КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование удовлетворенности потребителей
К основным элементам управления взаимоотношениями с потре- бителями относятся: - постоянный сбор информации об их ожиданиях; - доведение этой информации до персонала организации; - использование полезной информации для разработки, производства и реализации продукции или услуг; - мониторинг удовлетворенности потребителей. Схематично цикл управления взаимоотношениями с по- требителями отражен на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Цикл управления взаимоотношениями с потребителями Из рис. 2.4. видно, что составляющими процесса управления взаи- моотношениями с потребителями являются формирование и реализация механизма обратной связи. Основная цель таких исследований − привлечение новых клиентов, рост числа постоянных клиентов, расширение и завоевание рынков сбыта. Исследование способствует: - измерению степени удовлетворенности продукцией в целом; - сравнению представления персонала об ожиданиях потребителей с их реальными требованиями; - определению приоритетных направлений и объектов для проведения улучшений в организации; - выявлению ценностей потребителей, влияющих на их предпочтения, а также факторов, влияющих на повышение степени удовлетворенности. Рост числа постоянных клиентов является стратегической задачей для бизнеса. Борьба за постоянного клиента предполагает рост степени лояль- ности, как правило, за счет группы не определившихся потребителей. За- дача организации − привлечь и удержать клиентов, то есть стимулировать повторную покупку. Японский ученый Н. Кано в 1970-х гг. предложил модель, характеризующую степень удовлетворенности потребителя каче- ством продукции или услуги.
Рис. 2.5. Взаимосвязь между удовлетворенностью и лояльностью потребителей Теория Н. Кано базируется на следующих принципах: - представления потребителей о качестве неясны, но могут быть вы- явлены и конкретизированы с помощью исследования; - для некоторых характеристик продукции или услуги удовлетворен- ность потребителей пропорциональна степени присутствия данных харак- теристик; - для некоторых характеристик такой жесткой зависимости не существует; - принадлежность характеристик к той или иной группе может быть выявлена в ходе анкетирования, опросов и т. д. Согласно данным принципам и модели, приведенной на рис. 2.6, можно выделить уровни удовлетворенности, связанные с ожидаемым ка- чеством продукции (услуг), желаемым качеством и привлекающим или волнующим качеством.
Рис. 2.6. Уровни удовлетворенности потребителей Ожидаемое качество отражает такие характеристики продукции, ко- торые могут побуждать или не побуждать потребителя к ее приобрете- нию. При отсутствии данных характеристик потребитель просто не рас- сматривает данный товар или услугу как альтернативу существующему выбору. Примером таких характеристик могут быть неработающие тор- моза автомобиля. В то же время наличие данных характеристик не по- вышает удовлетворенность потребителей, так как рассматривается ими как соблюдение необходимых требований. Таким образом, существуют свойства продукции, наличие которых служит необходимым условием удовлетворенности. Желаемое качество связано с совершенствованием отдельных свойств и продукции (услуги) в целом. Речь идет о таких характеристиках, со- вершенствование которых прямо влияет на повышение удовлетворенно- сти потребителей. Примерами таких свойств могут быть экономичность автомобиля, его безопасность и т. п. Сокращение времени предоставления определенной услуги, эстетика места оказания услуги и другие также вы-
зывают рост удовлетворенности потребителей. Привлекающее (волнующее) качество отражает такие свойства про- дукции или услуги, которые связаны с предвосхищением нужд потребите- лей. Их отсутствие воспринимается потребителями нейтрально и не пре- пятствует выбору, однако наличие таких характеристик повышает удовле- творенность. Эти свойства способны приятно удивить потребителя, одна- ко не рассматриваются им как обязательные. Необходимо иметь в виду, что привлекающее качество достаточно быстро переходит на уровень же- лаемого. Наличие и рост числа потребителей, удовлетворенных продукци- ей или услугами, предоставляют организации ряд преимуществ, важней- шие из которых приведены на рис. 2.7.
Рис. 2.7. Преимущества организации, полученные вследствие удовлетворения запросов потребителей При исследовании удовлетворенности потребителей необходимо пом- нить ряд правил: - удовлетворенные потребители рассказывают о своем положитель- ном впечатлении как минимум пяти знакомым, а в среднем − восьми, не- удовлетворенные сообщают о своих впечатлениях разным людям в сред- нем 16 раз; - для привлечения нового потребителя требуется в 5 раз больше за- трат, чем для удержания существующего; - 98 % неудовлетворенных потребителей не высказывают своих пре- тензий к организации. В стандарте ГОСТ Р ИСО 9004-2011 отмечено, что организации следу- ет разработать и использовать источники информации об удовлетворенно- сти потребителей, а также сотрудничать со своими покупателями с целью прогнозирования будущих потребностей. В качестве примеров источников информации в стандарте приведены: жалобы потребителей, непосредст- венное общение с ними, анкетирование и обзоры, сбор и анализ данных по субподряду, целевые группы, отчеты организаций-потребителей, сообще- ния в различных СМИ, каждая организация должна определить и использовать свои источники информации. Для получения наиболее полной информации об удовлетворенности потребителей организация должна выбрать соответствующие методы: - методы, основанные на использовании внешней информации: Общий обзор рынка позволяет оценить качество продукции (услуг)
в целом. Исследования предполагают оценку мнений внешних потребите- лей, а также потребителей организаций-конкурентов. Опросы потребителей при каждой сделке. Опросы об удовлетво- ренности потребителей качеством продукции (услуг) непосредственно по- сле заключения сделки либо по истечении определенного времени. «Тайный потребитель» − персонал организации, осуществляющий исследования, становится «потребителем» на время и на собственном опыте выясняет и оценивает качество оказываемых услуг или приобре- таемой продукции. Опросы новых клиентов, потребителей, реже обращающихся в организацию, и «потерянных» потребителей проводятся для выяснения, почему потребители выбрали данную организацию, почему они сократили приобретение продукции (услуг), почему решили сменить своего постав- щика. Организация работы фокус-групп – целенаправленный опрос не- большой группы в отношении удовлетворенности отдельными характери- стиками продукции (услуги). Обеспечение деятельности потребительских консультационных групп потребителей, периодически нанимаемых организацией для обрат- ной связи и консультаций по вопросам совершенствования работы. Сбор жалоб, предложений и комментариев потребителей – фор- мирование системы сбора, классификации и доведения информации о жа- лобах и предложениях потребителей до персонала организации - методы, основанные на использовании внутренней информации: рост числа клиентов в целом, в том числе постоянных потребите- лей, продолжительность взаимодействия с ними, количество пролонгиро- ванных и расторгнутых договоров, рост объемов производства и завоева- ние новых рынков и т. д. Одним из методов является самооценка деятельности организации на основе определенного набора критериев, в состав которых входит и удовлетворенность потребителей: во-первых, на основе информации, полученной непосредственно от них, а во-вторых, на основе данных самой организации (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Области оценки удовлетворенности потребителей
Исследование удовлетворенности потребителей будет эффективным при соблюдении следующих условий: - системности проведения; - охвата значительного числа потребителей; - постоянного совершенствования методики оценки; - принятия и реализации управленческих решений по результатам оценки. Контрольные вопросы и задания по лекции 2 «ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ» 1. Раскройте содержание принципа «ориентация на потребителя». 2. Приведите характеристику взаимосвязи принципа «ориентация на потребителя» с другими принципами управления качеством. 3. Назовите основные элементы управления взаимоотношениями с по- требителями. Какой из них, на ваш взгляд, наиболее значим? 4. Каково содержание цикла управления взаимоотношениями с по- требителями? 5. С какой целью проводится исследование удовлетворенности потре- бителей? 6. Дайте характеристику модели Н. Кано. 7. Какие преимущества получает организация вследствие роста удов- летворенности потребителей? 8. Перечислите источники информации, которые может использовать организация для исследования удовлетворенности потребителей. 9. Раскройте содержание основных методов исследования удовлетво- ренности потребителей. 10. Проанализируйте содержание табл. 2.3. В чем, по вашему мнению, заключается отличие в восприятии степени удовлетворенности между по- требителями и организацией-производителем? 11. Составьте список ваших персональных «потребителей». Что вы можете предпринять, чтобы определить и удовлетворить их потребности? 12. Предложите ситуацию, в которой реализация принципа «ориента- ция на потребителя» не является определяющей для успеха организации. 13. Каким образом организация определяет своих потребителей? Кто, по вашему мнению, является потребителем для вашего учебного заведе- ния, органов государственной власти, футбольного клуба?
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 3414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |