Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы (стадии) структуры процесса педагогического общения




Как и всякий процесс, общение имеет свое начало, основную часть и определенное завершение. В.А.Кан-Калик выделил четыре этапа профессионально-педагогического общения: 1) моделиро­вание предстоящего общения с воспитанниками (классом); 2) ор­ганизация непосредственного общения; 3) управление общением в педагогическом процессе; 4) анализ осуществленной системы об­щения и моделирование новой1.

Несколько иначе этот процесс можно отразить в следующей последовательности:

1) предкоммуникативная фаза;

2) коммуникативная фаза, состоящая из трех этапов: а) создание эффекта первого впечатления; б) поисковый этап; в) этап общения;

3) посткоммуникативная фаза.

Сущность предкоммуникативной фазы общения заключается в ориентировании будущих участников в условиях общения, в подго­товке воспитателя и воспитанников к обсуждению общего для них объекта, к восприятию друг друга. Перед первым уроком в классе учитель заботится о готовности помещения (кабинета), получает и анализирует сведения об учениках, отношениях между ними, уров­не их обученности и воспитанности. Он старается получить сведе­ния и о родителях учащихся: учить и воспитывать ребенка, не зная, в какой семейной обстановке формируется его личность, чрезвы­чайно трудно, фактически невозможно. В соответствии с результа­тами анализа полученных сведений учитель планирует свои дейст­вия в ходе предстоящего общения.

Готовятся к предстоящему общению и ученики. Для них это эмоциональная ориентация в ситуации, которая возможно сло­жится в ходе общения, получение об учителе сведений из разных источников, выбор возможных вариантов поведения на первом уроке. Разумная администрация школы оказывает влияние на характер подготовки учащихся к первому общению с учителем, представляя его классу. Сам учитель тоже может оказать влия­ние на подготовку учащихся к первой встрече, побеседовав с не­которыми учениками, поместив статью в местной молодежной

1 См.: Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. - С. 27.

или школьной стенной газете, сделав интересное объявление о предстоящей работе по предмету и т.п. В течение учебного года, идя на очередной урок, учитель тоже испытывает волнение от неожиданностей очередной встречи со своими воспитанниками и хотя и в меньшем объеме, но. выполняет ту же работу по под­готовке к общению, планируя свои предстоящие действия, толь­ко на более прочной основе своих личных знаний и впечатлений об учениках. То же можно сказать и о предкоммуникативной фазе общения учеников с учителем перед каждым уроком.

Таким образом, основное содержание деятельности воспитате­ля в предкоммуникативной фазе заключается в определении цели, конкретных задач общения, выяснении своих возможностей и воз­можностей воспитанников и планировании предстоящей совмест­ной с воспитанниками деятельности.

Коммуникативную фазу общения мы разделили на три этапа. Сущность первого этапа заключается в создании у воспитанни­ков эффекта первого впечатления о воспитателе (учителе), которое заставит обратить внимание на предмет обсуждения и даже немно­го больше, чем только на то, что будет обсуждаться. Первое впе­чатление, создаваемое внешним обликом учителя, его первыми об­ращениями к ученикам и обстановкой, в которой это происходит, должно убедить учеников в профессиональной компетентности учителя, авторитетности в своей области, заинтересованности в жизни класса и каждого ученика. Особую важность этот этап имеет в общении с младшими подростками. Занятые в наибольшей мере самими собой, выяснением своей собственной ценности, они и взрослых, в том числе и учителей, воспринимают с позиции «а кем он может быть для меня» - интересен ли, может ли быть примером. Причем эти оценки формулируются на упрощенных представлени­ях о примерах, идеале, достоинстве.

Второй этап коммуникативной фазы - поисковый. Это опреде­ление правильного тона обращения к воспитанникам, уточнение фор­мы обсуждения (совместной деятельности), которая соответство­вала бы особенностям состояния воспитанников. Например, заранее запланированная беседа, в которой учитель намечал сообщить уче­никам основную информацию, может после первых вопросов пере­расти в такую, в которой он будет лишь активизировать высказы­вания, суждения самих учеников. Или запланированная практиче­ская работа может быть заменена обсуждением или даже объяснением учителя, если выяснится, что учащиеся не готовы ее выполнить, и т.п. В любом случае решения и действия учителя должны быть оперативными, решительными и обоснованными. Этот этап в процессе общения должен быть самым коротким, но в его необходимости не приходится сомневаться.

На третьем этапе коммуникативной фазы учитель использует запланированные средства, реализует в полной мере в зависимости от складывающейся ситуации общения формы и методы, избранные на поисковом этапе. Варьирование используемых средств, чередо­вание видов деятельности в соответствии с «этапными задачами» урока или внеклассного мероприятия особенно важны в общении с младшими школьниками и учащимися V-VII классов. Для школь­ников этих возрастов исключительно важно включение их в опера­циональную, предметно-манипулятивную деятельность. Без нее общение для них не является полным и не реализует своих воспита­тельных функций. Поэтому так отзывчивы они на предложения участвовать в игре, выполнять лабораторные и практические рабо­ты, в ходе которых сообщение, объяснение, обсуждение оказыва­ются более результативными, чем в сугубо вербальном их исполне­нии. Определенное отношение это имеет и к работе с учащимися переходного(VIII-IX классы) и старшего школьного возраста.

Посткоммуникативная фаза педагогического общения - это, как и предкоммуникативная, опосредованное, преимущественно непря­мое общение. Это осмысление учителем (воспитателем) и учениками (воспитанниками) результатов общения. Если для учителя - осозна­ние и оценка результатов общения дело в общем-то профессио­нальное, к которому он более или менее подготовлен, то учащиеся об этом задумываются редко. Результат для них - в оценке учителя, а если ее нет, то просто в окончании общения. Ни что осмысливать, ни критерии оценки результатов совместной работы ученики, как правило, не знают. Этому их должен учить учитель, показывая спо­собы определения ошибок не только в доказательствах теорем или изложении грамматических правил, но и в отношениях со сверст­никами, в форме и тоне отстаивания своего мнения и т.п., т.е. не­удач и успехов в общении в широком смысле этого слова.

Эта последовательность стадий, или фаз общения, или этапов, ступеней и т.п. называется структурой общения. Структуру обще­ния можно рассматривать и как совокупность взаимосвязанных его элементов. В этом случае в ней можно выделить участников общения, его цель и содержание, средства, место и материально-техническое оборудование, формы и методы общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.