КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс оценки 360 градусов
1. определение целей, задач, методики процесса (кто какие права доступа к информации имеет, сколько респондентов, каких категорий и т.д.) 2. проработка компетенций и поведенческих примеров (индикаторов) под каждую должность 3. определение списка сотрудников, принимающих участие в оценке 360 4. определение субъектов оценки - тех, кто будет оценивать этих сотрудников 5. направление субъектам оценки по электронной почте ссылки на сайт, где они должны ответить электронно на вопросники, содержащие поведенческие индикаторы по каждой компетенции (либо отправка оценочных листов на электронные адреса) 6. проведение коммуникационных мероприятий по донесению до оцениваемых и субъектов оценки сути и цели процесса - от письма до публичной презентации или мини-семинара 7. заполнение оценочных листов 8. анализ полученных ответов, построение графиков и отчетов 9. обучение руководителей проведению сессии обратной связи со своими подчиненными, по-возможности бизнес-коучингу с основами межличностного общения (как донести результаты так, чтобы они были восприняты) 10. донесение выводов, полученных в ходе оценочной (коучинговой) беседы до оцениваемых и разработка плана развития - что сделать, чтобы развить те или иные компетенции - тренинги, коучинг, литература, сайты, участие в проектах и т.п. 11. выделение и согласование бюджета под эти мероприятия (иначе тренинги приходится финансировать по остаточному принципу); 12. через год процесс повторяется Пример выделения компетенций и поведенческих примеров (индикаторов)
В процессе заполнения оценочных листов ключевым является соблюдение принципа полной конфиденциальности. В процессе обработки все результаты по оцениваемому сотруднику обобщаются, комментарии субъектов оценки обезличиваются. Осуществляется группировка и анализ оценок выставленных сотруднику а) руководителями, б) коллегами из отдела, в) коллегами и смежных отделов, г) подчиненными; сравнение с результатами самооценки сотрудника Результаты оценки по каждому подразделению могут рассматривть на Комитете по оценке, в ходе которого принимаются коллективные управленческие решения в отношении каждого сотрудника, прошедшего оценку. После проведения Комитета по оценке линейные руководители доводят до сотрудников результаты оценки (в обобщенном виде) и осуществляют общение со своими подчиненными. В ходе пост-оценочных интервью обсуждаются: - достигнутые за период результаты работы; - качество и степень достижения установленных KPI, изменяются планы и KPI (при существенных изменениях рыночной ситуации, целей компании, бизнес-плана и др.). - полученные оценки степени проявления компетенций, эффективность программ развития и обучения, в которых участвовал подчиненный, - вырабатываются планы развития на следующий период, - доводятся прочие управленческие решения. Результаты оценки по методу 360 градусов могут быть представлены в виде графиков. Они наглядно иллюстрируют мнения респондентов - минимальные, максимальные, средние оценки и др. Желательно, чтобы на графиках были указания по их интерпретации, это будет полезно руководителям в их беседах с оцениваемыми. Возможна подготовка ряда специализированных отчетов, помогающих взглянуть на полученную информацию в дополнительных разрезах, например, графики сравнения фактических оценок, полученных сотрудником с эталонными - для определения зон развития и избыточных компетенций, наиболее выраженные у человека поведенческие индикаторы ("сильные стороны") или индикаторы, получившие минимальные оценки. Необходимо сразу заметить, что любые рейтинги могут нанести серьезную психологическую травму сотруднику и вызвать множество вопросов и споров в компании. Поэтому отчеты нельзя выставлять напоказ, а обсуждать только индивидуально руководителю со своим подчиненным. В интерпретации результатов нет ничего сложного, т.к., собственно, самой "интерпретации" в процессе дачи обратной связи присутствует мало, приводятся прямые факты и мнения. Сложности, как правило, возникают в результате недостаточно развитых навыков коммуникации и неконструктивных позиций оцениваемого/его руководителя. Варианты представления итоговых данных оценки 360.
Средние оценки по категориям оценивающих (компетенция ответственность»)
Далее приведены несколько ситуаций (комбинаций), которые могут быть использованы для некоторой ориентировки. Например, сотруднику стоит задуматься, если его самооценка явно и почти всегда выше оценок руководителя, коллег и подчиненных. Можно, конечно, списать на то, что оценили неправильно, не увидели, обидели и пр. Но здравомыслящий человек задумается о причинах. А они могут быть действительно разными. Разброс в значениях оценок руководителя и самооценки указывает часто на разницу в ожиданиях руководителя и понимании сотрудника стандартов требуемого поведения. Есть хорошее универсальное правило: в случае возникновения различий в оценках задаться вопросом: "Почему это так, какими причинами это могло быть вызвано?"
Правила обратной связи после проведения оценки методом «360 градусов»: 1. Обратная связь должна осуществляться не позднее двух недель после оценки. Только в этот период данные остаются актуальными. 2. Информация должна носить позитивный характер. Лучше начинать с описания хороших результатов оценки и лишь после этого говорить о компетенциях, по которым выставлены низкие баллы, сопровождая эту информацию комментарием о том, что компания предоставляет работнику возможность развиваться и расти. В этом случае можно ожидать стремления человека к совершенствованию своих качеств. 3. Содержание передаваемой информации должно быть понятно сотруднику.
Литература
1. 32–й Конгресс по методам ассессмент – центра: Лас Вегас, штат Невада, США // http://www.assessmentcenters.org/default.asp 2. 3–я Специализированная выставка по кадровому менеджменту «Персонал Москва 2007» // http://www.hrgateway.co.uk 3. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. Проблема способностей / Под ред. В.Н. Мясищева. – М.: АПН РСФСР, 1962. – 350 с. 4. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально–психологическая оценка персонала: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2006. – 303 с. 5. Апенько С.Н. Методология, теория и практика оценки персонала в современных условиях: Монография. – М.: Информ–Знание, 2005. – 564 с. 6. Армстронг М., Бэрон А. Performance management: Управление эффективностью работы. – М.: ГИППО, 2004. – 324 с. 7. Базаров Т. Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблемы конкурсного отбора. М.: ИПК госслужбы, 1995. 8. Базаров Т.Ю. Описание технологии Центра оценки// Вестник государственной службы. - М.: ИПКгосслужбы,1994. - №7. 9. Баллантайн И., Пова Н. Центры оценки и развития / Перевод с англ. –М.: HIPPO, 2003. 10. Базаров Т. Ю., Беков Х. А., Аксенова Е. А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур // http://www.hrm.ru/db/hrm/ACCED21E8EF85C2BC32569D50056F88D/category.htm 11. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих, проблемы конкурсного отбора. – М.: Дело ЛТД, 1995. – 289 с. 12. Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А. Технология центров оценки персонала // Прикладная психология. – 1997. – спецвыпуск. – С. 10–18. 13. Баканов Е., Прошкин Б. Место оценки персонала в системе кадрового менеджмента // Человек и труд. – 1997. – №6. – С. 31–34. 14. Балашов Ю.К., Силин А.А. Формы и методы оценки работников // Труд за рубежом. – 1993. – №4. – С. 38–61. 15. Баллантайн И., Пова Н. Центры оценки и развития. – М.: HIPPO, 2003. – 287 с. 16. Бережная И., Гречко А. Особенности применения технологии центра оценки персонала // Справочник по управлению персоналом. –2006. – №8. –С. 32–36. 17. Богословский А. Персонал без оценки – деньги на ветер // Персонал. – 2000. – № 2. – С. 73–76. 18. Бодров В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. – М.: ПЕРСЭ, 2004. – 367 с. 19. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003 – 256 с. 20. Васильев А.П., Потрубач В.Л. Современные методы оценки результативности труда. – Мариуполь, 1992. – 354 с. 21. Васькин А.А. Оценка менеджеров: учебно–практическое пособие. – М.: Спутник, 2000. – 237 с. 22. Верховин В.И. Профессиональные способности и трудовое поведение. – М.: Изд–во МГУ, 1992. – 112 с. 23. Верховин В.И. Содержание, структура и функции трудового поведения // Социологические исследования. – 1991. – №11. – С. 72–84. 24. Все, что Вы хотели знать о компетенциях: методические материалы тренинга. – SHL, 2004. – 62 с. 25. Всероссийская конференция труда. Вопросы аттестации работников предприятий // http://www.vkt.org.ru/safety_cons2.htm 26. Вудраф Ч. Центры развития и оценки: Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2005. – 384 с. 27. Гатаулин В.З., Дьяков Е.А. Аттестация персонала как инструмент оценки его управленческих и профессиональных качеств // Оценка, аттестация и повышение квалификации персонала как факторы повышения управляемости фирмы: Материалы региональной научно–практической конференции 22–23 апреля 1999 г., г. Магнитогорск. – Екатеринбург, 1999. – С. 15–17. 28. Гордеев М., Московчук М., Соболев М. Некомпетентность в компетенциях // Персонал Микс. – 2004. – №4. – С. 73–76. 29. Горский П. Использование рейтингов в оценке персонала: проблема корректности оценивания // Персонал Микс. – 2003. – № 6. – С. 59–64. 30. Горский П. Оценка персонала: математический инструментарий // http://www.gorskiy.ru 31. Денисов А. Как застраховаться от оценочных иллюзий // Персонал Микс. – 2006. – № 5–6. – С. 35–37. 32. Дударева С. Методы оценки управленческого персонала в организации // http://www.jobsonline.ru/articles/estim8.phtml 33. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1998. – 184 с. 34. Зыков О. От аттестации к системе компетенций // Справочник по управлению персоналом. – 2006. – № 9. – С. 26–28. 35. Иванова С.В. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 160 с. 36. Ильинская И. Периодическая оценка – это не экзамен // Справочник по управлению персоналом. – 2006. – №8. – С. 36–39. 37. Кадровый аудит как система оценки человеческого потенциала компании // http://www.hrm.ru/db/hrm/A6C0C6252162798CC3256AAB004422AB/category.html 38. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров / Сост. В.В. Травин, В.А. Дятлов. – М.: «Дело Лтд», 1995. – 176 с. 39. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – 2–е изд. испр. и доп. / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2003. – 320 с. 40. Кий Т., Гречко А. Метод "360 градусов" - со всех сторон // Справочник по управлению персоналом – 2006. – № 1. – С. 41–44. 41. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1998. – 192 с. 42. Конти Тито. Самооценка в организациях: Пер. с англ. И.Н. Рыбакова при участии Г.Е. Герасимовой / Научное редактирование: В.А. Лапидус и М.Е. Серов. – М.: Редакционно–информационное агентство «Стандарты и качество», 2000. – 328 с. 43. Коханов Е.Ф. Решение ситуационных задач при отборе персонала // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. – № 2. – С. 23–27. 44. Сергиенко С.К. Современные отечественные технологии оценки и развития управленческого персонала. – М.: Книжный мир, 2004 45. Сергиенко С.К. Центр оценки: групповая деятельность, управленческая технология, исследовательская лаборатория: Монография/ ГУУ. М., 1999 46. Страдвик Л. Центры оценки и развития. Тренинг наблюдателей. Сборник упражнений для обучения наблюдателей, ролевых игроков и экспертов./ Перевод с англ. –М.: HIPPO, 2003. 47. Тарасов В. К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров.- Л.: Машиностроение. Ленингр. отд.-ние, 1989. 48. Уидет С. Руководство по компетенциям./ Перевод с англ. –М.: HIPPO, 2003.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |