![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы (стадии) структуры процесса педагогического общения
Как и всякий процесс, общение имеет свое начало, основную часть и определенное завершение. В.А.Кан-Калик выделил четыре этапа профессионально-педагогического общения: 1) моделирование предстоящего общения с воспитанниками (классом); 2) организация непосредственного общения; 3) управление общением в педагогическом процессе; 4) анализ осуществленной системы общения и моделирование новой1. Несколько иначе этот процесс можно отразить в следующей последовательности: 1) предкоммуникативная фаза; 2) коммуникативная фаза, состоящая из трех этапов: а) создание эффекта первого впечатления; б) поисковый этап; в) этап общения; 3) посткоммуникативная фаза. Сущность предкоммуникативной фазы общения заключается в ориентировании будущих участников в условиях общения, в подготовке воспитателя и воспитанников к обсуждению общего для них объекта, к восприятию друг друга. Перед первым уроком в классе учитель заботится о готовности помещения (кабинета), получает и анализирует сведения об учениках, отношениях между ними, уровне их обученности и воспитанности. Он старается получить сведения и о родителях учащихся: учить и воспитывать ребенка, не зная, в какой семейной обстановке формируется его личность, чрезвычайно трудно, фактически невозможно. В соответствии с результатами анализа полученных сведений учитель планирует свои действия в ходе предстоящего общения. Готовятся к предстоящему общению и ученики. Для них это эмоциональная ориентация в ситуации, которая возможно сложится в ходе общения, получение об учителе сведений из разных источников, выбор возможных вариантов поведения на первом уроке. Разумная администрация школы оказывает влияние на характер подготовки учащихся к первому общению с учителем, представляя его классу. Сам учитель тоже может оказать влияние на подготовку учащихся к первой встрече, побеседовав с некоторыми учениками, поместив статью в местной молодежной 1 См.: Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. - С. 27. или школьной стенной газете, сделав интересное объявление о предстоящей работе по предмету и т.п. В течение учебного года, идя на очередной урок, учитель тоже испытывает волнение от неожиданностей очередной встречи со своими воспитанниками и хотя и в меньшем объеме, но. выполняет ту же работу по подготовке к общению, планируя свои предстоящие действия, только на более прочной основе своих личных знаний и впечатлений об учениках. То же можно сказать и о предкоммуникативной фазе общения учеников с учителем перед каждым уроком. Таким образом, основное содержание деятельности воспитателя в предкоммуникативной фазе заключается в определении цели, конкретных задач общения, выяснении своих возможностей и возможностей воспитанников и планировании предстоящей совместной с воспитанниками деятельности. Коммуникативную фазу общения мы разделили на три этапа. Сущность первого этапа заключается в создании у воспитанников эффекта первого впечатления о воспитателе (учителе), которое заставит обратить внимание на предмет обсуждения и даже немного больше, чем только на то, что будет обсуждаться. Первое впечатление, создаваемое внешним обликом учителя, его первыми обращениями к ученикам и обстановкой, в которой это происходит, должно убедить учеников в профессиональной компетентности учителя, авторитетности в своей области, заинтересованности в жизни класса и каждого ученика. Особую важность этот этап имеет в общении с младшими подростками. Занятые в наибольшей мере самими собой, выяснением своей собственной ценности, они и взрослых, в том числе и учителей, воспринимают с позиции «а кем он может быть для меня» - интересен ли, может ли быть примером. Причем эти оценки формулируются на упрощенных представлениях о примерах, идеале, достоинстве. Второй этап коммуникативной фазы - поисковый. Это определение правильного тона обращения к воспитанникам, уточнение формы обсуждения (совместной деятельности), которая соответствовала бы особенностям состояния воспитанников. Например, заранее запланированная беседа, в которой учитель намечал сообщить ученикам основную информацию, может после первых вопросов перерасти в такую, в которой он будет лишь активизировать высказывания, суждения самих учеников. Или запланированная практическая работа может быть заменена обсуждением или даже объяснением учителя, если выяснится, что учащиеся не готовы ее выполнить, и т.п. В любом случае решения и действия учителя должны быть оперативными, решительными и обоснованными. Этот этап в процессе общения должен быть самым коротким, но в его необходимости не приходится сомневаться. На третьем этапе коммуникативной фазы учитель использует запланированные средства, реализует в полной мере в зависимости от складывающейся ситуации общения формы и методы, избранные на поисковом этапе. Варьирование используемых средств, чередование видов деятельности в соответствии с «этапными задачами» урока или внеклассного мероприятия особенно важны в общении с младшими школьниками и учащимися V-VII классов. Для школьников этих возрастов исключительно важно включение их в операциональную, предметно-манипулятивную деятельность. Без нее общение для них не является полным и не реализует своих воспитательных функций. Поэтому так отзывчивы они на предложения участвовать в игре, выполнять лабораторные и практические работы, в ходе которых сообщение, объяснение, обсуждение оказываются более результативными, чем в сугубо вербальном их исполнении. Определенное отношение это имеет и к работе с учащимися переходного(VIII-IX классы) и старшего школьного возраста. Посткоммуникативная фаза педагогического общения - это, как и предкоммуникативная, опосредованное, преимущественно непрямое общение. Это осмысление учителем (воспитателем) и учениками (воспитанниками) результатов общения. Если для учителя - осознание и оценка результатов общения дело в общем-то профессиональное, к которому он более или менее подготовлен, то учащиеся об этом задумываются редко. Результат для них - в оценке учителя, а если ее нет, то просто в окончании общения. Ни что осмысливать, ни критерии оценки результатов совместной работы ученики, как правило, не знают. Этому их должен учить учитель, показывая способы определения ошибок не только в доказательствах теорем или изложении грамматических правил, но и в отношениях со сверстниками, в форме и тоне отстаивания своего мнения и т.п., т.е. неудач и успехов в общении в широком смысле этого слова. Эта последовательность стадий, или фаз общения, или этапов, ступеней и т.п. называется структурой общения. Структуру общения можно рассматривать и как совокупность взаимосвязанных его элементов. В этом случае в ней можно выделить участников общения, его цель и содержание, средства, место и материально-техническое оборудование, формы и методы общения.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |