КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация экономического прогнозирования
Классификация экономических прогнозов
Прогнозы различаются по степени влияния на исследуемый объект, по времени упреждения, масштабу прогнозирования, функциям, по методическим подходам. Все виды прогнозов взаимосвязаны. 1. По степени влияния на исследуемый объект выделяют: • пассивный прогноз; • активный прогноз. Пассивное прогнозированиеосновывается на предположении о том, что в прогнозном периоде существующие тенденции исследуемого процесса сохранятся. Его хорошо использовать при инерционных процессах, в данном случае не требуется большого объема информации. Активное прогнозирование осуществляется с помощью научно обоснованной корректировки тенденций развития. Причем результатом активного и пассивного прогнозирования может быть как активный, так и пассивный прогноз. Активный прогноз или нет — это можно узнать, рассматривая его взаимосвязь с планом. Например, можно дать прогноз погоды на завтра, но повлиять на погоду этим прогнозом невозможно. Прогнозы, которые могут иметь прямое или косвенное воздействие на процесс планирования, называются активными. Например, прогноз развития потребительского рынка позволит скорректировать ассортиментную политику, которая в свою очередь окажет влияние на него. Следовательно, активный прогноз представляет собой информацию для принятия решения. 2. По времени упреждения выделяются: - оперативные – до 1 месяца; - краткосрочные – от 1 месяца до 1 года; - среднесрочные – от 1 года до 5 лет; - долгосрочные – от 5 до 15 лет; - дальнесрочные – свыше 15 лет. 3. По масштабу прогнозирования выделяют следующие типы • макроэкономические и микроэкономические;
• отраслевые; • региональные и межрегиональные; • прогнозы для отдельных организаций и корпораций; • прогнозы отдельных показателей; • прогнозы по функциональным комплексам (бюджет, инвестиционный, инновационный комплексы, потребительский рынок, рынок средств производства и т.д.). 4. По функциям прогнозы можно разделить: • на предплановые расчеты: изначально прогнозируются внешние условия и входные параметры, а затем показатели деятельности объекта прогнозирования; • анализ ситуации в будущем при реализации намерений объекта прогнозирования; • оценка возможностей объекта прогнозирования, риска, эффективных вложений инвестиций; • стратегическое планирование (составление детального комплексного плана, предназначенного для обеспечения миссии объекта прогнозирования и достижения его целей), которое включает: - распределение ресурсов, - адаптацию к внешней среде, - внутреннюю координацию, - организационное стратегическое предвидение. 5. По учету прогнозного фона различают условные и безусловные прогнозы. Прогнозный фон – совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенно влияющих на развитие объекта. Условный прогноз - высказывание о неизвестном событии ставится в зависимость от другого, основного события. Например, если инфляция превысит 50% в год, то кредитование промышленности станет невозможным. Безусловный прогноз - будущее предсказывается вне зависимости от каких-либо других событий или условий. 6. По точности прогнозных характеристик принято выделять точечные и интервальные прогнозы. Точечный прогноз дает единственный вариант. Например, температура воздуха завтра составит +5 "С. При прочих равных условиях вероятность того, что точечный прогноз сбудется, меньше, чем предсказания интервального прогноза. Однако для практиков точечный прогноз является более ценным.
Интервальные прогнозы характеризуют будущую ситуацию некоторым интервалом (например, температура воздуха составит +3... +6 "С; прибыль предприятия в будущем году увеличится на 20-30%). При слишком широком интервале прогноз наверняка сбудется, но его ценность снижается. 7. По размерности характеристик объекта прогнозирования различают одномерные и многомерные прогнозы. Одномерные дают описание перспектив развития объекта одной характеристикой, например, прогноз курса акций или валют. Многомерные прогнозы описывают перспективы развития объекта прогнозирования несколькими характеристиками (прогнозы рынка труда, здоровья нации и т.д.).
Понятие «организация прогнозирования»- включает в себя три составляющие: • во-первых, это формирование определенной организационной • во-вторых, определение состава прогнозных документов, порядка и сроков их разработки, исполнителей; • в-третьих, определение последовательности процедур и методов, применяемых при разработке конкретного прогноза, так называемая технология прогнозирования. Основные элементы организационной структуры — субъект прогнозирования, заказчик и потребитель прогноза. Субъект прогнозирования — организация, предприятие, учреждение или отдельное лицо, осуществляющее разработку прогноза. Заказчик прогноза — организация, предприятие или отдельное лицо, выдающее задание на прогноз, выступающее инициатором его разработки. Потребитель прогноза — организация, предприятие или отдельное лицо, использующее его результаты в своей деятельности. В отдельных случаях потребителем прогноза может являться заказчик. Вопросы и задания № 1. Определите виды прогноза по времени упреждения. Основные этапы долгосрочной стратегии: - 1 этап (2000-2001 гг.) – запуск эффективной части простаивающих производственных мощностей и повышение платежеспособного спроса населения; - 2 этап (2002-2009 гг.) – переход в режим устойчивого экономического роста на базе развития производства, развертывания инвестиционной деятельности, переход на ресурсосберегающие и наукоемкие технологии;
- 3 этап (2010-2015 гг.) выход на мировой рынок, развитие информационно-индустриальных технологий. № 2. Определите виды прогноза в зависимости от методического подхода. Если снизить затраты на хранение товаров не менее, чем 10,8%, то возможно снижение розничной цены на них более, чем на 1,4%. № 3. Назовите вид прогноза в соответствии с представленными периодами: А) на 3 года; Б) на 10 лет; В) более 15 лет; Г) на 1 месяц; Д) на полгода. № 4. Определите тип прогноза по степени влияния на исследуемый объект: 1) прогноз погоды; 2) прогноз изменения моды; 3) прогноз спроса на товар; 4) прогноз развития потребительского рынка. № 5. К какому виду по учету прогнозного фона (условный или безусловный) следует отнести такие прогнозы: - в прогнозном году спрос населения на ювелирные изделия из золота увеличится на 3%; - если в прогнозном году произойдет увеличение реальных доходов населения на 7%, то спрос населения на ювелирные изделия из золота увеличится на 3-4%? Поясните, почему так. № 6. В 1960-1980-е годы среднесрочные прогнозы разрабатывались в основном на пятилетний период. В настоящее время произошло сужение среднесрочного горизонта прогнозирования (два, три года). Почему так происходит?
Глава 2. Информационное обеспечение прогнозирования в экономике
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |