Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Песнь чабана. 1955




 

Картина М.Кенбаева «Песнь чабана» с удивительной живописной тонкостью представляет сцену из традиционной жизни казахского кочевья. В ней оживает ощущение гармонии степной жизни и потребность объединить в единую мелодию эмоции человека и окружающей его природы. Эти принципы вплетены в художественную ткань полотна, вписаны в композиционную структуру, вживлены в колорит полотна.

Широко и вольготно раскинулась степь в фризовом пространстве произведения. Разнообразнейшие оттенки степной растительности приглушены мягким вечерним освещением, белесоватое небо почти сливается со степью, а ровная линия горизонта вно­сит завершающее равновесие в композицию и покой в настроение полотна. Темным, но не контрастным пятном возникает в уравновешенном колорите, сближенных по цвету красок степи и неба, фигура чабана. Нет в этой симфо­нии цвета и линий ни единой ноты, что может нарушить баланс, нет повода для возникновения диссонанса в душе, живущей в унисон с природой.

Ощущение слияния человека с природой возникает в самом сюжете, запе­чатлевшем чабана, окидывающего взглядом свое бредущее по степи стадо и свою бес­конечную, расстилающуюся до горизонта степь. Это чувство родства и даже тождества двух основных героев жизни - природы и человека подкрепляется цветовым и пластическим строем полотна, где человек словно соткан из сгу­стившихся красок растительного и животного мира, сотворен в живописи, как и в природе из ее же изначальных материалов.

Потребность не просто привести к единой гармонии среду картины, не только уравновесить ее изобразительный и духовный контекст, но претво­рить во всем комплексе выразительных средств первичное родство, органич­ное единство природы и человека пронизывает картину. Сливается в абсо­лютно доверительный, предельно сближающий и сокровенный диалог между человеком и природой, где чувства чабана и без вербального высказывания оказываются понятыми родной степью, всем своим существом возвращающей ему неж­ность и теплоту отношения.

Особенно тонко эмоциональное состояние пере­дано через колорит, серебристо-серый, тяготеющий к сближению тонов и нюансов цвета. Разнообразнейшие оттенки присутствуют, но ни один не до­минирует. Тончайшей разработкой близких нюансов, М.Кенбаев создает еди­ную гамму, передающую своеобразную прозрачность и одновременно плот­ность степного воздуха, где словно зависли запахи разнотравья, полынные ароматы и тонкая пыль, поднимаемая стадом овец, где отразился цвет вы­цветшего от зноя неба.

Степь для кенбаевского чабана - это всеми фибрами души любимая Роди­на, для художника она еще и вечный символ, олицетворение ее духа, силы и самого факта существования во вселенной. Простой обыденный сюжет в по­добной трактовке открывает свою, озаренную высоким смыслом сущность, профанная жизнь вдруг, но в полном согласии с традицией, внезапно и остро смыкается с высшим смыслом, божественной и экзистенциальной за­дачей бытия. В картине, как в стихах, тонко понимавшего поэзию кочевий, психологию культуры номадов О.Мандельштама «все исчезает, остается - пространство, звезды и певец». Основные звенья мирозданья, триада, олицетворяющая продолжение жизни и культуры, абсолютизируется М.Кенбаевым в идеально едином образе чабана и казахской степи.

Повседневный и незамысловатый сюжет поднимается художником до бытийного уровня восстановлением в картине сопричастности малой частицы жизни - человека с подлинным величием мироздания. Подобное возведение единицы в сте­пень, сближение сегодняшнего дня с давним и первым днем творения стано­вится очередным проявлением вечной потребности традиционного мировоз­зрения уподобить нынешнее прошедшему, сблизить «сегодня» с «первона­чально», восстановить тем самым изначальное заданное творцом единство человека и природы, заключающее в себе гарантию продолжения жизни.

Герой М.Кенбаева - скорее созерцатель, традиционалист. Его чувства, пере­живания и внутренние и внешние, за редким исключением сдержанны, ин-тровертны. В них заключено тонкое сочетание возвышенности и камерности, потребность в равновесии этих двух начал. В то же время природа, степь в картинах художника - не просто тихая идиллия. В ней воплощен глобальный и жизненно необходимый смысл, отзвук определенного прагматизма народ­ной традиции. Результат этого слияния, близости человека с природой, об­ращения к ней в традиционной культуре кодирует реальные изменения в пользу человека - умножение скота, плодородие земли. Такая подсознатель­ная позиция М.Кенбаева в какой-то степени сродни магическому, ритуальному заклинанию, по-своему программирующему успех социуму и человеку.

Человек в творческой установке М.Кенбаева - не просто часть природы. Че­ловек по чувству и пониманию живописца, словно и есть сама природа, он - одно из ее бесчисленных, прекрасных и вечных проявлений. Это - одно из фундаментальных полаганий народного миропонимания становится не просто принципом, идеей в искусстве. Отражая, преломляя, трансформируя, и в итоге, снова и непрерывно решая ее в живо­писи, М.Кенбаев ведет «бесконечные поиски национального» в творчестве, поиски самого себя

 

Молдахмет Кенбаев (1925 – 1993)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.