Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Портрет И.Иткинда. 1959




А.Черкасский написал скульптора Исаака Иткинда глубоким стариком, мэтром, восседающим в ореоле славы и безмятежного величия. Точно схваченное сходство и пролепленность головы прекрасно соединились в картине со свободным живописным потоком, льющимся из под нетерпеливой и уверенной кисти автора.

В портрете художник не ставил во главу угла отражение характера и переживаний своего персонажа, а обратился к формальной стороне образа. Мастер не стремился к проникновению в человеческие глубины, не проявлял настойчивой серьезности в подходе к натуре. Живописная стихия полотна отвлекала его от всего остального. Он подключил свое блестящее умение легко и быстро заполнять холст тягучими красочными узорами для воссоздания облика удивительного творца. Художник смог добиться отражения пластической осязательности фигуры в концентрированной живописной формуле. Импровизационность, отталкивающаяся от бесконечных штудий натуры, стала главной чертой его творчества

Черкасский, видимо, отказался от замысла написать руки скульптора, потому полотно композиционно растянуто вниз. Однако в передаче белоснежного марева, метких красочных акцентов он оказывается на невиданной высоте.

Автор из множества разрозненных зрительных сигналов выбирает одно переживание, которое фиксирует с поразительной точностью и остротой. Поэтому его портреты, наполнены столь яростной жизненной энергией и мощной силой воздействия.

Старый мастер изображен полным внутреннего горения, сосредоточенности, готовой перейти в активное действие. Интенции скульптора, инсайтная напряженность, предчувствие художественного жеста переданы А.Черкасским в том же регистре мощной духовной «волны», отражающейся в самой живописной поверхности полотна.

А.Черкасский любил испанцев – Д.Веласкеса, Ф.Сурбарана. Фон на его полотнах оборачивается живительной воздушной средой, сотканной из тончайших валеров, наделяя выступавшие на нем лица особой подвижностью и изменчивостью.

Несмотря на желание полностью соответствовать канонам и выглядеть добропорядочным художником нашей советской действительности, «изжившим элементы формализма и экспрессионизма», Черкасский даже в пояснительных записках к заказным работам не мог удержаться от «оговорки», что в картине, посвященной современным стройкам, его «особо прельщает перламутрово-серебряная гамма», а не отражение социалистического строительства. Художник подобно своим моделям исповедовал артистизм, демонстрируя ошеломленной провинциальной общественности невиданную маэстрию.

Для становления живописной школы Казахстана появление таких мастеров как А.Черкасский было важной инъекцией живописности, стиля и понимания имманентных задач творчества.

Молдахмет Кенбаев (1925 – 1993)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.