Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические и теоретические основы российской психологической науки




Общее понятие о методологии и теории.

Лекция.

 

Для того чтобы наука эффективно развивалась ей необходимо опираться на определенные исходные положения, дающие правильное представление о феноменах, которые она изучает. Именно в роли этих позиций выступают методология и теория науки.

Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.

Выделяют три уровня методологии любой науки:

1. Всеобщая (философская) методология - философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий.

2. Специальная методология – методология конкретной науки, которая позволяет формулирование собственных внутринаучных законов и закономерностей.

3. Частная методология – представляет собой совокупность методов, которыми пользуется наука при изучении своего предмета.

 

Теория – это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющий строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах. Например, в физике – теория относительности; в математике – теория …; в педагогике – теория формирования коллектива; в психологии – теория деятельности и т.д.

Таким образом, в основе всех исследований и изучения предмета той или иной науки лежат методология и теория.

 

 

В качестве общей методологии отечественной психологии выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающей действительности, роли и месту психики и психического в нем.

Содержание данного подхода составляют научные представления о:

· первичности материи и вторичности сознания;

· движущихся силах развития окружающего мира, материи, которые подчиняются законам: «Единства и борьбы противоположностей», «Перехода количественных изменений в качественные», «Отрицания отрицания»;

· единстве внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности человека;

· социальной обусловленности развития человеческой психики;

 

Специальной методологией российской психологии являются ее методологические принципы.

1 принцип Детерминизма - причинная обусловленность психических явлений.

– 1 группа внешние причины детерминентности:

– особенности культуры;

– социального окружения;

– условия жизни.

– 2 группа внутренние детерминанты:

– анатомо-физиологические особенности;

– потребности;

– ценностные ориентации;

– личностные характеристики.

2 принцип Единства сознания и деятельности – сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и нетождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности человека, а деятельность есть проявление активности сознания.

3 принцип Активности сознания - способность к целеполаганию и целепониманию: человек ставить цель, выбирает способы ее осуществления и достижения и оценивает результат.

4 принцип Психофизиологическое единство - теория психического отражения – «Теория единства»: физиологические и психические процессы протекают одновременно, но они качественно различны.

5 принцип Развития психики как производного, но специфического компонента в эволюции. Психика может быть правильно понята лишь тогда, когда она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

6 принцип Историзма (Герцен: «последнее звено природы и первое звено истории» + Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского)

7 принцип Единства теории и практики - любая разработанная теория должна подтверждаться на практике.

8 принцип Личностного подхода - каждый человек уникален, поэтому подходить к исследованию личности необходимо с точки зрения ее индивидуальности.

 

Частной методологией психологии выступают методы ее исследования, с которыми мы познакомимся на последующих занятиях.

 

Теоретической основой российской психологии являются научные представления, разработанные в теориях и концепциях известных ученых:

· представление о психике как функции головного мозга;

· представление о сознании как высшем этапе развития психики;

· представление о сущности проявления психики;

· понятие о методологии психологической науки;

· представление о методах и методиках изучения психических явлений.

 

Что бы лучше познакомиться с теоретическими основами российской психологии на следующем уроке мы проведем конференцию на тему: «Отечественные ученые, стоящие у истоков зарождения психологической науки». Для этого вам необходимо составить биографические справки о деятелях науки и подготовиться к публичному их изложению.

Сейчас перечислим тех ученых, чьи работы и исследования внесли большой вклад в развитие российской психологии:

· Иван Михайлович Сеченов,

· Иван Петрович Павлов,

· Владимир Михайлович Бехтерев,

· Георгий Иванович Челпанов,

· Сергей Леонидович Рубинштейн,

· Лев Семенович Выготский,

· Алексей Николаевич Леонтьев,

· Николай Александрович Бернштейн,

· Петр Кузьмич Анохин,

· Борис Герасимович Ананьев,

· Александр Иванович Лурия,

· Павел Петрович Блонский,

· Александр Владимирович Запорожец,

· Константин Константинович Корнилов,

· Николай Николаевич Ланге,

· Александр Петрович Нечаев.

Для того, что бы вам легче было составить биографическую справку можно воспользоваться следующим алгоритмом.

· Ф.И.О. ученого, годы жизни.

· Основные этапы жизни и научной деятельности.

· Разработанные теории;

· Основные труды, изданные статьи, сборники, учебники.

· Актуальность и значение, разработанных теорий на современном этапе.

 

 

ТЕМА 5. «Отечественные ученые, стоящие у истоков зарождения психологической науки в России» (2 часа).

Тип урока: конференция (сообщение новых знаний).

 

Цель: способствовать осознанию студентами роли выдающихся ученых в становлении и развитии отечественной психологии.

 

Задачи:

1. Познакомить студентов с выдающимися деятелями науки, стоящими у истоков зарождения российской психологии, а также их последователями.

2. Развивать рефлексивное слушание, умение конспектировать прослушанный материал, отбирая самое главное и важное.

3. Воспитывать познавательный интерес к знакомству с классиками отечественной науки.

 

Литература к теме: В.Г. Крысько. «Психология и педагогика в схемах и таблицах». Стр.23-24. И.В. Дубровина и др.. Психология. Стр.23-27.

 

Оборудование: DV – проектор; экран; презентация по теме конференции.

 

 

Структура урока:

I часть: вводная беседа по вопросу

 

-Развитие отечественной психологии.

II часть: выступления учащихся с подготовленными биографическими справками отечественных ученых, стоящих у истоков зарождения отечественной психологии. Самостоятельное заполнение таблицы по ходу выступления студентов.

 

III часть: подведение итога учебного занятия.

 

Д./з.: материал учебного занятия.

 

 

ТЕМА 6. «Классификация методов исследования психологии» (2 часа).

Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний - КСО).

Цель: формирование потребности в психологических знаниях.

 

Задачи:

1. Познакомить с классификациями методов исследования психологии (Б.Г. Ананьев, П. Пирьов).

2. Развивать умение конспектировать материал учебника, отбирая самое важное и главное. Учить работать по методике КСО.

3. Воспитывать познавательный интерес к изучению психологии.

 

Оборудование: Учебники по общей психологии по кол-ву учащихся. Раздаточный материал: карточки с заданием; карточки с алгоритмом работы по МВЗ.

 

Литература: Л.,Столяренко. Психология. Стр.12-17.

А.В.Петровский. Психология. Стр.3-22.

В.Г.Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Стр.6-11; 14-21.

И.В.Дубровина. Психология. Стр.33-52.

В.А.Сонин. Психологический практикум. Стр.4-11.

Структура урока:

 

I часть: лекция по плану:

1. Классификация методов психологического исследования (Б.Г. Ананьев, П. Пирьов)

II часть: КСО по методике взаимообмена заданиями (МВЗ) – Методы психологии.

 

III часть: подведение итога учебного занятия.

 

Д./з.: работа со словарем, подготовиться к опросу.

 

ТЕМА 6. «Классификация методов исследования психологии» (2 часа).

 

Вопросы:

1. Классификация методов психологического исследования (А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, П. Пирьов, С.Л. Рубинштейн).

2. Основные группы методов исследования в психологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.