КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доение кобылиц. 1936
Одно из ранних произведений Абылхана Кастеева, основоположника национальной художественной школы, помогает понять особенности мировидения мастера. На долю первых художников Казахстана выпала миссия, связанная с живописным освоением национальной картины мира, воссозданием нового пространства во всех измерениях. А.Кастеев в этом пейзаже демонстрирует всеобъемлющее эпическое созерцание. Живописец смотрит на родной мир в двойном ракурсе. С одной стороны, как художник, ориентирующийся на реалистическую русскую живопись и воспроизводящий конкретные приметы той или иной местности. Одновременно он показывает «свое» пространство, опираясь на совершенно иные традиции и корни, переиначивающие пейзаж согласно мифологической модели восприятия мира. Используя предварительные зарисовки, художник воспроизводит остро подмеченную сценку доения кобылиц, а фоном делает грандиозную панораму, которую, находясь в точке наблюдения за происходящим на первом плане, мы не сможем увидеть. Мастер часто пользовался этим приемом соединения выхваченного из будней казахского аула фрагмента и сочиненного пейзажа. Фризовые композиции – лошади и люди, юрты и небо – располагаются ярусами одна над другой и все вместе образуют единую модель мироздания. Дальний пейзаж в отличие от непосредственно увиденного мотива лишается всего случайного и строится по законам гармонического равновесия и общей символической функции. Ровная цепочка юрт и повторяющийся орнаментальный завиток облаков слагаются в некий небесный узор, заставляя воспринимать пейзаж как «картину в картине», которая построена по собственным законам и носит более условный, декоративный характер. Художник не был погружен в быт, не склонен был писать со вкусом сделанные живописные сценки из народной жизни. Любая трудовая деятельность у Кастеева приравнивается к масштабным событиям, лишенным бытовой подоплеки. Повседневные хлопоты людей на переднем плане явлены сквозь призму ритуальных жестов. Женщина доит лошадей с торжественной сосредоточенностью участницы сотворения мира. Общее состояние созерцательности и погруженности в тишину отвергает сиюминутность, точную временную характеристику. Аульный уклад приобретает возвышенно-наивный характер идиллии, ностальгии по золотому веку. Кастеев, «монтируя» реальные впечатления вместе с идеальными видами, тяготел к передаче общего ритуального состояния в полотне. Напоминание о привычных природных ритмах, обращение к почвенным слоям, проговаривание заветных истин, связанных с родным очагом и гармоничным существованием человека в жизненном потоке, давало толчок к дальнейшему процессу осознания собственной национальной значимости и самоутверждения. Абылхан Кастеев (1904 – 1973)
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |