Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Живопись




В первом разделе представлены знаковые произведения живописи, обладающие формальным совершенством и глубиной экзистенциальных и общественных поисков.

Отбор живописных полотен осуществлялся в музеях, частных галереях и мастерских художника. Методы работы непосредственно с подлинником помогли достичь искомой степени активного познания художественного материала. Скрупулезный анализ позволил не только очертить круг общих историко-культурных проблем, но благодаря остроте восприятия создать насыщенные словесные описания, приближающие зрителя к осознанному и прочувствованному пониманию художественного памятника.

В альбом были включены как признанные произведения казахских живописцев, так и работы, которым в советское время не было уделено достаточно внимания. Актуальные запросы современности потребовали более пристального внимания к художественным формам, в которых поднимались вопросы индивидуального бытия, отдельной личности. Такие камерные вещи сегодня не уступают по своей глубине и значимости масштабным полотнам прошлого на общественную тематику. Преимущественно это относится к пейзажной живописи и натюрморту, которые в иерархии жанров социалистического реализма занимали самые низкие позиции.

В результате тщательного отбора и профессионального анализа были подготовлены искусствоведческие аналитические материалы, связанные с описанием и изучением избранных произведений старейших казахских художников: Н.Хлудова, А.Кастеева, А.Исмаилова, У.Тансыкбаева, А.Риттиха. Работы этих мастеров открывают страницы истории живописи Казахстана. Каждый из них шел в своем направлении, будь то академический вектор А.Риттиха, этнографический реализм Н.Хлудова или отражение космоса национального пейзажа в панорамных видах А.Кастеева, А.Исмаилова и У.Тансыкбаева. Их творчество стало фундаментом для последующих поисков живописцев Казахстана.

Наследие А.Черкасского и Б.Урманче позволило осознать те сложные живописные задачи, которые ставили перед собой эти мастера. Их произведения отличаются удивительной восприимчивостью к красоте, умением передать струящуюся живописную субстанцию предметов, трепет и изменчивость мира.

В книгу-альбом вошли произведения тех художников, творчество которых не вызывало широкого резонанса при жизни, в той степени, в какой оно заслуживает соразмерно их таланту и одарённости. Многие репрессированные художники – В.Теляковский, В.Эйферт, Л.Брюммер – раскрываются во всей полноте своего мастерства.

Художественное «освоение» Казахстана, которое проделали М.Кенбаев, К.Тельжанов, Р.Сахи, К.Шаяхметов, позволило передать дух национальной культуры. Их творчество связано с обретением невиданно свободной манеры письма, метафорически-образным раскрытием тем, посвященных казахскому быту и обычаям. Поиск обобщенных, символически емких сюжетов и соответствующих трактовок характерен для работ этих живописца. В них знание жизни народа перекликается с осознанием этой жизни по традиционным, мифопоэтическим параметрам.

Динамизм восприятия этой плеяды мастеров, точная фиксация внешнего мира сменились тягой к выплеску внутренних переживаний в стихии творчества Ж.Шарденова или стремлением к более замедленному ритму, устойчивым формам бытия в живописи С.Мамбеева.

Важной частью исследования стала презентация казахского пейзажа. Наряду с пейзажными картинами первопроходцев изобразительного искусства Казахстана были исследованы блестящие и проникновенные образы природы пейзажистов следующего поколения – А.Степанова, Ж.Шарденова, Л.Брюммера, Г.Мезенцева, В.Эйферта, Г.Чернощекова. Каждый из них, избирая объектом вдохновенного изучения ландшафты близких по географии или душевному складу мест, внес свою лепту в становлении казахской пейзажной школы.

Анализ картин известных мастеров 60-70-х годов прошлого столетия – С.Айтбаева, Т.Тогусбаева, А.Жусупова, Ш.Сариева, Б.Табиева, А.Сыдыханова – проведен через оптику общественного пафоса, исповедуемого художниками, социальной значимости их произведений. Это поколение, ставшее для истории казахского изобразительного искусства знаковым поколением, внесло осознанное понятие поисков национального стиля, трансформации самого феномена живописного языка в русле традиционно народных, национальных мировоззренческих критериев и художественных стереотипов.

Женщины-художницы Казахстана внесли огромный вклад в развитие казахского искусства. Героини портретов и предметное окружение натюрмортов М.Лизогуб, О.Кужеленко, Э.Бабад, Г.Исмаиловой А.Галимбаевой обладают собственной неповторимой аурой. В натюрмортах художницы смогли соединить жизнь «мертвой натуры» с биением повседневной жизни, использовать багаж народного творчества и продемонстрировать великолепное владение оркестровой цветовых звучаний. Новое поколение женщин-художниц достойно представлено работами Е.Бейсембиновой и З.Тусиповой, привнесших в описание предметного мира нерв нюансированного и сложного мирочувствования современного человека и свободную силу, импровизационность, свойственные казахской культурной традиции.

Работы мастеров конца ХХ века – К.Муллашева, А.Аканаева, К.Дуйсенбаева, Р.Хальфина, Ж.Кайрамбаева, К.Ахметжана, Е.Тулепбая, Б.Бапишева, М.Бекеева ­в книге-альбоме рассматриваются как примеры сложных, многообразных процессов экзистенциального поиска, влияния мировых художественных традиций, ломки стереотипов, неустанного формотворчеством.

Важным результатом разработанной концептуальной программы сборника явилось сочетание монографического и исторического подходов, не нарушающих общей целостности проекта. В творчестве отдельного значимого художника преломляются сущностные факторы и предопределяются дальнейшие пути общего художественного процесса. Поэтому для воссоздания целостной картины развития национальной школы, важно было представить их творчество в большем объеме. К примеру, творчество А.Кастеева, У.Тансыкбаева, представлено четырьмя работами. Произведения К.Тельжанова – тремя полотнами, многих крупных мастеров – А.Исмаилова, А.Черкасского, С.Мамбеева, М.Кенбаева, С.Айтбаева – включены в проект в количестве двух произведений.

Теоретическое осмысление вопросов преемственности и традиции в разрезе самобытности изобразительной стилистики, художественной формы и художественного образа позволили на примере шедевров изобразительного искусства Казахстана репрезентировать основные контуры общенациональной идеи, которая в первую очередь связана с осознанием своего особого исторического пути, своей культурной самобытности.

 

 

Николай Хлудов (1850 – 1935)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.