Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Колхозный пейзаж. 1958




Полотно «Колхозный пейзаж» стоит в одном ряду с произведениями советских художников на официальную тему. В данном случае это хлопковое поле среди горной гряды трактованное, как цветущая земля, где человек занят сбором урожая.

Тему труда У.Тансыкбаев трактует как частное явление, как естественное жизненное пространство, в то время как сама Природа - это сакральное эпическое явление. Претворение соцреализма как генерального направления в советском искусстве находит свой отклик именно в таково рода произведениях, где тема труда, тема природы на поверхностный взгляд соответствуют духу советской идеологии. Вероятно, художник действительно искренне верит социалистическим лозунгам власти страны Советов, верит в грядущие счастливые дни, и понимает, что труд крестьян всегда был на этой земле лишь непременной частью в ее существовании.

Главное действующее лицо произведения – пейзаж, с оттенками романтического звучания, с оттенками поэтического восхищения перед ее панорамой, перед перспективными далями ее глубин, что уходят, переливаясь всеми тональными перепадами за горизонт.

Как и свойственно национальному характеру, земля воспринимается безграничной, просторной, широкой, где много воздуха, много солнца и, где человек ощущает ее царственное величие. Когда из городской среды вдруг оказаться один на один с природой, в ее почти первозданном, первородном виде, тогда человек собственной кожей ощущает, кто же здесь хозяин положения. В то время как в искусстве соцреализма надо было выразить иную, совершенно противоположную мысль: мысль о превосходстве человека над природой.

У.Тансыкбаев тему труда вписывал, вплетал в природную среду, где не могло быть и речи о доминировании людей - органичность крестьянского бытия возможна была только в его традиционной хозяйственной деятельности. Не было в этом ничего героического, это повседневность, другое дело - сакрализация процесса труда, желание наделить и наполнить его особым отношением. Такой подход бытовал в традиционных культурах многих народов. Требования советской идеологии ничего существенно не изменили в отношении художника к данной проблеме: взаимоотношениях человека и земли. Земля всегда была выше, шире и могущественней, человек только добывал своим трудом хлеб насущный, непременно благодаря при том природу матери земли. Все это прочитывается в пейзажах У.Тансыкбаева. Идиллии сельской жизни здесь нет – есть органичность присутствия человека в этой среде.

Сбор урожая у многих народов сопровождал приподнятый праздничный настрой. Праздники урожая традиционны для человечества, советская идеология стремится использовать в своих целях, устоявшиеся в народной культуре формы отношения к результатам своей хозяйственной деятельности.

Праздничности нет в полотне художника, хлопок, созревший и собираемый людьми, только некая деталь в пространстве пейзажа, в целом ощущение обыденности происходящего не покидает зрителя. Слишком прозаичен эпизод со сбором хлопка, нет в нем никаких следов «битвы» за урожай, зато есть чувство монументальной мощи от общего колористического строя пейзажа.

Присутствие человека отражено в изображении проселочной дороги, разделяющей хлопковые поля, изгибы которой «убегают» в глубь пространства, свидетельствуя о его масштабах. Собственно дорога, извивающаяся в самой середине картинной плоскости, больше говорит о человеке, чем те несколько фигур, что заняты сбором этого урожая. Труд очень тяжелый, людей немного, а поле большое и сбор только начинает набирать обороты.

Присутствие человека видно и в образах одноэтажных построек, что, как правило, рассыпаны в таких местах на больших расстояниях друг от друга, и где часто располагались общественно-хозяйственные объекты колхозов. Само название «Колхозный пейзаж» - больше реверанс в сторону официальных требований времени, чем желание исполнить заказ в нужном русле. Поле засеяно, на нем выращен урожай, но для окружающего мира - пейзажа, это только мимолетный эпизод.

Пейзаж конкретен, он взят с натуры, такие уголки и сегодня восхищают человека своей поэтической красотой, по - разному воспринимаясь в разные времена суток. Сиреневые, сине-голубые переливы дальнего плана, охра земли, зелень и вода небольшой, но бурной горной речки – все очень точно фиксирует характерные черты родных просторов. Природа восхищает художника, патриотические чувства которого напрямую проецируются на понятия родная земля и Родина.

Романтическая приподнятость возникает в общем строе композиции. Хлопок белой пушистой подушкой частично собран, но не он здесь воспевается мастером, эпическое пространство поглощает, вбирает в себя ежедневные мелкие, с позиции ее вечного покоя, события, пусть и связанные с жизнью самого человека. Восточные культуры никогда не противопоставляли себя стихиям природы, сознание сопричастности возможно, но не горделивого превосходства. У.Тансыкбаев утверждает обратное – превосходство мира природы, ее романтический дух окутывает человечество и дает средства не только просто жить, но и парить в ней.

Урал Тансыкбаев (1904 – 1974)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.