КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мир психический явлений, изучаемый психологией
Теории психического отражения. Существовало несколько теорий психического отражения, среди которых можно назвать следующие: · теория «панпсихизма», согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая; · теория «биопсихизма» - приписывала психику всему живому, включая растения; · теория «антропопсихизма» относила психику только к существам, обладающим нервной системой. Во всех этих теориях критерии психического были внешними по отношению к формам существования организма. Другую группу теорий составляют те, которые исходят из внутренних, функциональных критериев. Таких теорий в настоящий момент существуют три: · теория психофизического параллелизма, согласно которой психическое и физическое составляют два ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но вместе с тем как две параллельные линии никогда не пересекаются, т.е. предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам (декартовская теория); · теория механического тождества, согласно которой психические процессы есть физиологические процессы, т.е. мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Это теория вульгарного материализма и недостаток ее в том, что психику материализуют, представляют ее в виде некого вещества; · теория единства, которая утверждает, что психические процессы и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны. Отечественная психология исходит из теории единства и рассматривает психику как системное свойство мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы головного мозга, которые формируются у человека в процессе жизни, в ходе овладения им исторически сложившихся форм поведения, деятельности и опыта человечества, через активную собственную деятельность. Таким образом, психика есть свойство (функция) высокоорганизованной материи отражать объективный мир субъективно, потребностно и критически.
Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которое отражает основное содержание психики человека и которые изучает психология. Он включает в себя: 1. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Они имеют четкое начало, определенный период течения и ярко выраженный конец. Психические процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление) и эмоционально-волевые (эмоции, чувства и воля). 2. Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие качественно - количественный уровень поведения и деятельности типичный для конкретного человека. К ним относятся: темперамент, характер, способности и направленности личности. 3. Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики, характерный для конкретного периода времени. К ним относятся: активность, пассивность, душевный подъем, упадок сил и др. 4. Психические образования – это психические явления, которые формируются в процессе жизни и деятельности человека, в содержание которых входит своеобразное сочетание знаний, умений и навыков. 5. Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным группам. Это процесс социальной и групповой перцепции, конфликты, конформизм, социальные роли и статусы и т.д.
Таким образом, сочетание всех этих психических явлений и процессов и составляют мир психических явлений, который изучает психология.
ТЕМА 8. «Сознание как высшая форма развития психики человека» (2 часа). Тип урока: лекционный (сообщение новых знаний). Цель: способствовать формированию научных знаний о развитии психики и сознания человека.
Задачи: 1.Познакомить учащихся с высшей формой развития человеческой психики – сознанием. 2.Развивать умение конспектировать лекционный материал, отбирая самое важное и главное; умение работать с учебником. 3.Воспитывать познавательный интерес к изучению психики, стремление познать психическую деятельность человека.
Оборудование: Учебник И.В.Дубровина и др. Психология (по количеству учащихся).
Литература: Л.Д.Столяренко. Психология. Стр.5-9; 227-231. И.В.Дубровина. Психология. Стр. 76-90. Структура урока:
I часть: организационный -постановка цели и задач урока.
II часть: лекция по плану:
1. Сознания высшая форма развития психики. 2. Структура сознания. 3. Формы самосознания и самооценка личности. 4. Формы нарушения самосознания. III часть: рефлексия: -Что нового и полезного для себя я получил на уроке?
Д./з.: лекционный материал.
ТЕМА 8. «Сознание как высшая форма развития психики человека» (2 часа).
Вопросы: 1.Сознания высшая форма развития психики. 2.Структура сознания. 3.Формы самосознания и самооценка личности. 4.Формы нарушения самосознания.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |