КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологические и теоретические основы российской психологической науки
Общее понятие о методологии и теории. Лекция.
Для того чтобы наука эффективно развивалась ей необходимо опираться на определенные исходные положения, дающие правильное представление о феноменах, которые она изучает. Именно в роли этих позиций выступают методология и теория науки. Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Выделяют три уровня методологии любой науки: 1. Всеобщая (философская) методология - философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий. 2. Специальная методология – методология конкретной науки, которая позволяет формулирование собственных внутринаучных законов и закономерностей. 3. Частная методология – представляет собой совокупность методов, которыми пользуется наука при изучении своего предмета.
Теория – это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющий строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах. Например, в физике – теория относительности; в математике – теория …; в педагогике – теория формирования коллектива; в психологии – теория деятельности и т.д. Таким образом, в основе всех исследований и изучения предмета той или иной науки лежат методология и теория.
В качестве общей методологии отечественной психологии выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающей действительности, роли и месту психики и психического в нем. Содержание данного подхода составляют научные представления о: · первичности материи и вторичности сознания; · движущихся силах развития окружающего мира, материи, которые подчиняются законам: «Единства и борьбы противоположностей», «Перехода количественных изменений в качественные», «Отрицания отрицания»; · единстве внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности человека; · социальной обусловленности развития человеческой психики;
Специальной методологией российской психологии являются ее методологические принципы. 1 принцип Детерминизма - причинная обусловленность психических явлений. – 1 группа внешние причины детерминентности: – особенности культуры; – социального окружения; – условия жизни. – 2 группа внутренние детерминанты: – анатомо-физиологические особенности; – потребности; – ценностные ориентации; – личностные характеристики. 2 принцип Единства сознания и деятельности – сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и нетождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности человека, а деятельность есть проявление активности сознания. 3 принцип Активности сознания - способность к целеполаганию и целепониманию: человек ставить цель, выбирает способы ее осуществления и достижения и оценивает результат. 4 принцип Психофизиологическое единство - теория психического отражения – «Теория единства»: физиологические и психические процессы протекают одновременно, но они качественно различны. 5 принцип Развития психики как производного, но специфического компонента в эволюции. Психика может быть правильно понята лишь тогда, когда она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития. 6 принцип Историзма (Герцен: «последнее звено природы и первое звено истории» + Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского) 7 принцип Единства теории и практики - любая разработанная теория должна подтверждаться на практике. 8 принцип Личностного подхода - каждый человек уникален, поэтому подходить к исследованию личности необходимо с точки зрения ее индивидуальности.
Частной методологией психологии выступают методы ее исследования, с которыми мы познакомимся на последующих занятиях.
Теоретической основой российской психологии являются научные представления, разработанные в теориях и концепциях известных ученых: · представление о психике как функции головного мозга; · представление о сознании как высшем этапе развития психики; · представление о сущности проявления психики; · понятие о методологии психологической науки; · представление о методах и методиках изучения психических явлений.
Что бы лучше познакомиться с теоретическими основами российской психологии на следующем уроке мы проведем конференцию на тему: «Отечественные ученые, стоящие у истоков зарождения психологической науки». Для этого вам необходимо составить биографические справки о деятелях науки и подготовиться к публичному их изложению. Сейчас перечислим тех ученых, чьи работы и исследования внесли большой вклад в развитие российской психологии: · Иван Михайлович Сеченов, · Иван Петрович Павлов, · Владимир Михайлович Бехтерев, · Георгий Иванович Челпанов, · Сергей Леонидович Рубинштейн, · Лев Семенович Выготский, · Алексей Николаевич Леонтьев, · Николай Александрович Бернштейн, · Петр Кузьмич Анохин, · Борис Герасимович Ананьев, · Александр Иванович Лурия, · Павел Петрович Блонский, · Александр Владимирович Запорожец, · Константин Константинович Корнилов, · Николай Николаевич Ланге, · Александр Петрович Нечаев. Для того, что бы вам легче было составить биографическую справку можно воспользоваться следующим алгоритмом. · Ф.И.О. ученого, годы жизни. · Основные этапы жизни и научной деятельности. · Разработанные теории; · Основные труды, изданные статьи, сборники, учебники. · Актуальность и значение, разработанных теорий на современном этапе.
ТЕМА 5. «Отечественные ученые, стоящие у истоков зарождения психологической науки в России» (2 часа). Тип урока: конференция (сообщение новых знаний).
Цель: способствовать осознанию студентами роли выдающихся ученых в становлении и развитии отечественной психологии.
Задачи: 1. Познакомить студентов с выдающимися деятелями науки, стоящими у истоков зарождения российской психологии, а также их последователями. 2. Развивать рефлексивное слушание, умение конспектировать прослушанный материал, отбирая самое главное и важное. 3. Воспитывать познавательный интерес к знакомству с классиками отечественной науки.
Литература к теме: В.Г. Крысько. «Психология и педагогика в схемах и таблицах». Стр.23-24. И.В. Дубровина и др.. Психология. Стр.23-27.
Оборудование: DV – проектор; экран; презентация по теме конференции.
Структура урока: I часть: вводная беседа по вопросу
-Развитие отечественной психологии. II часть: выступления учащихся с подготовленными биографическими справками отечественных ученых, стоящих у истоков зарождения отечественной психологии. Самостоятельное заполнение таблицы по ходу выступления студентов.
III часть: подведение итога учебного занятия.
Д./з.: материал учебного занятия.
ТЕМА 6. «Классификация методов исследования психологии» (2 часа). Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний - КСО). Цель: формирование потребности в психологических знаниях.
Задачи: 1. Познакомить с классификациями методов исследования психологии (Б.Г. Ананьев, П. Пирьов). 2. Развивать умение конспектировать материал учебника, отбирая самое важное и главное. Учить работать по методике КСО. 3. Воспитывать познавательный интерес к изучению психологии.
Оборудование: Учебники по общей психологии по кол-ву учащихся. Раздаточный материал: карточки с заданием; карточки с алгоритмом работы по МВЗ.
Литература: Л.,Столяренко. Психология. Стр.12-17. А.В.Петровский. Психология. Стр.3-22. В.Г.Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Стр.6-11; 14-21. И.В.Дубровина. Психология. Стр.33-52. В.А.Сонин. Психологический практикум. Стр.4-11. Структура урока:
I часть: лекция по плану: 1. Классификация методов психологического исследования (Б.Г. Ананьев, П. Пирьов) II часть: КСО по методике взаимообмена заданиями (МВЗ) – Методы психологии.
III часть: подведение итога учебного занятия.
Д./з.: работа со словарем, подготовиться к опросу.
ТЕМА 6. «Классификация методов исследования психологии» (2 часа).
Вопросы: 1. Классификация методов психологического исследования (А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, П. Пирьов, С.Л. Рубинштейн). 2. Основные группы методов исследования в психологии.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |