Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка существенности различия средних




Для оценки существенности различия двух средних предназначен критерий t-Стьюдента, исчисляемый по формуле:

tрасч, где

tрасч – фактическое значение критерия t-Стьюдента,
–средние двух совокупностей,
sразн – показатель колеблемости разности.

Показатель колеблемости разности может быть исчислен так:

, где

– дисперсия признака в первой совокупности,
– дисперсия признака во второй совокупности,
n1, n2 – объем совокупностей,
(n1-1), (n2-1) – число степеней свободы

Если объемы совокупности велики, то приведенную формулу упрощают, т.е. в знаменателях дробей ставят просто n1 и n2. Исчисленное с помощью формулы фактическое значение критерия – tрасч. сравнивают с его критическим значением – tкр. Если совокупность большого объема, то величина tкр подчиняется закону нормального распределения и берется из таблиц интегральной функции нормального распределения F(t) или функции Лапласа Ф(t). Если расчеты ведутся по малой совокупности (n<30), то величина tкр. подчиняется распределению Стьюдента и ее критическое значение берется из таблиц S(t)-распределения.

Если в ходе сравнения окажется, что tрасч£tкр, то нулевую гипотезу считают не противоречащей данным наблюдения. При tрасч>tкр нулевую гипотезу отвергают в пользу одной из альтернативных гипотез.

Рассмотрим расчет показателей вариации по следующим ее данным об успеваемости в двух группах студентов (табл. 4.4):

Таблица 4.4

Успеваемость студентов

Группы по полу Число студентов в группе Успеваемость отдельных студентов в баллах
Юноши Девушки   5; 5; 4,6; 4,5; 3,2; 3 4,2; 4,1; 4; 4; 3,9; 3,8

В какой группе успеваемость выше; являются ли различия в средней успеваемости двух групп студентов существенными?

  Юноши Девушки
W 2,0 0,4
s2 0,6617 0,0167
s 0,813 0,129
V 19,4% 3,2%

; ;

; .

tкр=2,57 при числе степеней свободы (6-1=5) при 5%-ом уровне значимости.

Так как tрасч<tкр (0,54<2,57), то различия в средней успеваемости двух групп студентов не существенны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.