Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие о психике, развитие психики в филогенезе




Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключается в активном отображении субъектом объективного мира, построение субъектом неотчуждаемые от него картины окружающего мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

С.Л. Рубинштейн дал следующее определение психике. Психика - это опосредованное (обоснованное) познание психического через раскрытие его существенных связей.

Проблема развития психики имеет три аспекта:

1. возникновение и развитие психики в животном мире.

2. Возникновение и развитие человеческого сознания.

3. развитие психики в онтогенезе человека, начиная от рождения до конца жизни.

Развитие психики в животном мире тесно связано с развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т.п. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и уровней их психической регуляции.

Развитие мозга – необходимое условие развития психики. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило источником развития психики. Именно благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое.

Как известно, материя постепенно усложнялась и в своем развитии прошла две стадии:

· первая стадия – неживая материя:

· вторая стадия – живая материя: растительный мир, животный мир и сознательная жизнь.

Вся материя, начиная с неживой и кончая самой высшей и сложной - человеческим мозгом, обладает способностью отражения, т.е. способностью отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

По определению, данным Васильевым: «Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в способности принимать воздействие окружающей среды, перерабатывать их, сохранять на период времени и использовать в последствии»

Выделяют четыре вида отражения:

1. Механическое отражение – зеркальное отражение, которое отражает лишь внешнее очертание предмета или явления. Например, отражение в зеркале, в воде, в стекле и т.п.

2. Физическое отражение – это простейший вид отражения, способный отражать лишь начальные формы движения. Например, тропизм, представляющий собой начальную форму приспособления простейших организмов к внешним условиям на основе присущего им свойства раздражимости (растение поворачивается к свету).

3. Физиологическое (биологическое) отражение – более сложный вид, который соответствует более сложной органической жизни. Благодаря данному виду отражения животные осуществляют предметное восприятие окружающей действительности. Например, пресмыкающиеся отражают движения объекта (змея воспринимает движущийся объект, поэтому при встрече с ней рекомендуется стоять на месте и не двигаться).

4. Психическое отражение – самый сложный вид отражения и наиболее развитый. На низшей стадии его развития психика животных достигает самых совершенны форм ее развития, носящих название - интеллектуального поведения. На высшей стадии его развития сформировалось сознание и самосознание человека.

Существовали разные точки зрения относительно того, как возникла психика. Наибольшее развитие и признание получила теория развития психики, разработанная А.Н. Леонтьевым. Позднее на основе новейших зоопсихологических исследований К.Э. Фабри внес ряд уточнений в теорию, предложенною А.Н. Леонтьевым.

Согласно их теории развитие психики и поведения животных делится на ряд стадий и уровней.

· Первая стадия – стадия элементарной сенсорной психики. На этой стадии животные реагируют только на отдельные воздействия из внешней среды. Эта стадия включает в себя два уровня. Низший уровень характеризуется примитивной чувствительностью. Высший – характеризуется наличием ощущений и развитием двигательной активности (рытье в грунте, плавание и др.).

· Вторая стадия – стадия перцептивной психики. На этой стадии деятельность животного носит более сложный характер. На низшем уровне отражение окружающего происходит в форме образов предметов. На высшей – элементарное решение задач. Появляется способность к научению в виде формирования навыков. На этом уровне находятся позвоночные животные с хорошо развитой нервной системой. У животных высоко развиты инстинктивные формы поведения.

· Третья стадия – стадия интеллекта – характеризуется как весьма сложная деятельность. На этой стадии развития находятся высшие позвоночные животные – обезьяны и дельфины. Интеллектуальное поведение - вершина психического развития животных (пример с обезьяной).

Таким образом, развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает их психику, даже в высших ее проявлениях, качественно отличной от сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер.

Отсюда следует, что человеческая психика не дана в готовом виде человеку от рождения и не развивается сама по себе. Только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми у него формируется человеческие формы поведения и как следствие человеческая психика и сознание. В противном же случае, если человек изолирован от общества, у него ничего человеческого не появляется.

Еще Аристотель писал: «Человек вне общества либо зверь, либо бог, либо существо недоразвитое». В подтверждение этих слов можно привести множество примеров о детях-маугли, т.е. тех детях, которых воспитали животные (примеры).

Итак, специфические человеческие качества – сознание, речь, труд, т.е. человеческая психика, формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры общества.

Мы подошли к пониманию того, что психика человека имеет, по меньшей мере, три начала:

1) внешний мир, природа и ее отражение;

2) полноценная деятельность головного мозга;

3) общение и взаимодействие с людьми.

Выделим ряд особенностей развития психики человека, которые заключаются в следующем:

1. Необратимость изменений.

2. Прогрессивность изменений.

3. Стабильность изменений.

4. Обусловленность изменений к действию факторов (внешних – социально обусловленных и внутренних – анатомо-физиологических особенностях).

5. Обусловленность онтогенеза(развитие конкретного индивида) и филогенеза (историческое формирование живого организма).

 

Психическое отражение окружающего мира имеет ряд свойств:

1 свойство: Опосредованный (обоснованный) характер отражения.

2 свойство: Несовпадение по времени или опережающий характер психического отражения.

3 свойство: Субъективность (зависимость отражения от субъекта).

4 свойство: Избирательность и активность психологического отражения.

5 свойство: Подверженность адаптации (привыкание).

Основными функциями человеческой психики являются:

1. Отражение определенной действительности (картина мира).

2. Обеспечение целостности организма.

3. Регуляция и контроль деятельности и активности поведения.

4. Осознание человеком своего места в обществе.

 

И в заключение рассмотрения первого вопроса выделим уровни психического отражения.

--- 1 уровень Раздражение (после прямого воздействия).

--- 2 уровень Чувствительность (ощущение, порциональное отражение - разовое).

--- 3 уровень Поведение - сложный комплекс реакции живого организма на воздействие внешней среды (врожденные и приобретенные в процессе жизнедеятельности рефлексы и навыки), которые обеспечивают максимальную адаптацию организма к среде.

--- 4 уровень Сознание человека, имеющее свойства:

1. свойство Направленность сознания в будущее, предвидение событий.

2. свойство Сознание всегда АКТИВНО (изменение среды обитания).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 3087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.