КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция. Классификация методов психологического исследования (А.Р
Классификация методов психологического исследования (А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, П. Пирьов, С.Л. Рубинштейн). Лекция. Каждая наука имеет свой предмет исследования и использует при этом определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений и процессов. «Метод - путь научного познания, это способ, посредством которого познается предмет науки». Метод включает в себя приемы и средства, с помощью которых оказывается возможным получить достоверные данные об обследуемом объекте. Система методов обледенена наличием частной методологии науки, о которой мы говорили на предыдущих занятиях. Методы психологии должны отвечать следующим требованиям: -они должны исходить из принципа детерминации, отражать специфику предмета исследования; -должны быть объективными, т.е. должны объединять внешние и внутренние проявления психики, исходя из природы психического; -должны быть адекватными проблематике, поэтому должны быть стандартизированы; -рассмотрение исследуемого процесса или явления должно проводится с учетом генетического (эволюционного) принципа, т.е. с учетом индивидуальных различий. В настоящее время нет общепризнанной классификации методов исследования, и это в значительной степени связано с неоднозначной трактовкой самого термина «метод». Например, А.Р. Лурия классифицировал три основные метода психологического исследования: метод структурного анализа, экспериментально-генетический метод и экспериментально-патологический метод. Кроме того, им выделены методы количественной и качественной оценки психических процессов и измерения уровня из развития (тесты). Большая работа по научной систематизации методов психологического исследования была проведена Б.Г. Ананьевым, предложившим развернутую многоплановую классификацию. Им выделено четыре основные группы методов. --- 1 гр. Методы проведения психологического исследования. 1. Организационный. 2. Лонгитюдиональный. 3. Комплексный.
--- 2 гр. Эмпирические методы: 1. Обсервационные. 2. Экспериментальные. 3. Психодиагностические. 4. Методы приемов анализов процессов продуктов деятельности. 5. Контент-анализ. 6. Биографические методы.
--- 3 гр. Приемы обработка данных: 1. Количественный и качественный анализ. 2. Прием группировки. 3. Классификация.
--- 4 гр. Интерпретационный метод. 1. Метод типологии. 2. Психология профессии.
Известный отечественный психолог П. Пирьов в своей классификации выделил шесть основных групп методов.
--- 1 гр. Методы наблюдения. 1. Объективное наблюдение. 2. Самонаблюдение.
--- 2 гр. Экспериментальная. 1. Лабораторный. 2. Естественный. 3. Психолого-педагогический эксперимент.
--- 3 гр. Методы моделирования психологии. 1. Математическое моделирование. 2. Физическое моделирование. 3. Схематическое моделирование. 4. Кибернетическое моделирование.
--- 4 гр. Психологические характеристики (различные варианты интерпретации первичных психологических данных) - практические рекомендации, прогноз развития ситуаций.
--- 5 гр. Вспомогательные методы. 1. Математической статистики. 2. Экспертных оценок. 3. Анализа продуктов деятельности. --- 6 гр. Специальные методы. 1. Генетический метод. 2. Филогенетические метод. 3. Биографический. 4. Сравнительный. 5. Патопсихологический.
Мы познакомимся с наиболее простой классификацией методов психологического исследования, разработанной классиком отечественной психологии С.Л. Рубинштейном. Он выделял две основные группы методов исследования: основные методы и вспомогательные. К основным методам исследования психологии относятся: наблюдение и эксперимент. К вспомогательным методам - изучение (анализ) продуктов деятельности, анкетирование, тестирование, генетический метод, беседа, интервью. Для более подробного знакомства с методами психологических исследований мы сегодня попробуем поработать коллективно по методике взаимообмена заданиями. (Объяснение работы по МВЗ).
ТЕМА 6(а). «Методологические и теоретические основы психологии» (2 часа).
Тип урока: практический (проверка знаний). Цель: выявить степень усвоения учебного материала.
Задачи: 1. Проверить уровень усвоения теоретических знаний студентов по пройденным темам. 2. Развивать умение применять полученные теоретические знания при выполнении эвристических заданий. 3. Воспитывать интерес к изучению учебного предмета.
Оборудование: карточки с проверочной работой, рабочие тетради студентов для практических и самостоятельных работ. Литература: конспекты лекций студентов; психологические словари (студентов). Структура урока:
I часть: постановка цели и задач урока; пояснение по выполнению проверочной работы.
II часть: самостоятельное работа студентов по выполнению проверочной работы.
III часть: подведение итога урока по вопросам:
-Какие задания вызвали самые большие затруднения? Почему? -Какие задания показались самыми простыми? -Как вы относитесь к такой форме проведения проверочной работы?
Д./з.: работа со словарем.
ТЕМА 7. «Понятие психики. Теории психического отражения» (2 часа). Тип урока: лекционный (сообщение новых знаний). Цель: способствовать формированию научного диалектико-материалистического познания объективной реальности.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с миром психических явлений, изучаемых психологией. Дать общее понятие о теориях психического отражения: психофизического параллелизма, теории механического тождества и теории единства. 2. Развивать умение конспектировать лекционный материал, отбирая самое важное и главное. 3. Воспитывать познавательный интерес к изучению психологии.
Оборудование: наглядные таблицы, карточки с письменным опросом в двух вариантах по количеству студентов.
Литература: Л.Д.Столяренко. Психология. Стр.4-5. А.В.Петровский. Психология. Стр.3-22. В.Г.Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Стр.12-13; 34-35; 38-39; 42-43. И.В.Дубровина. Психология. Стр.8-10.
Структура урока:
I часть: фронтальный письменный опрос.
II часть: лекция по плану:
1. Общее понятие о психике, развитие психики в филогенезе. 2. Теории психического отражения. 3. Мир психических явлений, изучаемый психологией. III часть: рефлексия: -Что нового и полезного для себя я получил на уроке?
Д./з.: лекционный материал, работа со словарем.
ТЕМА 7. «Понятие психики. Теории психического отражения» (2 часа).
Вопросы: 1.Общее понятие о психике, развитие психики в филогенезе. 2. Теории психического отражения. 3. Мир психических явлений, изучаемый психологией.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 3427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |