КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика оценки
Оценка всей территории города была сделана с позиций различных категорий землепользователей, потребителей тех или иных ценностей или полезных свойств земельных участков. Для администрации города это были категории плательщиков земельного налога — субъекты промышленного использования, селитебного и торгово-обслуживающих функций. В качестве основы были выбраны два альтернативных вида использования — промышленное и селитебное, которые дополнялись оценкой так называемой социальной нагрузки. Результаты были представлены в виде изолинейных карт с различной степенью пригодности территории города для того или иного вида использования. Основными факторами, определяющими ценность земли для производственного использования, являются близость к железнодорожной станции и к урезу воды р. Лены как межрайонным средствам транспортировки грузов. К средним по влиянию факторам отнесены близость к источнику 396 Раздел X. МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ электроэнергии и к автомагистрали как элементам инфраструктуры, обслуживающим основной процесс. К вспомогательным — близость к централизованной линии водопровода и теплотрассе, а также к канализации, которые создают условия для работы производственного персонала. Для каждого фактора было выделено по три зоны влияния. Наиболее высоко была оценена береговая полоса шириной 100 м, позволяющая землепользователю иметь собственные причалы и пристани. Далее были выделены полосы в 200 и 300 м, где возможности использования близости к воде сужаются. Такие же высокие значения были приданы и близости к железнодорожным станциям (а не к полотну), откуда предприятия протягивают подъездные пути к своей территории. Зоны влияния по сравнению с положением относительно уреза воды увеличены вдвое.
Для сопоставления разных качественных факторов использовалась оценка в баллах. Подсчет балльных значений велся по точкам на местности с расстоянием 50 м между ними. Определялось положение точки в зонах влияния всех факторов, и суммировались соответствующие этим зонам баллы. Затем сумма баллов каждой точки умножалась на поправочные коэффициенты, обусловленные воздействием природных факторов. Из последних прежде всего учитывались геоморфологические условия для строительства. В ходе их оценки территория была разделена на четыре зоны в зависимости от уклона местности, поскольку для основной производственной деятельности города (складские и погрузочные работы) требовались значительные площади с относительно ровным рельефом. Второй учитываемый природный фактор — способность атмосферы к самоочищению как показатель возможности функционирования предприятия без нанесения значительного экологического ущерба городу. Были выделены также четыре зоны по интенсивности проявления этого свойства с соответствующими поправочными коэффициентами. По результатам расчетов было выделено семь зон разной степени ценности в отношении использования для производственных целей. В зонах с максимальными значениями находятся самые ценные для города участки, сочетающие близость к воде и к железнодорожным станциям. Семь градаций по пропорциональной шкале с указанием промежуточных изолиний давали возможность выбора вариантов при выделении экономических зон ценности территории в зависимости от политики города в пространственном регулировании производственной деятельности с помощью налогов. Технически градация ценности может осуществляться на любое количество ступеней. Оценка степени пригодности территории для селитьбы базировалась на более широком спектре факторов. Ведущим элементом влияния для го-
Глава 38 Оценка недвижимости рода, состоящего из цепи последовательно расположенных микрорайонов, является автомагистраль как средство консолидации территории и повышения доступности мест различного социального назначения. Учитывались магистрали общегородского значения, охваченные автобусным сообщением. Далее следовали линейные элементы технической инфраструктуры, формирующие благоустройство жилья: централизованный водопровод, тепловые станции и идущие от них теплотрассы, канализация и водоснабжение. Их удельные веса изменялись в соответствующем порядке. Зоны влияния у всех факторов были определены одинаковыми, за исключением электричества, зона которого увеличена вследствие меньшей стоимости прокладки ветви до места потребления. Следующий показатель отражал близость к местам приложения труда, и здесь учитывались только самые крупные предприятия города как наиболее вероятные работодатели для населения, проживающего в определенных ареалах. Близость предприятий к жилым микрорайонам не является положительным моментом по экологическим соображениям, но эта сторона взаимоотношения двух зон нами была отнесена к анализу ареалов загрязнения, в данном же случае учитывалось только удобство жителей микрорайона в отношении экономии времени на дорогу к месту работы. Последняя группа факторов — близость к основным объектам социальной инфраструктуры. Объекты, связанные с детьми, были оценены в баллах выше, чем прочие, из-за нежелательности ежедневного передвижения детей на городском транспорте. Магазины играют значительную роль в жизнеобеспечении населения, но они оценены ниже из-за их «подвижности» — в настоящее время они сами идут за спросом и приходят в жилые микрорайоны с меньшими затратами, чем другие объекты притяжения, начиная работу в любых приспособленных помещениях. Учреждения здравоохранения также важны, но они не относятся к регулярно посещаемым объектам. Полосы влияния этих факторов значительно шире, чем у инфраструктуры, и обусловлены физической возможностью преодоления расстояния человеком без излишних усилий.
Полученные значения в баллах суммировались по точкам на местности аналогично тому, как это делалось для оценки промышленной ценности земли. Затем сумма баллов каждой точки умножалась на поправочные коэффициенты, связанные с воздействием природных факторов. В этом виде оценки также учитывались геоморфологические условия для строительства, но в иных пропорциях. Жилищное строительство более неприхотливо к рельефу местности, серьезным ограничением для него 398 Раздел X. МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ является качество грунтов, в связи с чем были применены более щадящие поправочные коэффициенты по сравнению с промышленным использованием. Экологическая составляющая выражалась через зоны загрязнения, которые представляют собой результаты воздействия на среду жилого района со стороны промышленных предприятий и иных источников загрязнения. Экологическая ценность территории в данном случае обратно пропорциональна степени воздействия, что отражалось соответствующими поправочными коэффициентами. По итоговым балльным показателям также было выделено семь ареалов различной ценности территории города для использования под жилищную застройку. Ценность территории для обслуживающих отраслей определялась через степень так называемой социальной нагрузки, выражавшейся в интенсивности посещения тех или иных ареалов или точек. Для размещения предприятий торговли, общественного питания, культурно-бытового обслуживания в качестве наиболее благоприятного фактора рассматривалось их положение относительно мест постоянного проживания населения, путей интенсивного перемещения в суточном режиме и мест активного посещения с различными целями. При количественных расчетах в качестве базовой была принята гравитационная модель. Потенциал каждой условной точки рассчитывался в зависимости от массы источников нагрузки и расстояния до этих источников. Само понятие потенциала означало потенциальный спрос на товары или услуги предприятия, расположенного в определенной точке.
По рассчитанным изолиниям потенциалов социальной нагрузки также было выделено несколько зон различной ценности земельных участков города для обслуживающих население отраслей. Компьютерная обработка данных и дифференциация территории города на основе изолиний позволили городской администрации сформировать ступенчатую шкалу платежей для каждой категории пользователей в зависимости от распределения участков по этим зонам с ориентиром на установленную законом среднюю величину. Любые изменения в определяющих ценность земель факторах могли вноситься в соответствующий тип карты в текущем режиме. Все три зонирования не влияли друг на друга при установлении платежей, и земельный налог каждого плательщика ориентировался только на его собственную дифференциальную ренту. Отклонения от средней для города ставки в зависимости от преимуществ или недостатков участков легко объяснялись плательщикам при разверстке суммы баллов за определенные факторы. Глава 38 Оценка недвижимости
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |