Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Портрет Шары Жиенкуловой. 1943




 

Шара Жиенкулова – легенда казахского танца, о необыкновенной красоте и пластике которой принято было говорить, снизив голос почти до шепота, как обычно бывает в разговоре о царских особах. Она и показана Баки Урманче как загадочная правительница. Так, наверное, выглядели Шемаханская царица и Шахерезада. Художник, конечно же, был пленен обаянием и нежной грацией танцовщицы. Однако это не помешало ему видеть в своей знаменитой модели лишь повод для множества экспериментов со светоносностью тона, с всплесками ярких красочных звучаний. Портрет Шары Жиенкуловой предстает как открытая каждому зрителю художественная лаборатория, в которой мастер пытается соединить свою извечную любовь к народному искусству и к замысловатым росчеркам арабской вязи с импрессионизмом.

Он утопил модель в складках пышной юбки, обрамил прекрасный белый лик нарядным кимешеком, «заковав» таким способом танцовщицу в ослепительную драгоценную оправу.

Б.Урманче садит героиню строго фронтально в средней части полотна, окружая ее коврами. Силуэт танцовщицы, изгиб согнутого колена, линия занавески повторяются в завитках ковра, висящего за спиной Шары ханум. Проекция фигуры тоже находит свою пластическую рифму в изображении цветов на бордюре. Даже складки платья Б.Урманче, с заботливостью народного умельца, распределил равномерно, в полном согласии с ковровым рисунком. Описанная устойчивая повторяемость абрисов, соотнесенность модели и разнообразного орнаментального окружения вводит портрет в лоно народного творчества с его симметрией, повторяемостью и плоскостностью.

Б.Урманче сознательно стремится к плоскости, к неподвижности фигуры. Он со всей дерзостью и силой таланта взялся показать истинный орнаментальный стиль в изобразительном искусстве. Для достижения этой цели он без колебаний отказывается от своего редкого дара нащупать, сразу и точно, индивидуальную неповторимость героя, выигрышно показать все достоинства модели.

Стать и пластика Шары ханум, ее внутренний склад и красота отходят на второй план. Главным для живописца становится творческое претворение прекрасной фигуры в узор, в деталь царствующего на полотне орнамента.

Всепоглощающая тяга к орнаментальности не приводит Б.Урманче к работе большими декоративными пятнами. Наоборот, художник дробит форму отрывистыми мазками, превращая ее в переливающуюся подвижную красочную массу.

Как он пишет ковер на полу! Сколько живописного гурманства чувствуется в этом полыхании огненно-красных и сапфировых тонов. Золотом зажигаются краски желтой юбки, вызывая в памяти атласные ткани голландцев, тающие в воздушном пространстве. Живописность Б.Урманче побеждает его формотворческие устремления. Декоративно-орнаментальный принципы и условность изображения не мешают нам ощутить пелену воздуха, окутывающую фигуру и мягкий свет, который струится по одеянию танцовщицы, выбеливает краски ковра на стене, заставляет мерцать украшения. Удивительное свойство работ художника – умение показать радостное мгновение жизни во всей многоликой изменчивости, – помогает ему, избежав любых проявлений сухости или надуманности, найти живописный язык, достойный полнокровно отразить красоту мира.

Баки Урманче (1897 – 1990)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.