Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности педагогического общения




Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется преж­де всего в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения. Для облегчения анализа, изучения этого феномена все многообразие видов общения можно в самом первом приближении разделить на группы в соответствии с формами жизнедеятельности человека: общение в семье, в шко­ле, на производстве, в сфере свободных отношений бытового ха­рактера (магазин, зрелищное учреждение и т.п.), общение в ком­паниях и группах непроизводственного характера и т.д.

Можно классифицировать виды общения по иному признаку:

1) функционально-ролевой (результатом такого типа общения является объединение усилий общающихся носителей социальных ролей); 2) личностный (сопереживание, эмоциональный контакт, понимание - результат общения в этом случае); 3) информацион­ный (обмен информацией составляет главную цель и результат общения) (В.Г.Антонян).

Однако общение учителя с учениками практически невоз­можно отнести к какому-либо из этих типов: учитель и ученик -это носители социальных ролей, их отношения имеют личност-

1 См.: Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1980. - С. 97. 2 Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. - С. 83.

ный характер, основным компонентом содержания их общения является обмен информацией. То есть это общение в одинаковой мере относится к любому из этих трех типов. Причем любая си­туация педагогического общения характеризуется функциональ­но-ролевыми отношениями, имеет личностный и информацион­ный характер.

В значительной мере это характерно и для многих других су­ществующих классификаций общения: педагогическое общение трудно или даже невозможно отнести к какому-либо из выделен­ных в них типов.

В определенной мере недостаток приведенных выше классифи­каций относительно педагогического общения преодолевается в классификации М. С. Кагана. Он выделяет материально-практи­ческий, духовно-информационный и практически-духовный типы общения'. Так называемые традиционные педагогические техно­логии в наибольшей степени соответствуют духовно-информаци­онному типу общения. Однако общение учителя с учениками в условиях развивающего обучения, на основе личностного подхо­да опять-таки не укладывается в рамки этой классификации.

В самом деле, к какому из указанных типов общения можно отнести общение учителя с учениками в ходе выполнения лабора­торной работы исследовательского характера, конструирования и моделирования на уроках труда в мастерских, проведения опытов на пришкольном участке? Ведь во всех этих случаях воспитатель и воспитанник занимаются практической деятельностью, обмени­ваются информацией в определенной изменяющейся эмоциональ­ной атмосфере, придумывают, делают что-то в обстановке субъ­ективного творчества.

Дело, конечно, не в оценке или хотя бы сравнительном сопос­тавлении различных классификаций, а в том, что любая из них дает возможность еще раз подтвердить исключительную слож­ность педагогического общения и фактическую невозможность поставить его в один ряд с каким-либо другим. Естественно, те или иные разновидности ущербного общения воспитателей с вос­питанниками нетрудно ранжировать в системе любой типизации. Однако наша задача другая - рассмотреть педагогическое обще­ние в его идеальном виде.

Чем же отличается педагогическое общение от других видов? Что ему присуще в большей мере, чем общению бытовому, на­пример, или осуществляемому в производственных условиях?

Прежде всего, педагогическое общение, организуемое учителем -даже в тех случаях, когда его инициатором является воспитатель

1 См.: Каган М. С. Мир общения. - М., 1984. - С. 256.

и ведущая роль в нем принадлежит воспитателю, - осуществля­ется главным образом или даже исключительно ради воспитан­ника, и реальный результат обеспечивается благодаря деятельно­сти самого воспитанника. Цель общения здесь - «не для себя», а «для другого»: не самому узнать, а научить, не самому почувст­вовать, а вызвать чувства у воспитанника. В отличие от других видов общения педагогическое общение, тем более профессио­нальное, осуществляется с целью оказать влияние на воспитан­ника - включить его в деятельность, способствующую формиро­ванию и развитию положительных личностных качеств, вызвать у него стремление к самоусовершенствованию.

Используя слово, тон голоса, мимику и др., воспитатель сооб­щает воспитаннику информацию и демонстрирует свое отноше­ние к ней, к воспитаннику, к себе самому и ко всему миру. Это из­меняет настроение, отношение, деятельность воспитанника, в ре­зультате которой формируются качества личности.

Таким образом, воспитатель воздействует на формирующиеся качества личности ее собственной деятельностью, направляя ее соответствующим образом и влияя тем самым на изменение тех или иных качеств, черт и т.п. личности. Почти так же, как хирург направляет свой скальпель, который держит в руках, на измене­ние органов или частей тела оперируемого. Следовательно, в пе­дагогическом общении слово, жест, взгляд воспитателя - это, об­разно говоря, «руки», которые держат «скальпель» - деятельность воспитанника (его слова, чувствования, действия). Этот «скаль­пель» изменяет «части его духовного тела», формирует его духов­ное и физическое Я.

Ярким примером этого является общение матери с младенцем,

в котором не столько смысл обращенных к ребенку слов, сколько их эмоциональная окраска и несловесное выражение любви к не­му составляют воспитательную силу матери.

У воспитателя «скальпель» - деятельность воспитанника - не внешний, чужеродный по отношению к воспитуемому инструмент, а достояние самой формирующейся личности, его чувства, его дей­ствия, его отношения, им контролируемое средство воспитания. Тем более контролируемое, чем более осознанно воспринимает он окружающий мир. В этом основа субъект-субъектных отно­шений в воспитании вообще и в педагогическом общении в ча­стности. В этом же и суть важнейшего отличия педагогического

общения от всех других видов.

В значительной мере это качество присуще театральному об­щению. Но там оно неизбежно перерастает в демонстрацию про­фессионального мастерства артиста и имеет принципиально иное соотношение воздействующих средств на участников общения и

соответственно результатов - как для артиста, так и для зрителя в сравнении с воспитателем и воспитанником. Артист показывает зрителям свое мастерство, учитель - знания, мастерство и воспи­танность своих учеников. Кому? Прежде всего им самим.

Другой особенностью педагогического общения является его воспитательный характер, оно в отличие от других видов обще­ния (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.

Достижение цели воспитания, продвижение к ней целиком фактически зависит от общения как самостоятельного вида дея­тельности и как части игры, учения, труда. Сами по себе труд, иг­ра, учение в сугубо воспитательном плане, как справедливо ука­зал А.С.Макаренко, - процессы нейтральные. Они могут воспи­тывать как в положительном, так и в отрицательном направле­нии. Лишь их включенность в систему определенных человече­ских отношений придает им воспитательную направленность и силу. А включаются они в эти отношения через общение. В этом одно из проявлений единства воспитания, обучения и развития и одновременно требование вовлеченности в процесс общения всей личности учителя, воспитателя. К учителю предъявляются особые требования как к личности и участнику профессионального об­щения: он не может быть хорошим профессионалом, не обладая высокими морально-волевыми качествами, способностью эстети­ческого восприятия явлений действительности. Очевидно, ни в одном из других видов общения к его участникам подобного уровня требований не предъявляется.

Общение бывает непосредственным и опосредованным, т.е. в форме прямых контактов общающихся и через кого-то (другого человека, группу людей) или что-то (игрушку, компьютер и др.).

Опосредованность в педагогическом общении проявляется в двух отношениях. Во-первых, в отношении контактов между самими участниками общения: воспитатель может прямо обра­титься к воспитаннику с просьбой, советом, требованием, вместе с ним выполнять какую-либо работу и т.п. или передать воспи­таннику через кого-либо свое мнение, совет, организовать его деятельность, используя инструкцию, знания и умения другого воспитанника и т.п. Воспитатель организует деятельность вос­питанников через актив. Его воспитательная и организаторская позиция в этом случае становится скрытой (так называемый принцип параллельного действия, по А.С.Макаренко).

Во-вторых, Опосредованность проявляется в том, что воспита­тель направляет свои воздействия не на воспитанника даже в слу­чае прямых контактов с ним, а на те знания, которые воспитанник должен усвоить, на качества личности, которые он должен фор-

мировать, на ценности, в которых он должен определенным обра­зом ориентироваться.

В субъект-субъектном взаимодействии объектом деятельности воспитателя (и воспитанника) становятся усваиваемые знания, формируемые качества личности и отношения, по поводу кото­рых осуществляется педагогическое общение.

Таким образом, опосредующим звеном, на которое направ­лены эмоции воспитателя, учителя, его оценочные суждения, от­ношения являются процессы, предметы, свойства и качества, достоинства и недостатки. Как бы через них устанавливает вос­питатель контакт с воспитанником. Как в театре артисты уста­навливают контакт со зрителями, обращаясь не прямо к ним, а к своим партнерам по сцене, выражая им, а не зрителям свою лю­бовь, страдание, ненависть, так и опытный воспитатель обраща­ется к воспитаннику косвенно. Только его «партнерами по сце­не» являются не артисты или вообще другие люди, а знания, добродетели и пороки, положительные и отрицательные челове­ческие качества.

В этом заключается одна из особенностей педагогического общения, которое не всегда, но по большей части осуществляет­ся не в форме прямого воздействия, а опосредованно, особенно при выражении отрицательных оценок и суждений, при решении задач развития самостоятельности и активности воспитанников.

Кроме разделения общения на прямое и опосредованное его можно разделить еще и на общение воспитателей с воспитанника­ми и общение между воспитанниками, причем как в первом, так и во втором случае рассматриваются разновидности общения в зависимости от возраста воспитанников (общение с дошкольни­ками - и здесь возможно и необходимо специальное рассмотрение общения с младенцами, с детьми полутора - трех лет, младшими школьниками, подростками, старшими школьниками). А.В.Мудрик в книге «Общение как фактор воспитания школьников» (М., 1984) рассматривает четыре возрастных типа общения школьни­ков: детский (I-IV классы), подростковый (IV-VII классы), пере­ходный (VII-IX классы), юношеский (X-XI классы). Для каждо­го из этих типов характерно разделение на свободное общение (осуществляемое исключительно по желанию, для удовлетворе­ния потребности в нем) и ролевое (общение в каких-либо сферах жизнедеятельности, где роль учащегося, воспитанника заранее определена: ребенок в семье, ученик в школе, член определенной группы кружка, секции) -с конкретными правами и обязанно­стями.

Есть немало других классификаций разновидностей общения, в том числе и в зависимости от характера отношений между его уча-

стайками: в педагогическом общении - между учителем и ученика­ми. В этом случае говорят о стилях общения: авторитарный стиль (учитель единолично принимает решения); демократический стиль (воспитанник в общении - равноправный партнер, воспитатель по­буждает воспитанника к активности, используя совет, просьбу и др.); либеральный стиль (учитель уходит от принятия решений, предоставляя инициативу ученику) (см., например: Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993. - С. 29-40). Их элементы или даже вполне сформировавшиеся отношения можно обнаружить и в общении воспитанников между собой. Все эти и другие классифи­кации представляют интерес для учителей в том отношении, что они раскрывают многообразие сторон сложного процесса общения, помогают понять, что в воспитании важно учитывать и использо­вать в качестве средства воспитания как общение между воспитате­лем и воспитанниками, так и между самими воспитанниками, а кроме того, и между воспитанниками и другими людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.