Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегический технологический менеджмент




Главная цель стратегического технологического менеджмента - помогать компании достигать устойчивого конкурентного преимущества в постоянно меняющейся среде нефтегазового бизнеса через интеграцию стратегии бизнеса и технологической стратегии (рис.4.8).

 

 

Рис.4.8. Стратегический технологический менеджмент в управлении инновационными процессами на предприятии

 

Первые теоретические исследования в области технологического менеджмента были сделаны в середине 80-ых, практическое применение технологического менеджмента в зарубежных нефтяных компаниях началась в конце 1980-ых. Технологический менеджмент подвергался критике со стороны менеджеров из-за того, что он часто не предусматривает специальных измерений и средств контроля, которые позволяли бы оценивать должным образом эффекты от таких факторов, как темп технологического изменения, сложность (комплексность) технологии, влияние динамики окружающей среды и пр.

Однако, в настоящее время технологический менеджмент все больше приобретает характер стратегической функции руководства нефтегазовой компании, направленной на решение задач идентификации и координации базирующихся на технологиях конкурентных преимуществах. Концепция стратегического технологического менеджмента предусматривает выделение и интеграцию стратегических и операционных целей предприятия и необходимую для этого координацию технических, научных и управленческих дисциплин, связанных с планированием, разработкой и внедрением технико-технологических инноваций.

Исследования авторитетных компаний показывают, что наиболее успешно работающие в нефтегазовом бизнесе предприятия существенно превосходят других в способности интеграции стратегических и технологических решений, посредством чего достигается максимум прибыли от ресурсов. Соответствующая работа проводится в исследовательской и консалтинговой сферах деятельности и на соответствующих управленческих уровнях центрального аппарата компаний. Она осуществляется постоянно, обеспечивая систематическую помощь стратегическому менеджменту компании в организации продвижения бизнеса и НИОКР от изолированных или “реактивных” состояний к интегрированному состоянию в целях достижения новых уровней рентабельности.

Для реализации технологической стратегии необходимо разрабатывать стратегический портфель технологических инноваций, нацеленный на модернизацию и создание технологической базы, удовлетворяющей будущим потребностям бизнеса. В этой связи, необходимо формировать долгосрочные, прогрессивные программы и планы, охватывающие разработку интегрированных технико-технологических систем, соответствующих стратегическим целям. Общая схема работ в этом направлении следующая:

Ø проведение оценки и совершенствование технологической стратегии, планирования и управления процессами. Технические эксперты и менеджеры участвуют в разработке сценариев развития нефтегазовой промышленности и бизнеса компании на долгосрочную перспективу;

Ø сопряжение технологической стратегии с бизнес стратегией - для максимизации отдачи на корпоративные инвестиции в НИОКР. Руководство организаций, занимающихся НИОКР, и представители компании исследуют технологические проблемы бизнеса, с которыми столкнется компания, чтобы выделить принципиальные движущие силы бизнеса, наиболее общие в этих сценариях;

Ø идентификация ключевых технологий компании как базиса для улучшения качества и разработки новых видов продукции, процессов и услуг для создания будущих конкурентных преимуществ. Специалисты и менеджеры проводят поиск и анализ технологий, которые максимально соответствуют решению этих проблем, и идентифицируют специфические особенности разработки и применения тех технологий, которые могли бы играть ключевую роль в планируемом будущем;

Ø анализ и модификация портфеля проектов НИОКР для обеспечения требуемого уровня изменений, необходимых при достижении целей бизнеса. Специалисты оценивают текущий технологический портфель и анализируют возможности организации портфеля НИОКР, обеспечивающего соответствие будущим технологическим потребностям компании.

По результатам прогнозно-аналитических исследований менеджмент каждой организации, принимающей участие в НИОКР компании, должен идентифицировать совокупность направлений стратегической деятельности, которые могут способствовать повышению ее значимости для нефтегазовой компании в долгосрочной перспективе.

Технологический менеджмент несет в себе существенный потенциал для продолжения процесса преобразований, необходимых для укрепления конкурентных позиций предприятия. Для того чтобы эти выгоды были реализованы, надо тщательно исследовать технологическую стратегию и рекомендуемые в ней мероприятия с точки зрения текущих процессов управления инновационной деятельностью. Главный вопрос для выполнения технологической стратегии: что надо делатьв настоящее время, чтобы это позволило достичь желаемого будущего. Для ответа на этот вопрос, необходимо иметь ясное понимание структуры стратегии. Самый высокий уровень должен отражать движущие силы развития технологии. Движущие силы определяются корпоративными факторами, внешними по отношению к организациям, работающим в сфере НИОКР. Они формируют требования и спрос на научно-техническую продукцию, возможности и цели развития технологии в будущем. Следующий уровень включает потенциал организации, занимающейся НИОКР. Этот уровень должен содержать описания и оценки тех научно-технических способностей и технологических возможностей, которые позволяют той или иной организации обеспечивать разработку требуемой технологии: текущие проекты (планы) НИОКР, технические, организационные и управленческие компетентности, накопленный опыт и пр. Последний уровень - это уровень стратегической деятельности организации, работающей в сфере НИОКР. На этом уровне определяются требования, соблюдение которых позволяет обеспечивать переход от обслуживания текущих технологических потребностей нефтегазовой компании к реализации требований, заложенных в ее технологической стратегии.

Эффективность стратегического технологического менеджмента в значительной степени зависит от качества работ, проводимых на первом структурном уровне. Эта деятельность базируется на разработке сценарных прогнозов – в результате совместной работе экспертов с представителями предприятий нефтегазовой промышленности, опыте научно-технических и других подразделений организации, занимающихся НИОКР. Долгосрочный план должен представлять собой разумное описание отношений между проблемами бизнеса и технологическими областями деятельности предприятия, прогресс в которых мог бы внести вклад в решение этих проблем, и специфических направлений в рамках тех областей, в которые организации, работающие в сфере НИОКР, могли бы внести свой вклад.

Главное препятствие при реализации долгосрочных целей – это трудности формирования связей текущего портфеля НИОКР с будущими технологическими потребностями предприятия. При описании текущего портфеля НИОКР часто испытывается недостаток в явных связях с факторами, отражающими движущие силы технологического развития и, что одинаково важно, не существует индикаторов, однозначно указывающих на существование тесных отношений между составляющими текущего портфеля НИОКР. Очевидно, что такие отношения существуют, только если анализ проводится в рамках технологически связанных областей. Но тот факт, что связи часто участвуют в анализе в неявном виде, обусловливает недостаток интеграции в рамках существующего портфеля. Эта трудность становится очевидной при реализации управленческих решений относительно НИОКР на этапах выполнения технологической стратегии.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1.Покажите актуальность и приведите определение технологической стратегии

 

2.Какова роль технологической стратегии в управлении инновационными процессами

 

3.Покажите связи технологической стратегии с научно-технической политикой, технологическим прогнозированием и стратегиями бизнеса предприятия

 

4.Опишите схему разработки технологической стратегии

 

5.Дайте анализ условий формирования и основных проблем реализации технологической стратегии предприятия

 

6.В чем суть и каково значение оптимизации структуры технико-технологических нововведений на предприятии

 

7.Опишите механизм реализации технологической стратегии

 

8.Укажите основные этапы стратегического технологического процесса

 

9.Раскройте содержание технологического менеджмента в системе управления инновационными процессами

 

10.Проведите сравнительный анализ инновационного, технологического менеджмента и менеджмента НИОКР




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.