Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Портрет С. Калмыкова. 1946




Портрет художника Сергея Калмыкова написан в годы жесткого политического и социального давления на искусство Казахстана. Навязываемые каноны социалистического реализма получили свое преломление и в области портрета. Все, что выходило за пределы общественного существования человека как винтика системы, не представляло никакого интереса. В тоталитарном государстве важны были только внешние регалии в качестве «героя социалистического труда», «лауреата сталинской премии», «заслуженного деятеля», «видного общественного деятеля» и т.п. Господство столь узкого использования богатейшего материала человеческих судеб, жизненных коллизий и выстраданного огромного опыта было подавляющим.

Маска исчезала, когда художник писал близких по духу людей и стремился отразить неповторимое выражение, любимую черту, найти такую декорацию, чтобы лик существовал в собственном пространстве. В этом случае можно было безбоязненно импровизировать в рамках канона, окрашивать образ в психологические тона. Художник получал право отразить становление характера, свободный строй личности, открытой ожиданиям и предчувствиям. Показать еще не скованное маской непосредственное выражение эмоций.

Избранный нами портрет – блестящий пример именно такой интерпретации героя. Л.Леонтьев обратился здесь к торжественной схеме изображения Творца в окружении созданных им произведений, в костюме, с орденом. Однако привычная иконографическая схема близкого к парадному портрета преображается за счет того, что художник вносит дополнительную ноту, элемент случайного взгляда, обозначив пространство картины как произвольно выхваченный фрагмент мастерской С.Калмыкова, заполненной картинами, которых так много, что они «лезут» в «кадр». Этот прием позволил портретисту наглядно выявить основной стержень творческой стратегии портретируемого. С.Калмыков, по своему собственному признанию, не признавал завершенности, так как постоянная потребность свежих впечатлений побуждала его браться за новые зарисовки, оставив в стороне прежние.

Подвижность натуры художника, постоянная готовность к изменению взгляда на мир (от обыденного до космического), к резким переменам в настроении отражены Л.Леонтьевым в самой композиции.

Поза модели динамична, лицо обладает необыкновенной живостью. Взгляд живописца ловит в бесконечности какие-то неведомые знаки и оценивает свой «улов» с помощью своих, только ему известных масштабных критериев. Потрясающая восприимчивость С.Калмыкова к множеству явлений: к разнообразным художественным стилистикам, к свойствам души незнакомых людей, к красочным сочетаниям, – позволяла ему выхватывать из проносящегося перед его взором вихря образов самые острые и ослепительные.

Немногословный, но чрезвычайно точный рассказ о мастере, который ведет Л.Леонтьев, постепенно раскрывает зрителю сложный и трудный дар, который достался герою его портрета.

 

Баки Урманче (1897 – 1990)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.