КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование, поддержание и изменение
Тема 8 КЛАССИФИКАЦИЯ Ф. ТРОМПЕРНААРСА Ф. ТРОМПЕРНААРСА Тема 7 КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОЙНЫХ КУЛЬТУР Фоне Тромпернаарс (немецкий исследователь, автор работ по проблемам управления и развития организации) представил классификацию национальных организационных культур. Он рассматривает организационную культуру с позиции национальных культурных предпочтений как руководителей, так и работников организации. При определении характера или типа корпоративной культуры, как считает Ф. Тромпернаарс, особенно важны три составляющих жизнедеятельности организации: • взаимоотношения в целом между сотрудником и организацией; • иерархическая структура власти, устанавливающая начальников и подчиненных; • общие представления каждого сотрудника о судьбе организации, ее предназначении и целях и о своем месте в ней. Для определения различных типов организационных культур Ф. Тромпернаарс сравнил их по следующим параметрам: 1) равенство — иерархия; 2) ориентация на человека (личность) — на задачу (цель). Это позволило ему выделить четыре типа организационных культур, которые значительно различаются тем, как в них принято думать, учиться, изменяться; как в них осуществляется мотивация сотрудников, урегулирование конфликтов; за какие заслуги и достижения производятся награждения. Ф. Тромпернаарс предложил следующую типологию: 1. «Семья». 2. «Эйфелева башня». 3. «Управляемая ракета». 4. «Инкубатор». Описанные ниже корпоративные культуры редко существуют в чистом виде. В реальной жизни они смешаны при доминирующем влиянии только одной. Тем не менее в каждой национальной культуреПреобладает свой тип корпоративной культуры. Однако существуют следующие особенности: • маленькие компании — вне зависимости от места расположения — проявляют склонность к культурам типа «семья» или «инкубатор»; • крупные компании со сложной структурой имеют черты, свойственные культурам типа «Эйфелева башня» и «управляемая ракета». Корпоративные культуры, как и национальные, при взаимодействии вступают в конфликт, приводящий порой к взаимному непониманию и недоверию. Попытку объединить «семью» с бюрократической структурой ждет множество проблем и неудач; стремление сдружиться с подчиненным в «Эйфелевой башне» будет расценено как однозначно ошибочный шаг; желание работать в одной группе с близким другом в «управляемой ракете» посчитают действием, подрывающим основы культуры. 42. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА «СЕМЬЯ» Ф, Тромпернаарс использует сравнение с семьей для характеристики культуры, сочетающей межличностные отношения с жесткой иерархией. Он сопоставляет главу компании с отцом семейства, а сотрудников — с детьми. Такая организационная культура ориентирована на власть, где руководитель знает, что следует делать и что принесет большую пользу. Вместе с тем культура «семья» ориентирована больше на интуитивные знания, чем на рациональные, больше на развитие людей, чем на их использование. Приоритет отдается личным беседам, а не анкетам, субъективному взгляду, а не объективным данным. Процесс обучения подконтролен руководителю, именно он определяет необходимые направления действий. Но делает он это не авторитарно, а выслушивая мнения и пожелания сотрудников, на основе которых и принимает решения. Стремление работников повысить свой профессиональный уровень одобряется и приветствуется руководителем. При такой культуре осуществляется ориентация на личность работника, а не на его действия. Мотивацию сотрудников может усилить больше искренняя похвала и признательность, чем денежная премия, так как члены «семьи» высоко ценят свои взаимоотношения. В случае если в организации планируется провести изменения, их осуществляет руководитель. В рискованной ситуации члены «семьи», как правило, рискуют вместе, в случае возникновения неопределенности — действуют сообща. Разрешение конфликтной ситуации является прерогативой руководителя. При этом особое внимание уделяется тому, чтобы оградить уважаемых членов «семьи» от «потери лица», так как это может пошатнуть сплоченность «семьи», которая стоит превыше всего. Особенность: в «семье» не столь важно, чтобы все делалось правильно — важно, чтобы делалось то, что считается правильным. Компании с этим типом культуры встречаются в таких странах, как Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Испания. 3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА «ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ» Ф. Тромпернаарс объясняет свой выбор названия «Эйфелева башня» для характеристики данной корпоративной культуры тем, что ее структура напоминает надежную и прочную конструкцию, симметричную, крутую, широкую снизу и узкую сверху. Особенность иерархии такой корпоративной культуры заключается в том, что нижний уровень выполняет определенные действия, на результатах которых строится работа следующего уровня. В такой организационной культуре заранее заложено бюрократическое распределение труда, контроль за которым осуществляется руководителем. Если каждая функция соответствует тому, что предписано системой, то все задачи будут решены в заранее определенный момент. Начальник цеха контролирует работу своих подчиненных, начальник производства — работу нескольких цехов — и так далее вверх по иерархической лестнице. Карьера основывается на профессиональной квалификации сотрудника. Для культуры «Эйфелева башня» обучение подразумевает приобретение навыков, необходимых для соответствия своей роли, с тем чтобы в дальнейшем получить возможность продвижения по службе. При этом сотрудников расценивают как капитал или денежные ресурсы. Планирование кадров, системы оценки, программы стажировок — все это помогает систематизировать человеческие ресурсы для выполнения соответствующих функций. При такой культуре виден вклад каждого сотрудника, который может быть оценен количественно, поскольку каждая роль четко очерчена. Работники отличаются предельной точностью, ответственностью и исполнительностью, они стремятся работать в условиях порядка и предсказуемости. Для мотивации сотрудников необходимо стремиться к созданию таких условий труда, при которых члены коллектива чувствовали бы себя комфортно, ощущали стабильность в работе и защищенность на рабочем месте. Все изменения в культуре «Эйфелева башня» сводятся к смене ролей и связаны с кадровой перестановкой и увольнением сотрудников. При изменении задач происходит смена профессиональных обязанностей работников. Процесс изменений в организации отнимает много времени, поскольку требуется написать новые должностные инструкции, составить приказы, внести изменения в описании работ и т.п. В связи с этим рассматриваемый тип корпоративной культуры трудно адаптируется к окружающей среде. Конфликты в организации с культурой «Эйфелева башня» считаются патологическим нарушением упорядоченных процессов, преступлением против эффективности работы организации. Урегулирование конфликтных ситуаций происходит с помощью тщательно продуманных правил и процедур. Такой тип культуры характерен для Германии, Австрии, Швейцарии. 44. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА «УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА» Ф. Тромпернаарс объясняет свой выбор названия тем, что эта культура обезличена и направлена на задачу. При такой культуре должно быть сделано все ддя того, чтобы достичь поставленной перед командой или проектной группой цели. Все субъекты культуры делают все от них зависящее для выполнения поставленной задачи, хотя порой то, что они должны сделать, не конкретизировано и определяется только в процессе деятельности. Руководители групп, которым присуща культура данного типа, несут окончательную ответственность за выполнение работы, хотя иногда они обладают меньшим объемом знаний, чем специалисты-профессионалы или эксперты. В отличие от ролевой культуры при такой культуре деятельность человека не связана с его должностью: все члены группы занимают равные позиции. По мере выполнения конкретной задачи, когда в какой-то момент группе требуется помощь и знания кого-то из экспертов, он осуществляет руководство на данном этапе деятельности. Управление производственным или творческим процессом в описываемом типе культуры открыто для новых средств, но цели остаются неизменными. Культура типа «управляемая ракета» часто междисциплинарна и опирается на деятельность профессионалов. Для такой культуры не типична глубокая привязанность или серьезные взаимные обязательства. Взаимоотношения в создаваемых на кратковременный период группах некрепкие и существуют в основном только во время осуществления конкретного проекта. Эксперты могут присоединяться к другим проектам и являться членами нескольких групп. Ценность человека в культуре «управляемая ракета» прежде всего в качестве его индивидуального труда и степени верности общему делу. Обучение концентрируется на приобретении умения находить общий язык с людьми, быстро вступать в контакт, выполнять то, что требуется в данный момент, быть практиком, а не теоретиком и сосредоточивать внимание и силы на проблеме. Мотивация в такой культуре достаточно сильная, поскольку члены группы объединены одной целью, преданы ей и борются за ее достижение. Создаваемый продукт или решаемая задача представляют собой наивысшую ценность, ради которой отбрасываются в сторону конфликты или напряженность в отношениях между членами группы. Для культуры такого типа важна полная отдача при выполнении проекта, а в принятии окончательного решения должны быть задействованы все, кто участвовал в его разработке. Изменения в культуре «управляемая ракета» осуществляются быстро: одна цель сменяется другой, создаются новые группы, расформировываются старые. Люди с легкостью переходят изтруппы в группу, меняют работу; специалисты проявляют верность профессии или проекту, а не компании. Достаточно высока текучесть кадров. Конфликтные ситуации возникают редко, поскольку все члены группы осознают важность выполнения поставленных задач для достижения общей цели и сконцентрированы на процессе работы. Особенность: культура «управляемая ракета» создает все условия только для временной совместной работы большого числа различных специалистов. Состав участников часто меняется, неизменным остается только направление общего развития для выполнения поставленной цели. Членов команды объединяет энтузиазм, но только до тех пор, пока идет работа над проектом, а затем команда расформировывается. Чаще всего культура «управляемая ракета» встречается в таких странах, как США, Великобритания, Канада, а также в странах Северо-Западной Европы. 45. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА «ИНКУБАТОР» Основу этой культуры составляет идея о том, что организация вторична по отношению к индивидуальным достижениям человека и ей отведена роль инкубатора, обеспечивающего все необходимые условия для самовыражения и самосовершенствования человека. Структура и иерархия «инкубаторов» развита слабо, поскольку, как правило, в таких организациях работают люди, которые сконцентрированы на процессе творчества и изобретения, а это не требует дополнительной структуризации. Те небольшие подразделения, которые существуют, предназначены для обеспечения человека всем необходимым в его работе: теплом, светом, телефоном, компьютером с выходом в Интернет и т.п. Как правило, число членов таких групп не превышает 100 человек. Целью деятельности такого «инкубатора» является освобождение индивида от монотонной работы, создание условий для творческой деятельности и сведение к минимуму времени, потраченного на добычу средств существования. Сторонники такой культуры имеют полное право на выражение своего мнения: они развивают, поддерживают и критикуют идеи, ищут ресурсы и помогают в создании нового товара или услуги. Культура выступает как резонатор новых идей и стремится рационально воспринимать нестандартные идеи и проекты. Процесс обучения для этой организационной культуры проявляется в стремлении к поиску новых идей, новых способов достижения поставленных целей. Как правило, сотрудники положительно воспринимают различные учебные программы и курсы и сами проявляют активность в их выборе и поиске для себя; если считают это необходимым. Мотивация в такой культуре сильная и искренняя, люди наслаждаются своей работой, никто не принуждает их проводить весь день в офисе, но тем не менее они работают и с удовольствием выполняют поставленные задачи. К власти и выгоде стремятся немногие, так как все поглощены происходящим творческим процессом. Если главная цель будет достигнута, каждый сможет процветать, если нет — «инкубатор» исчезнет. Лидерство в «инкубаторе» завоевывается, а не определяется руководящей должностью. Изменения воплощаются быстро. Изменения в направлениях деятельности, способах достижения поставленных целей не требуют длительных согласований с руководителем и членами коллектива. Конфликтные ситуации разрешаются с помощью раскола группы или попытки использовать предлагаемые изменения, с тем чтобы в деле увидеть, кто работает лучше» Особенность: основу культуры «инкубатор» составляют творчество, новизна и развитие. Такая культура наиболее типична для США, особенно для штата Калифорния.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |