Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мальчик на быке. 1907




Н.Хлудов приезжает в Казахстан почти 30-летним человеком. Уже в этот период он хорошо знаком с искусством русской реалистической школы, увлечён ею, но, скорее, как любитель. Диапазон его профессиональных притязаний широк: замечательный этнограф, неутомимый и любознательный исследователь-географ, талантливый и трудолюбивый учёный и путешественник – всё выдаёт в нём натуру неуёмную, деятельную, романтичную. В Казахстане он становится членом Туркестанского кружка любителей археологии, учредителем Семиреченского отделения Русского Географического общества, участвует в многочисленных экспедициях, позволяющих ему узнать и изучить новые экзотичные ландшафты, национальные обычаи, костюмы. Главный пафос его живописи – это радость первооткрывателя, встретившегося с прекрасным и удивительным миром. Природа Казахстана, ее богатство и разнообразие воодушевляли Н.Хлудова, наполняли душу восторгом, отблеск которого чувствуется в каждом произведении мастера.

Живопись Н.Хлудова носит камерный, интимный характер. Искренность, простодушие и яркость чувств художника, влюбившегося в этот край и служению которому он посвятил свою жизнь, составляют главный пафос его творчества.

Работа «Мальчик на быке» написана в самый плодотворный период в жизни Хлудова-живописца, и, несмотря на малый формат, относится к лучшим произведениям художника. 1900-1920-е годы – время его творческой зрелости, когда накопленный разнообразнейший натурный материал позволил художнику качественно изменить характер живописи от конкретно-детализированного к обобщённо-образному. В этом произведении присутствует свежесть и лёгкость исполнения, характерные обычно для пленэрных работ мастера. Композиционный и колористический строй картины: простота и ясность, уравновешенность и убедительность в передаче деталей, точность цветового решения, понимаемая как обязательное сходство с натурой, свидетельствуют о том, что Н.Хлудов был знаком с академическими основами живописи. Этюдные работы, к которым относится и «Мальчик на быке», написанные быстро, выглядят убедительнее и интереснее «сочинённых» композиций. Это происходит оттого, что Н.Хлудов больше чувствовал, чем знал теоретические законы живописи. Постижение окружающего мира не столько научным, рациональным, сколько эмоциональным, эмпирическим способом привело к появлению искренних, прочувствованных, но, нередко, наивных произведений. Природа обращения к методам наивного или примитивного искусства в творчестве Н.Хлудова лишь отчасти была обусловлена отсутствием (или недостаточной степенью) художественного образования. Главным образом это было связано с его личностным становлением в мире искусства. Следует обратить внимание на неизменно малый формат его работ, на тонкую кисть. Его картины как бы собраны из очень мелких деталей, прописанных с большой степенью завершённости.

Композиционная структура многих произведений Н.Хлудова, в том числе и «Мальчик на быке», имеет сходство с приёмами, так называемых, народных картинок. Лубочное начало проглядывает не только в особой манере организации живописного пространства: в выраженной уплощённости (как следствие – упрощённости) и фрагментарности изображаемого, в умении видеть каждый предмет отдельно, увлекаясь конкретной формой, прописывать его как бы на фоне, не вписывая в общее пространство картины. Но главное, что объединяет народные картинки и полотна Хлудова – это их общая «проникновенность и восторженность» [1, с.29]. Любое произведение Хлудова – это, прежде всего, фрагмент природы, органично существующий в собственной обособленной форме, как и лубочная картинка.

Об ощутимой связи с лубком свидетельствует и колорит его работ, построенный на мягких, сближенных, «натуральных» сочетаниях, стремящихся как можно точнее соответствовать природе в её реалистическом понимании. Такая своеобразная художественная дескрипция «простодушной убедительности» характерна для искусства лубка и живописи Н.Хлудова [2, с.21]. Позднее это хлудовское стремление к упорядоченному живописному изложению, к нарративному разъяснению ярко проявится в живописной манере А.Кастеева.

Внешне статичная композиция «Мальчика на быке», полна живых эмоций, которые одушевляют образ. Мальчик и молодой бычок, неспешно шествуя по своему маршруту, вдруг остановились внезапно и с любопытством смотрят на художника-зрителя. Этот взаимный интерес полон симпатии и искренности. В крохотном формате картины уместилось многое – и бескрайность казахской степи и открытость, приветливость, доброжелательность казахского национального характера, который хорошо знал, чувствовал и любил Н.Хлудов. С любовью и симпатией прописан главный герой – вполне уже самостоятельный и смелый мужчина, несмотря на свой юный возраст и хрупкое телосложение. Зоркий взгляд художника точно подмечает и фиксирует детали: заострённо-худенькие плечи мальчика, босые ноги, простую упряжь, но вместе с тем – гордую (если не сказать величавую) посадку головы с высокой линией подбородка, прямую спину. Образ мальчика на быке просто источает уверенность и спокойствие.

Полотно «Мальчик на быке», несмотря на миниатюрный формат, пронизано воздухом, солнцем. Степной простор в пространстве этой картины является важной составляющей художественного образа. В этюдных формах обычно исключается задача передачи глобальных смыслов, но в этой картине Н.Г.Хлудова содержатся важнейшие качества большого произведения. В этом цельном, сбалансированном композиционно и колористически, полотне перед нами возникает картина мира- дома.

1. Балдина О. Русские народные картинки. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 208 с.

2. Русский лубок. Редактор и составитель Стацинский В., автор вступительной статьи Кузьмин Н. – М.: Правда, 1970. – 72 с.

 

Абылхан Кастеев (1904 – 1973)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.