Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод Дельфи




 

Метод Дельфи — метод коллективного экспертного поискового прогнозирования, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем анонимного опроса экспертов в несколько туров, предусматривающий сообщение экспертам результатов предыдущего тура с целью дополнительного обоснования оценки экспертов в последующем туре.

При использовании метода Дельфи следует учитывать:

- группы экспертов должны быть стабильны, их численность должна удерживаться в благоразумных рамках;

- между турами должно проходить не более месяца;

- вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы;

- число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить всех участников возможностью ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также критикой этих причин;

- должен проводиться систематический отбор экспертов;

- необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам;

- следует установить влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи;

- необходимо установить влияние общественного мнения на экспертные оценки и на их сходимость.

Обработка информации, полученной методом Дельфи.

1. Получение ответов на вопросы от экспертов в письменной форме. Следует учесть, что этот метод предполагает обработку количественной информации (о сроках или вероятности наступления события, о затратах и результатах).

2. Статистическая обработка — расчет медианы, моды, квартилей и децилей. Для этого необходимо первоначально упорядочить полученные экспертные оценки по возрастанию или убыванию прогнозируемого признака.

Под медианой обычно понимается такое значение прогнозируемого признака, которым обладает центральный член ряда, составленного в порядке возрастания значений признака (ответ эксперта в центре ранжированного ряда). В случае, когда количество экспертов составляет четную величину, медиану рассчитывают как среднее арифметическое из ответов двух экспертов, находящихся в центре ряда.

Под модой понимают наиболее часто встречающееся в ранжированном ряду значение прогнозируемого признака.

Квартиль — значение прогнозируемого признака, которым обладают члены ряда под номером, представляющим 1/4 всего ряда (ниж­ний квартиль) и 3/4 всего ряда (верхний квартиль).

Дециль — это значение прогнозируемого признака, которым об­ладают члены ряда под номером, представляющим 1/10 всего ряда и 9/10 всего ряда.

В результате статистической обработки вся совокупность ответов разбивается на несколько групп и выделяется 80- и 50%-ный коридор ответов.

3. Экспертам присылается анкета, на которой сообщаются результаты анализа, обобщенные в двух разделах. В первом дан перечень пунктов, по которым большинство экспертов дали согласованную оценку, требуется кратко изложить принципы согласия с мнением большинства. Во втором разделе отобраны недостаточно согласованные оценки.

4. Повторное анкетирование и обработка его результатов.

 

Вопросы и задания

1. Представьте себе, что вам как аналитику торговой фирмы, необходимо построить прогноз спроса на продукцию вашей фирмы на среднесрочную перспективу. Опишите совокупность факторов, которые вам необходимо учесть, чтобы определить, какие методы прогнозирования, формализованные или интуитивные, следует применить для решения поставленной перед вами задачи.

2. В чем заключаются преимущества интуитивных методов прогнозирования?

3. Объясните, в чем заключаются преимущества коллективных экспертных опросов перед индивидуальными экспертными оценками?

4. Дайте разъяснение, в чем заключаются особенности статистической обработки информации методом Дельфи?

5. Прогнозная оценка затрат на создание новой продукции была получена методом Дельфи. Опрос проводился в два тура. Проведите статистическую обработку информации, полученной в первом и втором турах экспертного опроса. Сделайте выводы.

 

Результаты первого тура экспертного опроса Результаты второго тура экспертного опроса
Затраты, тыс. тг. Число ответивших экспертов Затраты, тыс. тг. Число ответивших экспертов
       
       
       
       
       
       

Глава 4. Прогнозирование на основе многофакторных регрессионных моделей

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.