Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет функциональной типологии




Тема 10 Функциональная (социолингвистическая) типология языков

 

 
ПЛАН ТЕМЫ · Предмет функциональной типологии.   · Коммуникативные ранги языков.   · Юридический статус языков.   · Степень стандартизации языков.   · Учебно-педагогический статус языков.
 
     

 

Типологическое языкознание в зависимости от предмета исследования различает типологию функциональную (социолингвистическую) и структурную. Если структурная типология изучает внутреннюю организацию языка как системы, то предметом функциональной является язык как коммуникативное средство, рассматриваемый сквозь призму его социальных функций и сфер употребления (В.А. Виноградов, 1998, с. 512).

Предмет функциональной типологии языков составляют факты сходства и различия между языками в объеме их общественных функций и сфер употребления, а также в социальных оценках языков людьми. Как и в лексической типологии не существует пока комплексных социолингвистических классификаций языков, так и в функциональной пока лишь ведется поиск значимых признаков, то есть исследования ведутся в рамках характерологии.

Отечественный Институт языкознания АН в 70–80 гг. XX столетия вёл подготовку многотомного энциклопедического издания «Языки мира». Были выявлены наиболее существенные признаки социолингвистической характеристики языков; о социолингвистике подробнее

       
 
Социолингвистика изучает все виды взаимоотношений между языком и обществом, проблемы языка и культуры, языка и истории, языка и этноса, языка и церкви; функционирование языка в школе, политике, массовой коммуникации и т.п. (Н.Б. Мечковская, 1966, с. 5).
 
     

Междисциплинарный статус социолингвистики находит выражение в используемом ею понятийном аппарате. Так, языковой коллектив, рассматриваемый в качестве исходного понятия социолингвистического анализа, определяется на основе социальных и языковых признаков. Основные операционные единицы социолингвистического исследования – социолингвистические переменные – характеризуются соотнесенностью, с одной стороны, с определённым уровнем языковой структуры (фонологическим, морфологическим, синтаксическим, лексико-семантическим), с другой – с варьированием социальной структуры или социальных ситуаций (А.Д. Швейцер, 1998, с. 481).

Развитие идеи швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра о противопоставлен­ности языка (общественного явления) и речи (индивидуально-психической сущности) обусловило зарождение в начале XX в. социологического языкознания. Это понятие ввел в научный оборот Ф. де Соссюр, но более содержательное наполнение его дали французские и швейцарские последователи Ф. де Соссюра А. Мейе, Ж. Вандрие?с, А. Сеше, Ш. Балли и позднее примкнув­ший к ним норвежский языковед А. Соммерфельт.

В начале ХХ в. социологическое языкознание оказалось под воздействием социальной психологии, социологии, что размывало границы предмета исследования. Так, А. Мейе полагал, что языкознание является частью социологии, Поль Лафарг пытался объяснить изменения в словах и фразеологии как «отражения» изменений «общественных форм и общественной идеологии, классовой борьбы и клас­совой психологии». Со временем социолингвистика четко определила предмет своего исследования, а социальный аспект видения и объяснения языка проступает по­всюду – и при рассмотрении культурно-исторических причин передвижения слов (лингвистическая география, или неолингвистика), и в осознании «социальной дифференциации языка», когда выявляется «социальная природа литературного языка (koine, lanque commune), и в поле зрения и изучения попадает язык города, «специальные языки», арго и жаргоны» (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 73–74).

Признаки, важные для типологической характеристики языков, таковы:

а) коммуникативный ранг языков: язык государственный; официальный, разговорно-обиходный, койне, лингва франка;

б) язык по степени стандартизации: литературный, его диалектная основа, наличие и характер литературы, наддиалектные формы;

в) учебно-педагогический статус (преподавание языка в начальной школе, средней, высшей).

 

Когда-то на Земле существовало 10–15 тыс. языков. Сегодня существует около 6 тысяч. Но из них половина уже не изучается детьми, и потому они обречены на умирание, поскольку перестают употребляться в повседневном общении. К таким обреченным на исчезновение относятся 90 % языков Австралии, 45 % языков России, половина языков бывшего Советского Союза и свыше трети языков, на которых говорит население Южной Америки. Так уже в ХХ–ХХI вв. исчезают мэнский в Великобритании, айнский – в Японии, убыхский – в Турции, керекский (на Камчатке), югский (сымский) на Енисее, ительменский, юкагирский и др. – в России подробнее

 

       
 
На территории Российской Федерации, занимающей простран­ство евразийского континента от берегов Балтийского моря на за­паде до тихоокеанской акватории на востоке и от омываемых Ле­довитым океаном северных пределов до Кавказских гор проживает, согласно переписи населения 1989 г., 180 народов. В их число входят эт­носы многочисленные, насчитывающие свыше миллиона представителей, «среднечисленные», количество которых колеблется от нескольких сот тысяч до 50 тысяч, и малочисленные этносы, численность которых нисходит от 50 тысяч до несколь­ких человек. Миноритарные этносы, как свидетельствуют опубликованные в 1992 г. в печати данные, составляют 63 этнические единицы. Эти народы и их языки находятся в зоне этнического бедствия, поэтому они должны стать объектом лингвоэкологии. В 1992 г. было объявлено о начале работы над международ­ной «Красной книгой» языков народов земли, а 21 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о провозглашении с 10 декабря 1994 г. десятилетия коренных на­родов мира. В связи с этой резолюцией Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 23 апреля 1994 г. «О подготовке и проведении Международного десятилетия коренных на­родов мира» (См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1993 г. № 48–163). Этносоциолингвистической характеристике подлежат в «Крас­ной книге» те языки, над которыми нависла реальная угроза ис­чезновения. Стремление к созданию советского суперэтноса, «новой исто­рической общности – советский народ», «слияния» всех наций в единую «социалистическую», имело своим следствием политику ассимиляции миноритарных этносов, дальнейшее самобытное существование которых, согласно этой идеологии, представлялось бес­перспективным Документальное отражение государственной политики в бывшем СССР И России (См.: Национальная политика в России. Кн. 2. Законодатель­ные акты 1917–1992 гг. Материалы к серии «Народы и культуры». Вып. IX (Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая). М., 1992). Не только в нашей стране, но и в мировом сообществе в целом по отношению к коренным малочисленным народам доминировал ассимилятивный подход. В России языки всех проживающих на ее территории народов, в первом за всю историю российской государственности Законе «О языках народов РСФСР» (принят 25 октября 1991 года, новая редакция этого закона принята в 1988 году) объявляются национальным достоянием, историко-культурным наследием и находятся под защитой государства Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» / Ведомости Съезда народ­ных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 50. (См. также: Комментарий к Закону о языках народов Российской Федерации. М., «Извес­тия», 1993; Нерознак В.П. Язык охраняется законом // Русская речь, № 2, 1992. С. 3–5 (в этом же номере опубликован и текст Закона о языках)). В целом ряде статей Закона о языках малочисленным народам гарантируется государственная поддер­жка, «содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соот­ветствии с их потребностями» (ст. 9, п. 5), создание необходимых условий для сохранения и развития их языков (ст. 6). «Каждый народ..., не имеющий своей письменности, обладает правом со­здавать письменность на родном языке. Государство обеспечивает для этого необходимые условия» (ст. 10, п. 4). Советом Европы в октябре 1992 года принята Европейская Хартия о региональных языках или языках меньшинств, которая обя­зывает все государства – члены Совета Европы, а также те страны, которые собираются в него вступать, соблюдать декларируемые Хартией языковые права национальных меньшинств. Язык каждого народа является не только культурным, но и природным наследием всего человечества, позволяющим на основе сравнения всех уровней языковой структуры каждого языка выя­вить универсальные свойства человеческой речи, позволившие че­ловеку выделиться в homo sapiens и homo loquens из живой приро­ды. Вот почему все разговоры, суждения или даже теории о том, что процесс умирания языков якобы носит «естественный» харак­тер и что ему не надо препятствовать, обнаруживают попытку обо­снования идеологии лингвоцида и этноцида. «Красная книга» включает в себя представляемое в алфавитном порядке описание миноритарных языков от абазинского до юка­гирского. За основу взят «Перечень коренных малочисленных на­родов Российской Федерации», данный в Приложении к проекту Основ законодательства Российской Федерации о правовом стату­се коренных малочисленных народов (См.: Основы законодательства Российской Федерации о правовом ста тусе коренных малочисленных народов. Проект / «Абориген», приложение газете «Федерация», 22 июня 1993). В принятом 24 марта 2000 г. Постанов­лении Правительства Российской Федерации № 255 установлен «Единый перечень коренных малочисленных народов», который несколько отличается от списка малочисленных коренных наро­дов России, включенных в «Красную книгу». Так, например, из малочисленных народов Кавказа в «Единый перечень» включен лишь абазинский язык. Однако в п. 2. Постановления особо ого­ворено: «Правительству Республики Дагестан подготовить и пред­ставить в Государственный Совет Республики Дагестан предложе­ния о проживающих на территории Республики Дагестан корен­ных малочисленных народах для последующего включения их в Единый перечень». (Языки народов России. Красная книга: Энц. словарь-справочник. М., 2002, с. 5–12).)
 
     

, многие индейские языки в США, Канаде, Австралии (Р.И. Тихонова, 2007, с. 7).

Объём общения распределен между языками мира неравномерно: на одних языках говорят сотни миллионов людей, представители разных стран и национальностей, на других – только сотни говорящих. Объём коммуникации можно определить количественно. При этом учитывают количество:

а) людей, говорящих на данном языке;

б) этносов (национальностей и народностей), говорящих на этом языке;

в) стран, в которых используется язык;

г) состав общественных функций и социальных сфер, в которых используется язык.

В социолингвистике различают пять коммуникативных рангов языков на основе учета функций языков в межгосударственном и межэтническом общении. На вершине этой пирамиды – шесть мировых языков, в основании пирамиды – сотни бесписьменных языков, которые используются только в обиходном общении внутри одного этноса.

Мировые языки – это языки межэтнического и межгосударственного общения, имеющие статус официальных и рабочих языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский). Примерное соотношение числа людей, говорящих на мировых языках:

китайский – около 1 млрд. 200 млн.;

английский – около 400 млн.;

испанский – около 280 млн.;

арабский – около 160 млн.;

русский – около150 млн. чел.;

французский – около 95 млн. чел.

(И. Вайс, 1999).

Состав «клуба» мировых языков исторически изменчив. В Европе, Средиземноморье, на Ближнем Востоке первым мировым языком был греческий. Подробнее

       
 
(Роль языка эллинов, или греческого, в семье современных европейских языков совершенно особая. Это и очень древний язык, и очень влиятельный. Можно слышать греческий язык всякий раз, когда речь идет о физических понятиях – атомах, космосе, нанотехнологии, микробиологии, при постановке диагноза врачом: артрит, ревматизм. Нет ученого, который бы не осознавал, что многим наука обязана греческому языку. В IV в. до нашей эры афинский диалект был самым влиятельным языком в западном мире. Удивительно, что человек, которому афинский диалект обязан своим возвеличиванием, не был греком. Царь Филипп Македонский, воспользовавшись постоянными распрями, царившими во взаимоотношениях греческих городов-государств, завоевал весь полуостров и провозгласил афинский греческий официальным языком нового государства. Сын Филиппа – Александр Македонский (356–323) вместе с блестящими завоевательными походами в Азию и Африку принес на эти земли и греческий язык. Александр погиб в возрасте 33 лет. Вскоре его огромная империя распалась, но греческий язык на многие века остался общим языком восточного Средиземноморья. По числу говорящих на нём людей (по разным оценкам, – это десять или одиннадцать миллионов человек) греческий относится к малым европейским языкам. Многие современные слова, появившиеся в ХХ в., включают в себя греческий элемент. Русское слово космонавт – kosmonaut – не просто слово, это прежде афинское слово nautesмореплаватель и греческая вселенная – cosmos (В. Стивенсон, 2002, с. 35–37). Позже латынь стала вторым (после греческого) языком христианской церкви, школы, науки.)
 
     



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.