Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательской деятельности




Понятие и функции

Ранее мы исходили из предположения, что обсуждаемые понятия всем ясны и разумеются сами собой. Однако, Говоря всерьез о предпринима­тельстве, необходимо выяснить, что скрывается за термином «предпринима­тельская деятельность». Юридическое толкование предпринимательской


Глава 2 Общие основы предпринимательства



деятельности дает Гражданский кодекс РФ, подразумевая под предприни­мательством самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятель­ность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или ока-тния услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установлен­ном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

С точки зрения права такое определение предпринимательской дея­тельности вполне оправданно Однако экономическая природа предпри­нимательства значительно шире.

В западных странах предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе ко-юрого лежат постоянный поиск новых рыночных возможностей, ориен-[ация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.

Если обобщить суждения современных российских экономистов, они определяют предпринимательство как свободное экономическое хозяй­ствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законо­дательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений» целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и обще­ства в товарах (работах, услугах) и получения прибыли, необходимой для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Как видно из представленных определений, существуют различия в i олковании понятия предпринимательской деятельности между россий­скими и зарубежными экономистами В частности, западные авторы боль­шой упор делают на инновационный характер предпринимательской деятельности, суть которого будет рассмотрена ниже. Но отметим уже сей­час, что именно такое понимание вытекает, если вдуматься, из сути само-i о слова «предпринимательство» —- оно предполагает предприимчивость, ошачает, что некто не просто купил, скажем, магазин, а именно пред­принял что-то новое.

К содержанию понятия «предпринимательство» близко стоит такое понятие, как «бизнес». Эти термины не являются тождественными. Биз­нес — понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность, поскольку к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности, направленных на по­лучение прибыли. Предпринимательство же осуществляется на постоян­ной основе и предполагает реализацию новых подходов к формированию и удовлетворению потребностей рынка.



Раздел I. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА


Сущность предпринимательской деятельности наиболее полно про­является в сочетании присущих ей функций, среди которых можно выде­лить следующие.

1. Общеэкономическая функция, реализуемая в производстве товаров (услуг) и их доведении до конкретного потребителя. Развитие предпри­нимательства является одним из определяющих условий экономическо­го роста.

2. Инновационная функция, имеющая наибольшую значимость для предпринимательства. Данная функция связана не только с использова­нием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей.

Эта функция может реализовываться по следующим направлениям:

• изготовление нового, неизвестного потребителям блага или созда­ние нового качества того или иного блага;

• внедрение новой, еще неизвестной в данной отрасли технологии производства;

• освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором дан­ная продукция не была представлена, независимо от того, суще­ствовал этот рынок прежде или нет;

• получение нового источника сырья или полуфабрикатов незави­симо от того, существовал ли этот источник прежде, но не прини­мался во внимание или считался недоступным или его только предстоит создать;

• изменение ситуации на рынке, в частности создание собственного монопольного положения или подрыв монополии конкурентов.

3. Ресурсная функция, предполагающая эффективное использование
как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Данная функция
противоречива и имеет двоякий характер. Суть противоречия заключает­
ся в том, что предприниматель как собственник ресурсов заинтересован
в их рациональном использовании и в то же время может нерационально
использовать общественные ресурсы (в частности, природные), о чем
широко свидетельствует как мировая, так и общественная практика.

В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль госу­дарства, устанавливающего формы ответственности предпринимателя за неправильное осуществление ресурсной функции.

4. Организаторская функция, проявляющаяся в принятии предприни­мателем самостоятельных решений об организации собственного дела, в формировании стратегии деятельности, выборе стиля управления.

5. Социальная функция, выражающаяся в возможности каждого дее­способного индивидуума проявить свои таланты и возможности. Эта


Глава 2. Общие основы предпринимательства 25

функция реализуется в формировании нового социального слоя — людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-эконо­мической деятельности, способных рисковать, преодолевать сопротив­ление внешней среды, добиваться поставленных целей.

По имеющимся социологическим оценкам, ярко выраженные пред­принимательские качества присущи примерно 5 % населения, хотя в различных странах в зависимости от особенностей национального характера и сложившихся культурных традиций данный показатель может меняться.

Социальная функция предпринимательства выражается в сокращении безработицы, увеличении численности рабочих мест для наемных работ­ников, которые в свою очередь экономически и социально зависят от того, насколько устойчива и эффективна деятельность предпринимательских фирм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.