Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.Н. Скаткин




Основная идея:

Основные труды:

Высказывание:

 

 

Тема: Содержательный компонент педагогической системы.

 

Список рекомендуемой литературы:

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М. 1999.

Лебнев В.С. Содержание образования. – М. 1989

Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.1999

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: / под ред С. С. Смирнова. – М. – 2000

Педагогика/ под ред. П. И. Пидкасистого. – 2002

 

 

Задание №1 заполните таблицу до чтения текста и после чтения, если вы согласны с утверждением то поставьте +, если не согласны -

Таблица «Верные и неверные утверждения»

 

Утверждения До чтения текста После чтения текста
Под содержанием образования понимаются знания умения навыки    
Существуют разные подходы к определению содержания образования    
Личностно – ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека    
Знаниево – ориентированное содержание образования способствует социализации личности.    
Знание – это отражение свойств вещей    
Идея развития целостной личности основная идея содержания образования    
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация.    

 

Задание №2 прочитайте текст, маркируя текст значками по мере чтения:

«v» - уже знаю,

«+» - новое,

«!» - думал иначе,

«?» - не понял.

Процесс обучения предполагает реализацию содержания образования, которое выступает средством развития личности. Содержание образования определяется. как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. (Педагогический словарь. – М. 1990). Понятие «Образование» было введено И.Г. Песталоцци (1746-1826). В конце 18 – начале 19 веков в психолого-педагогической литературе появились термины «формальное образование» и «материальное образование». На основе которых впоследствии сформировались два крупных направления в области содержания образования: материального и формального содержания образования. Сторонники теории материального образования,(дидактический материализм) считали, что цель образования состоит в передаче учащимися как можно большего объема знаний из различных областей наук. Эти убеждения разделяли: Я.А.Коменский, Г.Спенсер и др. Сторонники теории формального содержания образования (ДЖ. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт и др.) считали, что источником знания служит разум, знания поражаются исключительно самостоятельностью ума человека. Они считали, что важнейшим является развитие способной личности к анализу и синтезу, а не овладение фактическими знаниями. Критиком формального и материального содержания образования выступал К.Д. Ушинский. Он считал, что необходимо не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями, полезными для дальнейшей деятельности. В первой половине 20 века получила развитие теория дидактического утилитаризма, автором которой считают Дж.. Дьюи. Он считал, что образование должно быть научным. В 1950-е гг. была разработана теория операциональной структуризации образования. Данная теория направлена на на то как учить. Ее сторонники считают необходимым проводить анализ знаний и устанавливать межпредметные связи. Анализ различных подходов позволяет сделатьвывод, что при составлении содержания образования необходимо выделять познавательную, развивающую и воспитательную ценность. В последнее десятилетие под влияние идеи гуманизацииобразования, широко используется личностно- ориентированный подход к определению содержания образования, который опирается на удовлетворение образовательных, духовных, культурных, жизненных и др потребностей личности. Личностно- ориентированное содержание образование направлено на развитие природных особенностей человека(здоровья, способностей, чувств, действий…) Смена подходов к сущности содержания образования показывает, что содержание образования имеет исторический характер и определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Развитие целостной человеческой личности – определяет содержание современного образования. Понятие содержание образования включает ряд компонентов: · Когнитивный опыт личности · Опыт практической деятельности · Опыт творчества · Опыт отношений личности Основным компонентом содержания образования является когнитивный опыт личности, который включает в себя знания. Знания как основной элемент содержания образования являются отражением свойств вещей, предметов, в которых обобщен весь опыт практики людей за весь процесс социально- исторического развития. Содержание образования включают в себя следующие виды знания: · Основные понятия и термины · Факты повседневной действительности · Основные законы науки · Теории · Знания о способах научной деятельности, методах познания · Оценочные знания о нормах о отношениях. Также знания можно разделить на системные и систематизированные. Систематизированные знания - это определенным образом классифицированные знания (например: стол, стул, кровать это мебель) Системные знания – это знания раскрывающие взаимосвязи между предметами и явлениями (например: рыба живет в воде, поэтому покрыта чешуей) Но одних знаний не достаточно, необходимо усвоить опыт их применения. т.е умения и навыки, которые и составляют следующий компонент содержания образования – опыт практической деятельности. Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) умения и навыки могут быть: · Общими (сравнить, составить план, сделать вывод и др) · Специфическими (постановка опытов, решение математических задач, примакивать кисточкой и др.) Т.о. практический компонент содержания образования составляет система общеинтеллектуальных и практических умений и навыков.   Следующий компонент опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску новых способов преобразования действительности: · Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию · Видение новой проблемы в знакомой ситуации · Видение новых функций · Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый · Нахождение новых способов решения · Построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.   Опыт отношения личности представляет собой систему мотивационно- ценностных установок и эмоционально- волевых отношений. «Пока человек, зная нормы поведения, ведет себя как принято, но делает это равнодушно, его нельзя считать воспитанным» (С.А. Смирнов) Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями является условием формирования системы ценностей.   Одной из современных тенденций образования являетсястандартизация системы образования. Понятие стандарт происходит от английского слова и в переводе означает образец, норма. Под стандартизацией образования понимается установление единых требований к образовательной деятельности. Государственный образовательный стандарт (ГОСТ) –это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания и максимум учебной нагрузки, обеспечивающий уровень подготовки выпускников образовательных учреждений. В нашей стране ГОСТ является основным нормативным документом, раскрывающим сущность закона «ОБ образовании» Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой. Образовательная программа – это документ, определяющий систему научных знаний, нравственно – этических идей и практических умений, которыми необходимо овладеть воспитаннику. В основе программ лежат научно – педагогические требования. Программы могут быть: · Типовыми ( утвержденные Министерством образования России и имеют рекомендательный характер) · Рабочими (в которых раскрывается региональный компонент, данные программы утверждаются педагогическим советом учреждения) · Авторскими ( на основе ГОСТ, но содержат иную логику изложения, собственные точки зрения.) Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в области разработки программы и быть утверждены педагогическим советом учреждения.   В структуре учебной программы выделяют три элемента: 1. пояснительная записка, в которой определены основные задачи и цели создания программы, выделены концептуальные положения) 2. содержание программы, раскрытие содержания тем, знания и умения 3. методические указания, дидактические материалы и т.п.      

 

Задание № 2 заполните таблицу «Верные и неверные утверждения», проанализируйте, как изменились ваши взгляды.

Задание №3 запишите вопросы, которые будут способствовать усвоению содержания темы (подготовьтесь их задать сокурсникам)

«тонкие» (кто, что, как)

3. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«толстые» (в чем различие, предположите, что если)

· _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №4 составьте план-схему для опорного конспекта, выделяя основные структурные единицы изучения.

 

 

 

Задание №5 используя опорную схему, составьте опорный конспект в своей рабочей тетради по педагогике.

 

Задание №6 составьте синквейн (пятистишье) по теме.

Правило составления:

1. тема – 1 слово – существительное

2. описание темы – 2 слова - прилагательные

3. действие – 3 слова – глаголы

4. отношение автора к теме – 4 слова – фраза

5. резюме темы (эмоции, чувства)- 1 слово

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Персоналии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.