Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Портрет М. Ауэзова. 1943




 

Благодаря деятельности Баки Урманче для нас сохранены лица деятелей культуры Казахстана прошлого века. Художник создал множество живописных и графических образов знаменитых актеров, музыкантов, певцов и писателей.

Б.Урманче иллюстрировал роман «Абай» М.Ауэзова, тесно общался с ним. Он не стремился, изображая знаменитостей, приблизить их к застывшим в вечности памятникам. В личности писателя художник нашел черты, отвечающие его представлениям о мастере, о глубинном экзистенциональном слое творческой личности.

Все это получило свое преломление в выборе особого ракурса на героя. Б.Урманче пропускает изображение через собственную рефлексию, через личный опыт. Возникает не свойственное парадному портрету обаяние частной жизни персонажа.

При строгой композиции, выверенности частей и целого, спокойной позе героя в полотне царит атмосфера подвижной и летучей духовной стихии. Мастера чрезвычайно привлекает передача многогранного душевного строя, артистического темперамента персонажа. В портрете наглядно просматривается особое, присущее картинам Б.Урманче чувство наполненности пространства жизненными соками. Он строит холст на тонком соотношении живописных масс, на взаимодействии дышащих упругих форм.

Б.Урманче намеренно акцентировал детскость писателя, вынося на обзор влажный взгляд, капризный изгиб мягких губ, нежность черт, словно подталкивая зрителя к постижению целого через характерную часть, маленькую, но значимую деталь. Общее элегическое состояние героя, мерцающие за его спиной голубовато-серые тона демонстрировали особый настрой, изысканность склада представителя творческой интеллигенции.

В портретных изображениях Б.Урманче ставил знак равенства между изображением человека и его окружением. Это свойство творческой манеры сближает ее с импрессионистическим видением.

Окружающий фон никогда не был нейтральным, выполняя функцию простого задника. Каждая деталь прописывалась с истинным воодушевлением и любовью к фактурным изыскам.

Холсты художника выдают быстроту и легкость исполнения. Он работал a la prima, стараясь передать струящуюся живописную субстанцию предметов. Б.Урманче часто упрекали за этюдность, неглубокую и быструю манеру. Однако при академической завершенности его портреты теряли бы тот жизненный нерв, который отличал их от остальных. Он упорно отодвигал навязываемые ему риторические приемы и, отказываясь от визуализации идеологем, продолжал ставить во главу угла непосредственное впечатление. Импрессионизм был для Б.Урманче внутренним стержнем, эта манера стала достойной формой для выражения его исконных устремлений. Он мыслил импрессионистически, ощущая пространство как некий хаос, находящийся в неустанном становлении. Импрессионизм Б.Урманче очень лиричный, иногда избыточно эмоциональный. В нем нет рассудочности, мало просчитанных эффектов. Мастер верил, что окружающий мир – это метафизическое бытие и глубокая религиозность художника счастливо совпали с наивной радостью постижения красоты.

Его портреты деятелей культуры очень нравились самим моделям: ведь ему всегда удавалось передать обаяние и внутренний напор личности. С героями своих произведений он вел духовный диалог в жизни и в творчестве. Ему были интересны простые чабаны и звездные персонажи. В каждом он сразу же видел ту искру таланта, одаренности, которая отличала их от остальных. Избранный Б.Урманче подход позволил в парадном портрете запечатлеть миг, в котором переплетались жизненные нити судьбы, удачи, истории. Благодаря этому в портретах Б.Урманче есть удивительная аура застывших кадров, которые удерживают прошлое и позволяют, словно прикоснувшись к нему, отчетливо ощутить непреодолимый разрыв с ним

Абрам Черкасский (1883 – 1967)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.