Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 3. Оценка существенности среднего различия (в отличие от оценки существенности различия средних)




Оценка существенности среднего различия (в отличие от оценки существенности различия средних)

Проводится исследование влияния на урожайность некоторого удобрения. При этом использовали 10 участков одинакового размера. На 5 контрольных участках удобрение не вносилось, а на 5 опытных вносилось. Участки подобраны парами по критерию равенства всех остальных условий. Необходимо проверить статистическую гипотезу относительно среднего различия между парами взаимосвязанных наблюдений в генеральной совокупности.

 

Наблюдение Опытный участок Контрольный участок Разность Квадрат разности
  13,6 10,5 3,1 9,61
  16,2 12,4 3,8 14,44
  17,9 15,3 2,6 6,76
  13,5 11,7 1,8 3,24
  14,8 13,1 1,7 2,89
Всего 76,0 63,0 13,0 36,94
Средняя 15,2 12,6 2,6  

 

Т.к. наблюдения двух выборок попарно связаны (зависимые выборки), то проверяют не различие между средними, а среднее значение различия между парами наблюдений.

Сформулируем нулевую и альтернативную гипотезы.

 

Уровень значимости примем 0,05.

Определим среднюю разность:

Определим дисперсию средней разности:

0,628

Дисперсия в генеральной совокупности:

=0,785

Вычислим среднюю ошибку средней разности

0,396

Рассчитаем фактическое значение критерия Стьюдента

6,566

Табличное значение критерия Стьюдента 2,78.

Поскольку фактическое значение больше критического, то нулевую гипотезу следует отклонить. Это означает, что величина средней разности средних урожайностей по двум парам выборок является существенной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.