литературы по раскрываемой в книге проблеме.

В-третьих, наиболее полный список литературы по соответствующей пробле­ме имеется в диссертациях. Сами диссертации хранятся в диссертационном зале Российской Государственной библиотеки.

В-четвертых, поиску необходимой литературы существенно помогут различ­ного рода библиографические указатели и пособия. Основные среди них:

- «Книжная летопись», которая издается начиная с 1907 года. Она выходит 52 раза а год в виде основного и дополнительного выпусков. В основном выпуске ука­зываются книги, монографии брошюры, рекомендованные для широкого распро­странения, а в дополнительных – методическая и специальная литература;

- «Ежегодник книги»: издается с 1927 года, ранее назывался «Ежегодник книги СССР». Он содержит сведения о книгах и брошюрах вышедших в течение года;

- «Летопись журнальных статей»: издается с 1926 года еженедельно и учиты­вает в систематическом порядке публикации в научных, литературно-художественных журналах, трудах, ученых записках, а выборочно – из научно-популярных, массовых изданий.

- «Летопись рецензий», издается с 1935 года ежемесячно. Отражает рецензии в журналах и газетах на отечественные и зарубежные издания;

- «Летопись газетных статей»: издается с 1936 года еженедельно и описы­вает наиболее Важные публикации в центральных газетах;

- «Книжное обозрение» – еженедельная газета, сообщает оперативные сведе­ния об издаваемых в данное время книгах, брошюрах, научного, учебного, худо­жественного и другого характера;

- Библиографические издания Института научной информации по общест­венным наукам (ИНИОН): библиографические указатели, реферативный журнал и аналитические обзоры. Библиографические указатели, например, содержат све­дения о новой литературе по социальным и гуманитарным наукам. Выпускается несколько серий: «Экономика», «Философия и социология», «Государство и пра­во», «Религиоведение» и др.

В-пятых, в последних номерах, журналов вошедших в том или ином году пуб­ликуется перечень всех статей, опубликованных в данном издании в течение года. Существуют и другие библиографические указатели, сборники, которые помогут студентам подобрать интересующую их литературу. При этом важно точно и без ошибок переписать в тетрадь или на карточку фамилию и инициалы автора, пол­ное название книги или статьи, где издана, издательство, год издания, количество страниц (в том числе и номер журнала, страницы, на которых опубликована ста­тья).

Со списком подобранной литературы студенты приходят в библиотеку. Основ­ными библиотеками, которыми чаще всего пользуются студенты, являются: Пермская областная универсальная библиотека им. А.М. Горь­кого (ул. Ленина, дом 70, тел. 233-41-89), Пермская областная детская библиотека (ул. Сибирская, дом 11, тел. 212-49-74), а также Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (ул. Коммунистическая, 25, тел. 212-14-14).

Прежде чем попросить необходимую книгу или журнал у работников библиоте­ки, необходимо убедиться в том, имеются ли они в книжном фонде. Для этого сле­дует обратиться к каталогу. В крупных библиотеках созданы специальные залы каталогов. Во всех библиотеках существует, как правило, два каталога: алфавит­ный и систематический. Если студенту известен автор книги или название (в слу­чае, когда автор книги не указан), то он обращается к алфавитному каталогу. Пра­вила пользования им достаточно просты. Надо только помнить, что:

карточки расставлены в порядке фамилий авторов и названий книг независи­мо от их содержания. Если первые слова или слоги совпадают, то карточки рас­ставляются по второму слогу или слову. Если они тоже совпадают, то тогда по третьему и т.д.;

если книга написана коллективом из четырех и более авторов, то ее надо ис­кать по названию;

карточки на авторов-однофамильцев располагаются в порядке их инициалов, а на авторов с двойными фамилиями (например, Сорока-Росинский) – после авто­ров с одной фамилией;

если автором написано достаточно много книг, то сначала располагаются карточки с описанием полных собраний сочинений, потом отдельных работ, затем избранных сочинений в алфавитном порядке по названиям. Карточки на разные издания одной и той же книги стоят в обратно-хронологическом порядке (сначала – последние издания, затем – предшествующие)

карточки с описанием изданий правительственных органов и учреждений сто­ят в прямо хронологическом порядке.

Алфавитный каталог поможет найти нужную литературу и в том случае, когда студент не знает названия необходимой книги, но знает фамилию автора, занимающегося исследованием интересующей его проблемы, В данном случае необ­ходимо просто посмотреть все публикации этого автора.

Если студенту предстоит подобрать литературу по определенной проблеме, теме реферата, доклада, курсовой работе, то необходимо воспользоваться сис­тематическим каталогом. Систематический каталог дает сведения о том, что напи­сано по той или иной проблеме, раскрывает взаимосвязи различных отраслей зна­ния, их логическую последовательность, облегчает поиск литературы по смежным вопросам. Для систематического каталога методика поиска литературы несколько иная.

Лучше всего начать пользование систематическим каталогом с алфавитно-предметного указателя (АПУ). В крупных библиотеках – это несколько шкафов.

АПУ облегчает студенту поиск нужного отдела каталога, в котором сосредото­чены карточки с описанием произведений по интересующему его вопросу. Он со­держит перечень рубрик – наименование предметов, отраслей знания, дисциплин, тем, процессов, имен, территорий и т.п., расположенных в порядке строгого ал­фавита, и имеет форму картотеки, где каждое отдельное наименование записано в левой стороне карточки, а справа указаны индексы тех делений каталога, где собраны карточки с описанием литературы по данной проблеме. АПУ служит так­же средством установления связей различных аспектов одной проблемы, литера­тура по которой в каталоге рассредоточена.

Последовательность работы с систематическим каталогом может быть сле­дующая:

обозначить предмет поиска литературы словом или словосочетанием. Например, «содержание образования». Найти данный термин в алфавитно-предметном указателе. Выписать индекс отдела или отделов каталога, в которых расположены карточки с описанием нужной литературы.

по данному индексу найти, соответствующие ящики с карточками и выписать литературу.

если в АПУ не оказалось искомого термина, то следует предмет поиска обо­значить более широким понятием (например, «образование») и повторить после­довательность поиска.

После того как найдена карточка с требуемой литературой, необходимо сде­лать выписку и правильно оформить заявку. Выписки из систематического или алфавитного каталога можно делать в тетради или на карточках. Для заполнения бланка заявки (они, как правило, хранятся свободно на столах библиотеки в соот­ветствующих подставках) важно правильно списать с каталожной карточки все необходимые данные о найденной книге или брошюре. Особое внимание обра­тить на шифр, под которым данная книга располагается на полках библиотеки. Без его указания работник библиотеки не сможет найти нужную книгу.

Некоторые студенты допускают ошибку, когда заполняют заявку на книгу непо­средственно с каталожной карточки. Поданные студентом заявки не возвращают­ся, и в случае, когда книги в библиотеке не оказалось (выдана, на реставрации или по другой причине), в следующий раз придется повторно искать в каталоге соот­ветствующую карточку и вновь делать выписки.

Если нужной студенту книги нет в фонде библиотеки, то ее можно заказать в другой библиотеке через межбиблиотечный абонемент (МБА). Организацию, со­держание и порядок работы МБА определяет ГОСТ 7.31-81 «Единая государст­венная система межбиблиотечного абонемента».

Опыт многих студентов свидетельствует о том, что важным элементом культу­ры учебной деятельности является умение не только находить, но и накапливать, систематизировать источники информации. Для этого можно вести личные карто­теки. Практика показывает, что те студенты, которые ведут личную картотеку, пла­номерно накапливают в ней информацию, в последующем значительно экономят время на поиск литературы и имеют возможность более рационально организо­вать свою самостоятельную работу. Велико значение такой картотеки и в после­дующей профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.

Эффективному использованию личной картотеки, систематическому накопле­нию, учету и поиску необходимой информации способствует умение правильно оформить сами карточки. На схеме 2 показан вариант оформления карточки лич­ной картотеки.

Схема 2

 

Вариант оформления карточки личной картотеки

 

  лицевая сторона карточки  
Область знания ШВАЛЬБЕ Бербель, ШВАЛЬБЕ Хайнц Личность, карьера, успех: Пер. с нем. – М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993. – 240 с. Учебная дисциплина
Психология Экономика Психология
  обратная сторона карточки  
1. Многогранность человеческой личности 2. Понятие «успех» 3. Развитие личности 4. Аутогенный менеджмент 5. Качество руководства и успех 6. Искусство выражать свои мысли 7. Планирование карьеры и делового успеха

 

Как видно из схемы, на лицевой стороне карточки дается:

• библиографическое описание книги: фамилия, имя, отчество автора, название и где издана книга, издательство, год, издания, количество страниц и
др.;

• к какой области человеческого знания относится;

• на занятиях по каким учебным дисциплинам можно использовать.

На обратной стороне карточки после прочтения или просмотра книги отмеча­ется:

• название разделов и параграфов;

• основные проблемы, которые в ней раскрываются.

Таким образом, овладение рациональными приемами поиска необходимой учебной, научной, методической литературы, правильное пользование катало­гами, ведение собственной картотеки позволяют студенту умело ориентиро­ваться в большом потоке учебной информации, своевременно подбирать к учебным занятиям соответствующий материал. Однако найти нужную статью или книгу – это только одна проблема профессиональной подготовки студента. Другая заключается в том, чтобы суметь быстро прочитать и осмыслить содер­жащуюся в них информацию.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.