При использовании предприятием непрямых каналов сбыта в свою сбытовую сеть оно может включить четыре категории посредников: оптовых торговцев, розничных торговцев, агентов и специализированные сервисные компании (транспортные агентства, рекламные агентства, страховые компании, финансовые агентства и т. д.).
Для решения вопроса выбора посредников необходимо учитывать следующие моменты:
размер торговой фирмы;
имидж посредника на рынке;
качество услуг посредника (для обеспечения эффективности продаж);
уровень технической оснащенности и квалификации персонала торговой фирмы;
местонахождение фирмы, количество торговых точек, их специализацию и номенклатуру продаваемых товаров;
уровень специализации посредника (приобретается опыт по продаже именно данного товара).
Рекомендуется также заключать пробные краткосрочные соглашения о посредничестве, что позволит на практике узнать о возможностях и деловой ответственности посредника. Следует посетить фирму посредника лично, чтобы убедиться в ее возможностях.
Выбор посредников во многом определяется принятой фирмой стратегией сбыта.
При осуществлении международной маркетинговой деятельности применяются те же стратегии сбыта, что и на внутреннем рынке. Их выбор определяется следующими факторами: свойствами продукта и особенностями его потребления; конкретной ситуацией на рынке и стратегическими целями предприятия.
В рамках принятия стратегических решений по каналам сбыта выделяют стратегии охвата рынка (интенсивный, селективный и эксклюзивный сбыт) и коммуникационные стратегии (втягивания, вталкивания и смешанная стратегия). Их характеристика и условия применения представлены в табл. 8.1.
Таблица 8.1
Стратегия
Характеристика
Условия применения
СТРАТЕГИИ ОХВАТА РЫНКА
Интенсивный сбыт
Ориентирован на максимальный охват рынка путем обеспечения наибольшей доступности продукта посредством использования как можно большего числа оптовых складов и розничных магазинов.
Преимущества: возможность получить большую долю рынка.
Недостатки: при получении большого количества мелких заказов сбытовые издержки могут быть высокими; повышается риск потери контроля за реализацией маркетинговой стратегии предприятия;
часто несовместим с поддержанием имиджа марки и точным позиционированием на рынке
Применяется в отношении товаров повседневного спроса, наиболее распространенных видов сырья и нетрудоемких услуг.
После того, как потребители ознакомятся с торговой маркой, компания должна обратиться к более избирательным каналам сбыта
Селективный сбыт
Производитель работает с немногими посредниками из числа имеющихся в определенном районе. Посредников выбирает по определенным критериям. С целью снижения сбытовых издержек добровольно ограничивает доступность своего товара.
Преимущество: способствует более интенсивному сотрудничеству с посредниками.
Недостаток: сложность достижения желаемого уровня охвата рынка
Применяется для товаров предварительного выбора, которые потребители приобретают не часто, сравнивая различия цен и других характеристик товаров; товаров, требующих квалифицированного обслуживания на момент продажи, гарантийного и послепродажного обслуживания
Окончание табл. 8.1
Эксклюзивный сбыт и франчайзин-говые системы
Производитель доверяет дистрибуцию своего товара на определенной географической территории только одному розничному торговцу или дилеру, при выполнении последним условия не продавать конкурирующие марки той же товарной категории.
Преимущество и недостатки те же, что и в селективном сбыте, только более усиленные.
Особый вид эксклюзивного сбыта франчайзинг
Возможность реорганизации – доказанный успех бизнеса, высокий имидж фирмы -производителя.
Применяется для реализации уникальных товаров, предметов роскоши, уникальных благодаря известной торговой марке. Франчайзинговые предприятия развиваются в сфере деловых и профессиональных услуг, фаст-фуда, ресторанном бизнесе, прокате легковых и грузовых автомобилей
КОММУНИКАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ
Стратегия вталкивания
Производитель стремится наладить добровольную кооперацию, предложив привлекательные условия торговли: повышенную прибыль, оптовые скидки, помощь в проведении рекламы, раздачу образцов, проведение презентации и т.д. (см. табл. 8.2)
Важнейший маркетинговый инструмент – личная продажа и персональные контакты.
Преимущество: увеличение числа участников своего канала сбыта.
Недостаток: ее применение лишает фирму встречных прав и ставит в зависимость от посредника, который фактически контролирует доступ к рынку
Распространена в международном маркетинге, когда фирма стремится обрести поддержку зарубежных посредников.
Особое внимание уделяется мерчандайзингу
Стратегия втягивания
Производитель направляет свои усилия на конечных пользователях, т.е. пытается создать спрос среди представителей целевого сегмента, а не среди посредников.
Цель стратегии- нейтрализация рыночной силы посредника, способного заблокировать доступ к рынку.
Преимущество: представляет собой программу долгосрочных инвестиций, стремление к созданию деловой репутации, благоприятного имиджа.
Недостаток: значительные расходы на рекламу
Для ее реализации требуются значительные финансовые ресурсы (на оплату имиджевых рекламных кампаний)
Смешанная стратегия
Предусматривает использование стратегий вталкивания и втягивания одновременно
Уделяется внимание как мотивации посредников, так и активному брендингу
Таблица 8.2
Стимулы для мотивации торговых посредников [17, с. 569]
Желаемый результат
Примеры стимулов
Увеличенный объем закупок или поддержание больших запасов
Большая прибыль, эксклюзивная территория, поощрение за объем закупок, оптовые скидки, обязательства по выкупу непроданного товара, бесплатные поставки, помощь в оформлении прилавков
Интенсификация работы торгового персонала
Обучение торгового персонала, руководства, программы стимулирования торговых работников фирм-посредников
Более активное локальное продвижение
местная реклама
• наглядная демонстрация товара
• внутримагазинное продвижение
Совместная реклама, выделение средств на рекламу, предоставление местным продавцам макетов печатных объявлений, телевизионных и радиороликов
Выделение средств на стимулирование сбыта и расположение товара на прилавках
Различные указатели и фирменные прилавки, демонстрации и презентации товара в магазинах
Улучшенное обслуживание клиентов
Программы обучения сервису, учебные пособия, выгодные условия поставки запасных частей, оплата расходов по гарантийному обслуживанию
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление